Події

Единственное в украине судно-спасатель подводных лодок отправили на металлолом

0:00 — 25 жовтня 2000 eye 1001

А специально обученные севастопольские акванавты разъехались по миру

Российские водолазы при технической поддержке норвежских коллег начали подготовку к подъему тел погибших моряков «Курска». Спустя более двух месяцев после катастрофы… На месте гибели лодки работает норвежское судно-платформа «Регалия», так как у россиян такого не оказалось. А ведь до недавних пор в составе Черноморского флота находилось судно-спасатель подводных лодок «Эльбрус», способное выручить экипаж субмарины, затонувшей на глубине до пятисот метров (»Курск» лежит в ста метрах от поверхности моря), и вести поисковые работы на глубинах до двух километров. Если бы «Эльбрус» не отправили на металлолом, сегодня, да и в первые часы после аварии его оборудование пришлось бы как нельзя кстати в Баренцевом море. Но безработным ныне акванавтам-спасателям из бывшего Севастопольского экспериментально-конструкторского бюро по подводным исследованиям остается лишь с тревогой думать о будущем: кто станет спасать людей в Азовском и Черном морях, если завтра, не дай Бог, там упадет самолет или затонет пассажирское судно?

«Эльбрус» построили в Николаеве в 1980 году. Судно было предназначено для поиска и спасения экипажей подлодок с глубин, ранее недоступных спасателям. На борту «Эльбруса» находились вертолет, два аппарата, способных вытащить подводников в буквальном смысле слова сухими из воды (из отсека затонувшей лодки) с глубины до пятисот метров, поисковый аппарат, рассчитанный на погружение до двух километров, а также телевизионный комплекс для обследования объектов на глубине до полукилометра. Акванавты в снаряжении могли работать в двухстах метрах от поверхности моря…

Идея создания отряда акванавтов, которые занялись бы изучением глубин Мирового океана, а заодно стали бы подводными спасателями, родилась в кабинетах Министерства рыбного хозяйства СССР в 1960-х годах. В 1970-х эти парни обследовали 50 подводных океанических хребтов, впервые в мире совершили погружение за Южным полярным кругом, обнаружили множество промысловых скоплений рыб, креветок, лангустов, крабов и кальмаров. В Охотском море акванавт следовал за рыболовецким судном в наблюдательной камере, и рыбаки точно знали, где таятся «стада» крабов. Акванавты ремонтировали каспийские подводные нефтепроводы, поднимали со дна Черного моря торпеды, при изготовлении которых использовалось от 20 до 80 килограммов серебра, а в западной части Тихого океана открыли на глубине 1200 метров промышленное скопление железо-марганцевых «шариков» -- комочков известняка, покрытых коркой, содержащей железо, марганец, кобальт, вольфрам, никель и медь. Как оказалось, дно Тихого океана практически устлано этими шариками на глубинах 5--6 км. Из этой руды металлурги Никополя получили сверхпрочную сталь. Зарубежные страны проявили невиданный интерес к находке наших акванавтов. Почти все дно Мирового океана было поделено на участки. Кстати, Украина тоже получила свой пай, но из-за отсутствия средств пока что добычей руды в океане не занимается.

Во времена Советского Союза два раза в год в Черном море проводились крупномасштабные совместные учения советских, болгарских и румынских поисково-спасательных служб. Ныне севастопольские акванавты не у дел. Все их суда за долги проданы за границу по цене металлолома. Часть подводных аппаратов списаны, так как истек срок эксплуатации. Два аппарата были проданы частной российской компании в Новороссийск, где и утонули во время шторма.

-- В рабочем состоянии осталось только два аппарата: «Риф» с глубиной погружения до ста метров и «Лангуст», способный работать на 550 метрах, -- рассказывает Анатолий Помозов, помощник директора Государственного научно-производственного предприятия «Морские технологии». -- Близнец «Лангуста» «Омар» нуждается в ремонте. Морской спасательный буксир «Ахтиар» работает по контракту с голландцами -- буксирует списанные суда в Индию, на металлолом. Из нескольких сотен высококлассных акванавтов осталось всего пятнадцать человек, и Украина рискует полностью лишиться квалифицированных подводников.

Тот, кто думает, будто акванавты нам сегодня не нужны, глубоко заблуждается. Авария военного самолета в районе Евпатории, исчезновение рыболовецкого судна «Саор-3», гибель судна «Шквал» в районе мыса Лукулл, катастрофа сухогруза «Кристина» в бухте Ласпи, аварии судов в Керченском проливе -- тому подтверждения. Кроме того, россияне поговаривают о прокладке нефтепровода по дну Черного моря. На такой глубине никто раньше этого не делал. А ведь следует учитывать и агрессивность сероводорода, накапливающегося в глубинах Черного моря, и возможность землетрясений. Кто будет присматривать за этой трубой? Рано или поздно придется вести детальную проверку всех трубопроводов курортных городов Крыма и Кавказа, тщательно обследовать порты Черного и Азовского морей…

-- Наши аппараты могут находить и поднимать со дна снаряды и контейнеры с отравляющими веществами, брать пробы грунта и воды для анализа загрязнений, производить подводную видео- и фотосъемку, оказывать помощь по поиску и спасению людей и техники, устанавливать подводную научно-исследовательскую аппаратуру, -- сказал Анатолий Помозов. -- Но не исключено, что, когда наши подводные аппараты понадобятся, их к тому времени уже не будет.