Спорт

Людмила турищева: «за победу на олимпиаде-72 я получила около 1000 рублей. «золото» на чемпионате мира оценивалось в 300 рублей, а «серебро» вообще не котировалось»

0:00 — 20 жовтня 2000 eye 5131

Людмила Турищева — личность в спорте весьма неординарная. Как известно, время активных выступлений спортсменки, занимающейся спортивной гимнастикой, не такой уж долгий. По пальцам можно пересчитать тех гимнастических «долгожительниц», которые выступали на двух Олимпиадах. Людмила Турищева выступала на трех Олимпиадах. И как выступала! Она имеет три золотые олимпийские медали 1968, 1972 и 1976 годов за победы в командном первенстве, является абсолютной чемпионкой Олимпиады-72 в Мюнхене. Кроме того, Турищева — неоднократная победительница чемпионатов мира и Европы, а также Кубка мира. А сколько раз она выигрывала чемпионат и Кубок СССР!..

Под стать титулованной гимнастке выступали и спортсменки «новой волны», которые представляли на международной арене гимнастическую федерацию, возглавляемую Людмилой Турищевой. Всему миру хорошо известны олимпийские чемпионки Татьяна Гуцу и Лилия Подкопаева. Поэтому настоящей сенсацией стало заявление Людмилы Ивановны о том, что она уходит с поста президента Украинской федерации гимнастики (УФГ).

«У Виктории Карпенко слишком рано появилась мысль, что олимпийская медаль у нее в кармане»

<B>- Людмила Ивановна, не связано ли, случайно, ваше решение с тем, что на Олимпиаде в Сиднее наша гимнастка Виктория Карпенко упустила золотую медаль (споткнувшись, как говорится, на ровном месте)?<B>

- Ни в коем случае! Я с полной уверенностью могу сказать, что выступления в Австралии представителей УФГ можно считать успешными. Спортсмены из нашей федерации были представлены во всех четырех олимпийских видах спорта, и они завоевали три медали — две серебряные и бронзовую. Конечно, мы привыкли к более богатому «урожаю» наград, но, учитывая те многочисленные трудности, с которыми нам пришлось столкнуться в подготовительный период накануне Олимпиады, этот результат можно считать удачным. В силу не зависящих от нас причин, спортсмены готовились к последним Играм тысячелетия не в лучших условиях. Об этом говорит, например, тот факт, что комплект новых гимнастических снарядов был завезен на тренировочную базу в Конче-Заспе лишь после того, как гимнасты отправились в Австралию. Спортсменам приходилось тренироваться на старом «разболтанном» оборудовании, что едва ли способствовало улучшению результатов.

Из-за травм не смогли выступить в Сиднее две наши ведущие гимнастки — Городний и Шкарупа. Это свидетельствует уже о том, что у нас фактически отсутствует нормальное медицинское обслуживание. Были и другие серьезные проблемы, которые к тому же усугублялись совершенно глупой и никому не нужной неразберихой в художественной гимнастике. Целых четыре года эти передряги выводили меня из состояния душевного равновесия и лишали возможности продуктивно и творчески работать. Четыре года я боролась с тем, чтобы доказать неправомерность принимаемых руководством нашего Спорткомитета решений, касающихся художественной гимнастики. Но все бесполезно… Недавно руководство Спорткомитета поставило меня в известность, что УФГ так и не получит статус национальной. Он останется у Федерации гимнастики Украины, которую возглавляют Альбина и Ирина Дерюгины. Значит, руководство Спорткомитета по-прежнему отказывается признать успехи нашей федерации, не хочет искать путей для взаимопонимания. Именно в знак протеста я приняла решение уйти с поста президента Украинской федерации гимнастики.

<B>- Возвращаясь к выступлению Карпенко, скажите, чего не хватило нашей гимнастке для успеха? Ведь вольные упражнения — ее любимый вид программы, и сделать там столько нелепых ошибок… <B>

- Дело в том, что в программе Вики есть очень сложная «диагональ», с которой у гимнастки в последнее время возникли проблемы со стабильностью ее выполнения. Раз получалось, раз  — нет. В Сиднее ковер был очень жестким, и на генеральной репетиции Карпенко закапризничала: мол, трудно на нем работать. Даже два раза подряд безошибочно выполнить эту самую «диагональ» у Вики не получалось. В первый день турнира, когда разыгрывались медали в командных соревнованиях, тренеры выбросили из этой «диагонали» наиболее сложные моменты. А в абсолютном первенстве отступать было нельзя, тем более что перед вольными упражнениями Карпенко лидировала и реально претендовала на олимпийское «золото». Ей удалось сконцентрироваться, и злополучную «диагональ» гимнастка выполнила просто безукоризненно. Видимо, ее тут же посетила мысль: «Все, медаль в кармане!». Ведь остальные элементы всегда давались Вике легко. И, утратив на какое-то мгновение бдительность, она, зацепившись за собственную ногу, падает и выходит за ковер. Так что ничем другим, кроме как психологической недоработкой спортсменки, объяснить срыв Карпенко невозможно.

<B>- Олимпиада в Сиднее запомнилась в спортивной гимнастике двумя громкими скандалами. Первый — положительный результат допинг-контроля у абсолютной чемпионки Андреа Радукан из Румынии. Второй — установление «коня» для опорного прыжка на 5 сантиметров ниже нормы, что привело к ошибкам в выступлениях многих гимнасток. <B>

- Что касается употребления допинга Радукан, то ничего нового по этому поводу я сказать не могу. А вот ситуация с «конем» действительно из ряда вон выходящая. Я как раз была в судейской бригаде, которая обслуживала соревнования в опорном прыжке. Многие гимнастки жаловались своим тренерам, что с «конем» что-то не так, но они и мысли не могли допустить, что на Олимпиаде снаряд может быть выставлен неправильно. Однако когда ошибки стали преследовать гимнасток одну за другой, румынский тренер забил тревогу и потребовал замерить высоту «коня». Когда открылась правда, шум поднялся неимоверный. Особенно «надрывались» представители России. Ведь лидер их команды Светлана Хоркина была среди тех, кто не справился со снарядом, получила сильный психологический удар. По этой причине она чуть позже «завалила» упражнения на брусьях и уже не могла бороться за золотую медаль. А что могли сделать судьи? Конечно, всем «пострадавшим» позволили выполнить прыжки заново, но повлиять на окончательную расстановку призеров это уже не могло.

«Как только я соскочила с брусьев, они рухнули у меня за спиной»

<B>- Ровно 25 лет назад на Кубке мира в Лондоне с одним из гимнастических снарядов случилась еще более кошмарная история. И пострадать, причем очень серьезно, могли именно вы… <B>

- Да, было дело. Но сейчас это все кажется непохожим на реальность. Я уже выполнила половину композиции, когда вдруг услышала незнакомый тихий скрип. Чувствую, что с брусьями что-то неладно: они не пружинили, как обычно, а двигались в такт моим движениям. Когда я пошла на соскок, снаряд и вовсе стал неуправляемым. Все же я сумела хорошо спрыгнуть, замереть как вкопанная. И тут за моей спиной брусья рухнули… О том, что могло произойти, упади они чуть раньше, я тогда не думала. Меня волновала только оценка. Лишь когда закончились соревнования и я увидела свое выступление по телевизору, до меня дошло, что же случилось на самом деле…

<B>- Но если вы чувствовали, что брусья не в порядке, неужели нельзя было спрыгнуть раньше и попросить судей разобраться?<B>

- Когда я могла об этом подумать? Ведь все выступление длилось всего 17 секунд, и половину упражнения я уже выполнила. К тому же меня действительно волновал только результат. Ведь незадолго до Кубка мира на чемпионате Европы я заняла лишь четвертое место. Там я выступала, не успев как следует залечить тяжелую травму позвоночника. И именно в композиции на брусьях допустила роковую ошибку. Так что в Лондоне я стремилась доказать всем, и прежде всего самой себе, что ошибка на чемпионате Европы была случайной. И доказала, завоевав на турнире все пять золотых медалей. А вот если бы спрыгнула, то судьи могли бы меня не понять. Мало ли, что там с этими брусьями…

<B>- Что же это было: случайность или кем-то заранее спланированный акт?<B>

- Руководство Федерации гимнастики СССР потребовало объяснений, но поскольку я не пострадала и результат позволил мне стать победительницей турнира, то оно не стало заострять внимание на мало неубедительных довольно смешных оправданиях. Как известно, брусья крепятся на четырех крюках. Так вот, как нам объяснили, три крюка на тех брусьях были английского производства, а четвертый — немецкого. Разогнулся именно немецкий крюк, а значит, англичане здесь не при чем.

<B>- Если не секрет, за победы на международной арене советские спортсмены получали денежное вознаграждение?<B>

- Конечно! Если память мне не изменяет, за победу на Олимпиаде-72 в Мюнхене я получила около 1000 рублей. «Золото» на чемпионате мира оценивалось меньше — всего 300 рублей. Но не думайте, что спортсмены много зарабатывали. Ведь от нас требовали только победы. «Серебро», за редким исключением, уже совершенно не котировалось. Да и суточные, которые получали гимнастки, отправляясь на международные соревнования, были мизерными. К примеру, когда в 1973 году нас с показательными выступлениями пригласили в США, то каждой на три недели дали всего по 100 долларов. А ведь успех советских гимнасток был просто колоссальным, в залах собиралось по 40-50 тысяч зрителей!

«Наш роман с Валерием Борзовым начался с того, что на Олимпиаде в Монреале он пригласил меня в кино»

<B>- Людмила Ивановна, вы как-то говорили, что в Валерии Борзове разглядели своего суженого только на Олимпийских играх 1976 года в Канаде, хотя до этого знали друг друга немало лет. Почему же это произошло именно в Монреале?<B>

- Действительно, с Валерием Борзовым я познакомилась задолго до монреальской Олимпиады. Но тогда мы встречались очень редко. Обычно это происходило на очень популярных в те годы встречах известных спортсменов с рабочими, колхозниками… К тому же все мои мысли были направлены исключительно на спортивные достижения, мне некогда было отвлекаться на мальчиков. Из-за постоянных тренировок и соревнований не хватало времени даже на учебу. А там, в Монреале, я уже твердо знала, что после окончания Олимпиады завершу активные выступления. Поэтому, когда ко мне подошел Валерий и предложил пойти в кино (в Олимпийской деревне был кинотеатр), я подумала: «А почему нет?». С этого все и началось. Потом мы встретились еще раз, долго говорили. Но именно тогда, в Монреале, мы посмотрели друг на друга другими глазами. Через год, 10 декабря 1977 года, сыграли свадьбу, а еще через год у нас родилась дочь Таня.

<B>- Значит, не за горами серебряная свадьба? Вы — счастливая женщина?<B>

- Да! Я горжусь и собой, и своими родными. Вообще наш дом всегда был мне крепостью, надеждой и опорой. Если бы не дом, не семья, от работы я вполне могла бы сойти с ума…

<B>- И кто у вас в доме хозяин?<B>

- Как недавно сказала наша дочь: «Мы — три независимые личности, помогающие друг другу реализовать себя в жизни». Я с ней полностью согласна. Каждый из нас — вполне самостоятельный человек. Вот разве что на кухне полноправной хозяйкой являюсь я. Хотя Валерий тоже умеет готовить так, что пальчики оближешь!

<B>- А у вас есть свое, так сказать, фирменное, блюдо?<B>

- Конечно! Это пирог с мясом.

<B>- Рецепт его приготовления не является секретом?<B>

- Конечно, нет. Но если вы хотите все правильно записать, то не хватит и половины газетной страницы (Это не было преувеличением. Рецепт я старательно записывал минут десять.  — Авт. ).

<B>- Насколько мне известно, ваша дочь занималась легкой атлетикой и подавала большие надежды. Почему же она вдруг решила оставить спорт?<B>

- Да, у Тани были очень высокие результаты в беге на 200 метров. Но в позапрошлом году она решила, что профессиональный спорт — не ее призвание. Позанимавшись в модельном агентстве Екатерины Серебрянской «Silver Star», у Тани появилась идея попробовать себя в роли модельера одежды. Именно этим она сейчас и занимается.

<B>- А чем теперь, оставив пост президента Украинской федерации гимнастики, планируете заниматься вы?<B>

- Откровенно говоря, об этом пока даже не думаю. За прошедшие четыре года я так устала от всех передряг в спорте, в частности в художественной гимнастике, что сейчас хочется просто отдохнуть. А что будет дальше — не хочу загадывать…