Отшумели баталии XXVII летних Олимпийских игр, вернулись домой с далекого Зеленого континента наши спортсмены Однозначную оценку выступлению украинской олимпийской сборной давать пока рано, и, согласитесь, лучше будет, если это сделают более компетентные люди. «ФАКТЫ» предлагают вниманию наших читателей точку зрения президента Национального Олимпийского комитета Украины, председателя Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины Ивана Федоренко. Человека, имеющего непосредственное отношение к спорту и знающего о его проблемах не понаслышке.
- Я, как человек, отвечающий за спорт в этом государстве, считаю, что подводить итоги Олимпийских игр в Сиднее пока рано. Это можно будет сделать лишь после отчета всех главных тренеров сборных о том, какая работа была проведена по подготовке к Олимпиаде и как наши спортсмены выступили. Вот тогда мы можем обобщить все результаты специалистов и оценить достижения наших олимпийцев. Пока мы по каждому виду спорта итогов не подвели.
><B>-Но главный итог очевиден — количество медалей вряд ли может кого-то удовлетворить <B> >
- Подводя итоги, мы одновременно должны думать о том, что можно сделать, чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок. Поэтому мной подписаны два приказа, в которых четко сформулировано, как и какие проблемы нам нужно решать. Многие называют основной проблемой — финансирование. Я так не считаю. Да, финансы влияют на весь процесс подготовки к турнирам и Олимпиаде. Финансирование олимпийской сборной началось в феврале, когда нас поддержал премьер-министр. Но оно лишь стабилизирует работу и дает возможность на заключительном этапе подготовки закончить то, что было запланировано.
Даже если бы за полгода до Олимпиады нам дали миллиард, ничего изменить уже было бы нельзя. Нужно финансировать весь предолимпийский цикл.
На мой взгляд, важен, прежде всего, весь учебно-тренировочный процесс, где нет главных и второстепенных стартов, а есть план подготовки, который составляет тренер на весь предолимпийский цикл. Тренер определяет соревнования, на которых должен выступить спортсмен и показать соответствующие результаты, — и спортсмен готовится. У нас, к сожалению, немало проблем, связанных с учебно- тренировочным процессом. Так, например, база олимпийской подготовки в Конче-Заспе не соответствует предъявляемым требованиям. Возьмем спортивную гимнастику — «медалеемкий» вид спорта (разыгрывается 14 комплектов наград). Спортивные снаряды на эту базу были заказаны еще на Олимпийских играх в Атланте, а поставили их только в августе нынешнего года, когда наша команда уже отправилась в Сидней на предолимпийскую подготовку. Теперь они будут работать на следующий олимпийский цикл. Да и спортсмену лучше готовиться на том оборудовании, на котором он будет выступать. В Сиднее, например, был очень жесткий ковер. Практически ни одна команда, за исключением румынок, которым досталось «золото», на смогла откатать вольные упражнения без ошибок.
Пока в Украине только одна олимпийская база полностью укомплектована гимнастическим оборудованием. Тренеры вынуждены привозить перворазрядников на сбор в Конче-Заспу и 256 дней в году там их готовить. Ребята учатся в общеобразовательной школе в соседней Чапаевке. Вот это для нас сегодня проблема. Если мы не создадим три-четыре центра в регионах, спортивной гимнастики в нашей стране не будет.
><B>- Почему, на ваш взгляд, Румыния, у которой экономическая ситуация хуже, а количество населения меньше, в целом выступила успешнее нас?<B> >
- Румыны могут конкурировать только в нескольких видах спорта. Да, если сравнить наши спортивные базы, то румынские однозначно на порядок выше. Особенно гимнастические школы. И сама система подготовки в этой стране была подогнана под заведомо выигрышные виды спорта. На это было брошено все, в том числе и фармакология. Мы тоже определили приоритетность некоторых видов спорта, но сделали это с опозданием. Я подписал приказ о приоритетности в 1998 году. Ставка была сделана на спортивную гимнастику, все виды борьбы, бокс, легкую и тяжелую атлетику, фехтование, плавание, стрельбу.
Продолжая тему выступления румын, хочу коснуться допинг-контроля. У нас нет лаборатории, которая дала бы возможность анализировать восстановительные средства, принимаемые сегодня спортсменами. А она нам очень нужна. Оборудование такой лаборатории стоит от 2 до 4 миллионов долларов. Даже россияне приехали на Олимпиаду со своей лабораторией, в которой они определяли состояние спортсменов до старта. Мы же это делаем методом тыка, так сказать, на глазок.
Правда, за два года смогли сформировать научно-исследовательский институт, купили диагностическое оборудование, пригласили профессора Вячеслава Попова. Теперь после обследования спортсмена можно сказать, какое у него на сегодня состояние и на какое время придется пик его формы. К сожалению, мы не могли это делать на протяжении всего олимпийского цикла.
Недавно я подписал приказ, где четко сказано, что исследования будет проводить специалист, который предоставит план подготовки спортсмена. А я, как руководитель, должен обеспечить выполнение этой программы.
Наше самое больное место — медицина. В Центр спортивной медицины уже не ходят титулованные спортсмены. Они ищут врачей на стороне. Например, Инесса Кравец не показала результата на Олимпиаде по простой причине — травма ахиллового сухожилия. И у нее не было постоянного лечащего врача, который вел бы ее продолжительное время. В Олимпийской деревне был солидный медицинский центр с супердиагностическим оборудованием. Наш врач, продиагностировав ее, пришел к выводу, что Кравец может выступать. Но спортсменка уже внушила себе, что старая травма не позволит ей показать результат и перебороть себя психологически не смогла
Если мы не подключим медицину к большому спорту, то многое потеряем. Врач должен быть самым близким человеком для спортсмена. Тренер планирует нагрузки, врач рекомендует, а спортсмен выполняет. В футбольном клубе «Динамо» Лобановский не примет решения, если доктор Малюта не даст согласия.
><B>- В чем, вы думаете, причина неудачного выступления ряда титулованных спортсменов? Например, Сергея Бубки, Анжелы Балахоновой <B> >
- Бубка У него заканчивался срок членства в Международном Олимпийском комитете. Во время этой Олимпиады проходили выборы в состав МОК (на 8 вакантных мест претендовали 44 выдающихся спортсмена), а затем на сессии МОК из этих 8 спортсменов выбрали одного члена исполкома. Им стал наш прославленный шестовик. Если бы Бубка не вышел в сектор, мы бы лишились своего членства в МОК. К сожалению, иного выхода у нас не было.
Почему не выступила Анжела Балахонова? Это наша беда При всем уважении к главным тренерам, есть спортсмены, которые работают с личным тренером и без него психологически настроиться на выступления не могут. К ним относится и Балахонова. На последнем Гран-при она прыгнула, по-моему, 4. 60 м, на чемпионате Украины — 4. 55 м. Но с трех попыток на Олимпиаде не взять 4. 25 м Так что мы должны и эту проблему решить к следующим Играм.
Придется сократить количество спортсменов, которые будут находиться «в обойме». Сделаем ставку на трех «китов» — тренерские кадры, материально-техническую базу и самих спортсменов, которые могут реально претендовать на медали.
Еще одна из самых наболевших проблем — тренерский состав. Сейчас Виктор Коваленко, например, — тренер сборной Австралии. На Олимпиаде в Атланте он привел украинский экипаж в классе «470» к «золоту». В 1998 году Коваленко перебрался в Австралию, и на Играх в Сиднее олимпийскими чемпионами стали экипажи этой страны. Была договоренность о том, что он будет продолжать в качестве личного тренера поддерживать украинские экипажи. И он действительно поддерживает. Я его спрашивал: «Как же так произошло, что у нас всего одна «бронза?» Он ответил, что нашими яхтсменами не была выполнена программа подготовки Нельзя не учитывать и судейство. Нашу мужскую сборную давили, что называется, по-черному. Отсюда и дисквалификация.
Сейчас стоит вопрос о том, как вернуть тренерские кадры в Украину. Будем просить Кабинет министров и Президента определить тренерскую элиту, которую мы должны сохранить. А Национальный Олимпийский комитет должен установить свои стипендии, чтобы удержать спортсменов. Вот, например, вернулся Виктор Сидорук, который привел к олимпийскому чемпионству по стрельбе из лука сборную Испании. Братья Белоглазовы сегодня работают в сборной России, Федорец — в Африке. Мы должны постараться их вернуть. Главным тренерам наших сборных по спортивной гимнастике Олегу Остапенко и Анатолию Шемякину сегодня предлагают большие деньги в других странах. Но есть структуры, которые их поддерживают, и эти люди остаются и тренируют наших спортсменов.
><B>- Еще один вид спорта, на который возлагались огромные надежды, и который их не оправдал, — тяжелая атлетика <B> >
- В тяжелой атлетике результаты зависят прежде всего от уровня психологического и медико-биологического обеспечения. И Денис Готфрид, и Игорь Разоренов показывали высочайшие результаты . Президент федерации тяжелой атлетики Анатолий Писаренко организовал в Коктебеле прекрасную базу, создал отличные условия для подготовки. Хорошо прошел и заключительный этап подготовки в Конче-Заспе, на проведение которого НОК выделил 50 000 гривен. И вдруг такой провал
Кстати, немаловажную роль играет и тот факт, что во многих международных федерациях нет представителей Украины. Так, например, президент Федерации любительского бокса Украины Игорь Гайдамак является вице-президентом международной федерации. В международных федерациях по борьбе у нас сегодня никого нет. До слез было обидно, когда Давида Солдадзе в финале засудили, так сказть, на ровном месте. Потом мы подали протест, но, увы Свои представители на международном уровне нам просто необходимы. В гимнастике есть шансы попасть в технический комитет у Игоря Коробчинского и Любови Серебрянской.
К сожалению, у нас в олимпийской сборной отсутствовал явный лидер. Но была спортсменка, которая выступила даже выше своих возможностей, — Яна Клочкова. После двух золотых медалей дистанцию 800 метров она вызвалась плыть добровольно (мы этого не планировали). Был близок к «золоту» Денис Силантьев. По нашим расчетам, примерно 9--10 спортсменов должны были минимум шесть золотых медалей взять, но они не смогли этого сделать В последний день Олимпиады проходили соревнования по гребле на байдарках и каноэ. Накануне вечером я встречался с ребятами, настрой у них был чудесный, рассчитывали на медаль. Утром — рок какой-то! Из-за погоды гонку переносили три раза, в конце концов, во второй половине дня она состоялась, но наши спортсмены уже перегорели Да, в шестерку сильнейших они вошли, но это уже не тот результат.
Золотых медалей на этой Олимпиаде мы, как известно, завоевали меньше, чем в Атланте. Кстати, подобную систему подведения итогов (по количеству завоеванного «золота») в свое время, чтобы бороться с Советским Союзом, предложили американцы. А ведь в Олимпийской Хартии записано: на Олимпийских играх соревнуются не государства, а команды и спортсмены. Если подсчитать наши очки с 1-го по 6-е места, то и в Атланте, и в Сиднее мы завоевали по 174 очка. Это немало, и мы можем реально рассчитывать, что те, кто были четвертыми, пятыми, шестыми на этой Олимпиаде, реально могут претендовать на поездку в Афины. При хорошо поставленной подготовке спортсменов результат должен быть хорошим.
><B>- Мы забыли еще об одном лидере нашей олимпийской сборной — Сергее Голубицком <B> >
- Безусловно, мы на него рассчитывали. Быть чемпионом мира несколько лет подряд, выиграть все, что только было возможно, и Я присутствовал на соревнованиях по фехтованию от начала до конца. Постоянно говорил Голубицкому: «Сережа, настраивайся на победу». Но, видимо, индивидуальная подготовка (Голубицкий живет и тренируется в Голландии. — Ред. ), когда отсутствует контроль за учебно-тренировочным процессом, не всегда приносит свои плоды. К сожалению, его формы и подготовки, которых вполне хватало на чемпионаты мира и коммерческие старты, оказалось недостаточно для Олимпиады
Нам нужно поднять роль федераций и статус внутренних соревнований. Почти за 10 лет независимости мы не провели ни одного чемпионата Украины по спортивной гимнастике во Дворце спорта. Чемпионат Украины должен быть законом для всех спортсменов. Мы же подстраиваемся: там проходит коммерческий старт, там еще какой-то Спортсмену нужно будет четко определиться: либо он в сборной, либо зарабатывает деньги.
><B>- Кстати, о деньгах. Выплачены ли обещанные премиальные?<B> >
- Конечно. Мне непонятна позиция тех людей, которые распускают слухи о невыплаченных гонорарах и олимпийских стипендиях. Многие думают, что Международный Олимпийский комитет платит им зарплату. Это не так. МОК дает деньги на то, чтобы спортсмен мог лучше подготовиться к Олимпиаде и показать достойный результат. Это деньги на чисто технические затраты — фармакологию, спортивные соревнования, форму. Спортсмен письменно должен отчитаться за каждую потраченную копейку, а не отчитался — тебе деньги в следующий раз не выдадут. На каждого спортсмена открыт расчетный счет. Если он не пошел и не взял оттуда деньги — это уж его проблемы. Мы выплатили все до копейки. Олимпийские премиальные выплачиваются через «Эксимбанк». Олимпийским чемпионам и призерам выдали золотую, серебряную и бронзовую карточки, по которым они могут снять заработанные ими суммы. Но существует ведь еще и проблема тренеров. Несправедливо получится, если спортсмен получит деньги, а тренер, который привел его к чемпионству, — нет. У нас в постановлении четко записано, сколько должен получать личный тренер, главный тренер Эти все вопросы решаются на тренерском совете, и между наставниками постоянно происходят трения. Это наша ментальность