Культура та мистецтво

Знаменитый джазмен алексей козлов: «за исполнение рок-оперы «иисус христос -- суперстар» нас считали идеологическими диверсантами»

0:00 — 18 жовтня 2000 eye 642

13 октября известному музыканту исполнилось 65 лет

… Еще советскую публику он обезоружил своим стремительным восхождением на музыкальный Олимп. Сейчас его концерты проходят при таких аншлагах, которые и не снились эстрадным исполнителям. Алексей Козлов, самый известный джазовый музыкант Советского Союза, еще в далеком 1976 году создал первый отечественный джаз-роковый коллектив -- знаменитый «Арсенал».

19 и 20 октября в Киеве, в Большом зале Консерватории состоятся концерты знаменитого оркестра, после чего музыканты отправятся в большой тур по Украине. Нынешние гастроли примечательны еще и тем, что на днях известный джазмен отпраздновал свой юбилей -- 13 октября Алексею Козлову исполнилось 65 лет. Маэстро не любит откровенничать, но для нашей газеты он сделал исключение. 20 октября с 11. 00 до 12. 00 в «ФАКТАХ» состоится традиционная прямая линия с Алексеем Козловым. Ваши вопросы вы сможете задать по телефону 246-85-50. Накануне приезда Козлова нам удалось побеседовать с джазменом.

-- Как вам наша публика?

-- Вся украинская публика отличается даже от российской, не говоря уже там об остальной славянской. Очевидно, все-таки какие-то половецко-печенегские и прочие персидские крови привносят в характер украинцев какой-то особый темперамент. Не зря мы здесь торчали раньше по полгода гастрольной жизни, составляли так свои гастрольные туры, чтобы отсюда не уезжать. Здесь очень благодарная аудитория, наиболее тонко реагирующая на джаз-рок. Украина для нас -- это край джаз-рока. Мы здесь уже были и с «Арсеналом», и с «Арсеналом-трио», и с «АRS NОVА», опять налаживаются связи, и я думаю, что это связано с тем, что у вас появились деньги. Я надеюсь, что мы будем бывать в Украине чаще.

-- Когда же родился саксофонист Козлов?

-- Еще в середине 50-х я начал работать на подпольных «халтурах» в качестве пианиста. На саксофон перешел весной 1957 года. Создал свой коллектив, выступавший на нелегальных концертах. В 1961 году принял участие в создании первого в СССР джазового кафе «Молодежное», где работал со своим квинтетом до 1966 года. И пошло-поехало. Мы родились в один год с «Weather Report» и представляем первую волну джаз-рока. Музыка раннего «Арсенала» в свое время считалась идеологической диверсией. Мы же исполняли «Иисус Христос -- суперстар». Нас преследовали, устраивали провокации, и лишь в 1976 году нам удалось устроиться в Калининградскую филармонию и как-то пробиться в официальную жизнь.

-- Каков нынешний состав «Арсенала»?

-- Постоянный состав -- 4 человека. Это уже восьмой состав «Арсенала». Программа меняется очень часто, мы постоянно репетируем, совершенствуем свою музыку. Не важно совершенство инструментов, важно совершенство музыканта: если в музыке есть идея, она дойдет до любой публики.

-- Какой эпизод вашей биографии запомнился вам на всю жизнь?

-- Знакомство и джем-сэшн с Дюком Эллингтоном в 1971 году.

-- Какое направление в современной музыке вы представляете?

-- Подчеркиваю, я представляю не джаз, а концептуальный фанки-фьюжн. Мы -- единственные, кто играет по-настоящему эту музыку в России. Скоро у меня открывается сайт по этой тематике, и вы оттуда сможете подробнее об этом узнать, а позже там будет информация о хип-хопе, эйсид-джазе, джангле…

-- У вас сложный характер?

-- Характер, тяжелый для окружающих из-за непримиримости к неточным и недобросовестным людям. Страдаю от прямолинейности.

-- А что вы больше всего ненавидите?

-- Я индивидуалист. Разумный эгоист и сноб с детства. Поэтому питаю лютую неприязнь к толпе.

-- А что любите?

-- Скромную, трезвую жизнь. По этой причине у меня очень ограниченный круг близких людей. Когда интересно -- работоспособность большая, когда неинтересно -- абсолютная лень и безволие.

-- А какое влияние на формирование вас как музыканта оказали ваши родители?

-- Косвенное -- возможно. Ведь мать была теоретиком и преподавателем музыки, ее прадед, Виноградов Петр Ильич, -- протоиереем и ключарем Успенского собора Московского Кремля, а его зять, мамин дед, Полканов Иван Гаврилович, -- протодиаконом в Успенском соборе. Отец -- психолог, доцент Московского государственного педагогического института им. Ленина. Но джазистов уж точно в роду до меня не было.

-- Расскажите, как у джазового музыканта возникла идея проекта «Пионерские блатные»?

-- В детстве во дворе я играл на гитаре. Слышал, как пели хулиганы. Вспомнил все это и напел. Это своего рода музыкальная иллюстрация к моей книге воспоминаний «Козел на саксе».

-- Какое сейчас время в джазе?

-- Это сложный вопрос. Я проповедник фанки-фьюжн. Этот жанр живет за счет того, что он все время впитывает в себя новое. Традиционный же джаз становится музейным. Меня это не устраивает, поэтому я играю джаз-рок.

-- Что, по-вашему, является основным вкладом Алексея Козлова в современную музыку?

-- Главное достижение — создание отечественного джаз-рока. Главная задача -- обогащение российской музыкальной культуры путем привнесения в нее всех современных видов инструментальной импровизационной музыки.


«Facty i kommentarii «. 18-Октябрь-2000. Культура.