В сентябре созревают зерна ценхруса, которые запросто пробивают велосипедную шину, а чтобы извлечь такую колючку из тела, необходима операция
Заморские сорняки стали для наших городов настоящей «зеленой чумой». Подавляющее большинство чужеземных растений прижиться в наших краях не могут -- по крайней мере, без помощи человека. Это удается, как правило, необычайно живучим сорнякам, многие из которых не только непривлекательны внешне, но и опасны: ядовиты, вызывают аллергию, ожоги, наркотическое опьянение. Пожалуй, самый известный из них -- выходец из Южной Америки амброзия, пыльца которой вызывает сильнейшую аллергию.
Начатая Институтом ботаники НАН Украины «перепись» растущих в Киеве трав показала, что растений-»пришельцев» здесь уже около 400 видов! Их количество из года в год увеличивается. Ученые предупреждают о появлении в столице ценхруса, попавшего из Южной Америки. Зерна этого злака снабжены очень прочными колючками. Вызывает тревогу тот факт, что растение поселяется на пляжах.
-- Иголки на зернах ценхруса держатся не особенно прочно, поэтому, впившись, остаются в теле. А вытащить их крайне сложно. «Распорки» у основания шипов не позволяют выдернуть их, как обычную занозу. Зачастую приходится обращаться за помощью к хирургу, -- рассказывает заведующий отделом Института ботаники НАНУ, кандидат биологических наук Валерий Новосад. -- Самое неприятное то, что ценхрус растет на песчаных пляжах -- там, где люди обычно ходят босиком. Иголки длиной 5--7 миллиметров до того жесткие и прочные, что могут запросто проколоть велосипедную шину. Зерна ценхруса созревают в конце сентября, осыпаются и, перезимовав в песке, способны на следующий год доставить отдыхающим массу неприятностей.
В Киеве ценхрус появился недавно, и пока его здесь немного. Мы обнаружили это растение в спальных массивах, построенных на песчаных «подушках». Но за считанные годы оно может захватить значительные площади, в том числе и места отдыха.
Впервые ценхрус на территории Украины был обнаружен в 1950 году в Одесской области (видимо, его семена были завезены каким-то судном). И вот за полвека он дошел до Киева. Найти себе место на площадях, где доминируют местные растения (например, на лугах), заморские сорняки, как правило, не могут -- не выдерживают конкуренции с приспособленными к местным условиям аборигенными видами. А вот на пустырях, новостройках, где нарушена естественная растительность, «иностранцы» чувствую себя замечательно. Более того, они способны вытеснять местные виды растений, в том числе редкие, краснокнижные. Ведь естественных врагов у «пришельцев» тут нет -- ни бактерий, ни грибков, ни насекомых, которые бы регулировали их количество. Мигрируют «пришельцы» по проложенным человеком путям -- по обочинам автострад и железнодорожным насыпям.
-- Можно ли воспрепятствовать этому нашествию?
-- Пока ценхруса немного, можно попытаться уничтожать его с помощью пестицидов. Мы договорились с руководством «Киевзеленстроя» о совместной работе: наш институт собирает информацию о растениях-пришельцах, а коммунальщики их уничтожают. Понятно, если тот или иной вид растений заполонил город, то бороться с ним очень сложно -- не будешь же повсюду использовать химикаты.
Растения-пришельцы являются неразрешимой пока проблемой всех более-менее крупных городов. Показательный пример -- Желтые Воды. Амброзии здесь до того много, что в пору ее цветения (август-сентябрь) аллергия обретает характер едва ли не эпидемии. На юге и востоке Украины амброзия распространилась повсюду, хотя попала в черноморско-азовский регион не так давно -- в 1918 году. В Днепропетровске пришлось пойти на весьма оригинальный метод борьбы с ней: за 100 вырванных корней сорняка платят гривну.
-- Вы думаете, это поможет?
-- Амброзия, как и десятки других «пришельцев», обладает чрезвычайной живучестью. Скажем, погодные условия в этом году неблагоприятные. Растение вырастает совсем маленькое, но даст семена. Они способны прорасти через пять--сорок лет. Даже если удастся уничтожить все растения амброзии, это не будет означать, что одержана победа. К тому же, такие сорняки отличаются завидной плодовитостью.
-- Получается, ситуация безвыходная?
-- Известны прецеденты, когда «зеленую чуму» удавалось остановить. Скажем, в прошлом веке в Австралии начался массовый падеж скота и диких животных из-за кактуса опунция, случайно завезенного из Америки. Животные его поедали, а затем в муках гибли -- иголки кактуса впивались в пищевод, желудок, вызывая нагноение. Но ученые нашли, как справиться с напастью: оказалось, что личинки одного вида комара поедают этот кактус. В Австралии затем даже памятник этому насекомому поставили -- в знак благодарности за спасение континента. Интересно, что естественные враги у «пришельцев» иногда появляются вдруг, без вмешательства человека. Например, прежде у нас было просто-таки засилье васильков, которые растут в Украине уже давно, но не являются местным растением. А сейчас появились микроорганизмы, для которых пищей являются именно васильки, и этих растений у нас стало несравнимо меньше.
-- Есть ли в пределах Киева другие растения, представляющие опасность для человека?
-- К сожалению, таких немало. Скажем, в пригороде столицы -- Феофании ныне бурно разросся борщевник, растение с большими листьями и трубчатым стеблем. Дети срывают его и не подозревают, что через сутки места на теле, куда попал сок борщевника, покроются водянками -- это, по сути, химический ожог. Такие случаи были минувшим летом, мы консультировали пострадавших.
Опасными свойствами обладают многие растения-пришельцы. Некоторые прижились в Украине более века назад. Они получили народные названия, отражающие их вредные свойства: чорнощир (от его запахов человек может заснуть и не проснуться), дурнишник, блекота, нетреба. В XX столетии число видов растений-мигрантов резко возросло. Только в Киеве мы насчитали их около четырехсот. Впрочем, только приблизительно 80 из них способны захватывать большие площади. Среди «пришельцев» немало таких, что нашли себе место на небольшой территории. Есть и совершенно безвредные, в том числе целебные. Например, известная всем череда.
Сейчас по заказу Киевской госгорадминистрации мы составляем реестр растений столицы. Это будет трехтомное издание, один том которого полностью посвящен растениям-пришельцам.