Події

Весь южный берег крыма -- от гурзуфа до фороса -- останется без воды, если срочно не отремонтируют проложенный в недрах гор тоннельный водовод

0:00 — 25 жовтня 2000 eye 1395

За последнее время жители Украины уже привыкли ко всякого рода чрезвычайным ситуациям и происшествиям. Но если власть имущие не выделят деньги, чтобы достроить в Крыму тоннельный водовод, не исключено, что в 2001 году на курортном сезоне придется поставить крест: какой же здравомыслящий человек поедет отдыхать в регион, где возможны экологические проблемы?

Пока не был построен тоннель под Ла-Маншем, крымский тоннельный водовод считался самым большим в Европе

Современным жителям Крыма трудно представить, что не так уж давно вода на полуострове ценилась на вес золота. В крымских степях до сих пор встречаются древние колодцы глубиной от 80 до 120 метров, из которых пастухи доставали воду, чтобы напоить скот. С увеличением населения Крыма проблема с водой становилась все острее. Кардинально она была решена только после строительства Северо-Крымского канала.

Кроме того, в предгорных районах полуострова были построены мощные водохранилища, из которых сегодня «пьют» воду Симферополь, Севастополь, Феодосия, Судак, Алушта. А вот с Ялтой вышла заминка. На южном берегу Крыма большое водохранилище строить было негде, а потребность города в воде за счет родников обеспечивалась от силы на 10 процентов. И тогда было принято единственно верное решение — южнее Бахчисарая одновременно построить Счастливенское и Загорское водохранилища и пробить тоннель сквозь Ялтинскую яйлу, чтобы вода самотеком поступала в Большую Ялту.

Строительство тоннельного семикилометрового водовода было закончено в 1964 году и обошлось государству в 22 миллиона рублей. Пока не был построен тоннель под Ла-Маншем, крымский считался одним из самых больших в Европе. Водой снабжалась не только Ялта, а и все населенные пункты и санатории -- от Гурзуфа до Фороса.

Однако уже через шесть лет тоннельный водовод начал вызывать у специалистов беспокойство: в его бетонной «рубашке» появились трещины. В 1988 году в отдельных местах почти трехсантиметровые, трещины достигали 20-метровой длины. Больше всего пострадала южная часть тоннеля. Тогда же харьковский «УкркоммунНИИпроект» разработал проект строительства дублирующего водовода. Проходку тоннеля планировалось выполнять в четыре этапа и сдать в эксплуатацию новый водовод через 3,5 года.

Но после развала Союза финансы стали «петь романсы», и до 1994 года проходчики одолели всего 1615 метров. Причем забетонировано было только 140 метров, остальную часть нового тоннеля временно закрепили железобетонными тюбингами.

Недостроенный тоннель стал потихоньку разрушаться. Те, кто отвечал за водоснабжение Ялты, забили тревогу. За несколько последних лет в обоих тоннелях побывали практически все ведущие специалисты десятков ведомств. Члены межведомственной комиссии, прибывшие в Крым из Киева в нынешнем июле, составили акт, который без содрогания читать невозможно: в незаконченном тоннеле «наблюдается интенсивная деформация временного крепления по всей длине горной выработки. На отдельных участках горизонтальное смещение элементов временного крепления в 20 раз превышает допустимые нормы.

В поселках Большой Ялты будет просто опасно жить

По мнению комиссии, выход из строя хотя бы одного из тюбингов приведет к их массовому разрушению — по принципу падающего домино. «Консервация или приостановление строительства нового тоннеля невозможны, так как он находится в непосредственной близости от действующего и его разрушение неминуемо приведет к дальнейшему разрушению действующего водовода, а то и к полному прекращению подачи воды. На действующем водоводе достаточно небольшого обвала, чтобы авария привела к экологической катастрофе», -- констатирует комиссия.

Если весь Южный берег Крыма останется без воды, то в самой Ялте, а также в Гурзуфе, Алупке, Симеизе и других поселках выйдет из строя канализация и жить там станет просто опасно.

-- Не следует забывать и о так называемой десятилетней цикличности крымского климата, -- сообщил «ФАКТАМ» исполняющий обязанности начальника ПО «Крымводоканал» Борис Котеленец. -- Примерно три года на полуострове идут обильные дожди и проблем с водой нет, затем три-четыре года водоснабжение Крыма держится на стабильном среднем уровне, после чего наступает засушливый период. 2001 и 2002 годы обещают быть засушливыми.

Ситуация с водоснабжением Большой Ялты до того обострилась, что в нее уже были вынуждены вмешаться правоохранительные органы. По мнению начальника ГУ СБ Украины в Крыму Александра Свиридонова, на старом водоводе в любое время «может случиться чрезвычайное происшествие», поскольку его конструкция «не выдерживает возникших нагрузок в горных породах», а на некоторых участках вообще «разрушен лоток, по которому течет вода».

Что предлагают специалисты? Для окончания строительства нового водовода надо изыскать в госбюджете около 100 миллионов гривен. В качестве временной меры достаточно в недостроенном туннеле отремонтировать 643 метра временного крепления и «одеть» в железобетонную рубашку 1475 метра водовода. После этого соединить его со старым и пустить воду в обход самого разрушенного участка.

Ориентировочная стоимость этих работ -- около трех миллионов гривен. Во что обойдется Украине ликвидация последствий возможной экологической катастрофы в Крыму, никто не подсчитывал…


«Facty i kommentarii «. 25-Октябрь-2000. Жизнь.