Політика

Член депутатской группы «трудовая украина» александр шпак: «правительство должно действовать, как арбитр на футбольном поле, никому «не подсуживая»

0:00 — 16 вересня 2000 eye 1195

Бывший генеральный директор объединения «Укрнефтепродукт», а ныне член депутатской группы «Трудовая Украина» Александр Шпак в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» заметил, что мог оказаться в парламенте еще позапрошлого созыва: руководители предприятий Винницкой области, где он начинал свою партийно-трудовую карьеру, неоднократно предлагали ему баллотироваться. Оно и не удивительно. В маленьком городке Жмеринке его знают буквально все: будучи главой горсовета, он лично вникал почти во все проблемы горожан. И что еще интересно: почти полжизни А. Шпак проработал на руководящих должностях в автотранспортных предприятиях, всегда остро ощущавших нехватку горючего, и даже не предполагал, что когда-то сам будет напрямую связан с отраслью, отвечающей за поставки топлива.

Тогда политика виделась ему работой без конечного результата, в отличие от, скажем, родного «Укрнефтепродукта». Компания в то время одной из первых в Украине проходила сложный путь приватизации и на собственном примере доказывала эффективность такой формы управления, как холдинг. Но времена изменились, и Александр Григорьевич «пошел в парламент», как он сам с улыбкой говорит, «спасать отрасль» от некомпетентных решений высоких чиновников. О том, как это у него получается, он и поведал «ФАКТАМ».

«У нас тоже следует ожидать скачка цен на нефть и нефтепродукты»

-- Александр Григорьевич, сейчас самая популярная тема в кулуарах парламента -- судьба правительства. Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшей «жизнедеятельности» Кабмина?

-- Знаете, каждое правительство, каким бы хорошим оно ни было, всегда имеет проблемы. Нынешний Кабмин старается решать свойственные любому правительству вопросы, другое дело -- как это у него получается. Всем известно о нареканиях по работе топливно-энергетического комплекса. Даже те вопросы, которые были решены в свое время, опять возникли. Это видно хотя бы по структуре долгов. Сегодня, в принципе, не все могут платить в полном объеме за энергоносители. Это касается и населения, и предприятий, в том числе бюджетных. Постоянно бывая в округе, хорошо знаю проблему, характерную и для других регионов Украины: это многомесячные невыплаты зарплат и параллельные же задолженности граждан за энергоносители. При этом если человек, не получающий зарплату, имеет долги по квартплате и другим коммунальным платежам, он автоматически лишается права на субсидию. И у него нет выхода из этого замкнутого круга.

Нельзя ставить вопрос так: не платите -- значит отключаем. А где брать средства для этих платежей? Об этом никто не задумывается. Сегодня говорят о запрете отключений электроэнергии для населения, но это -- волевое решение на уровне вице-премьера. А я подчеркиваю: эту проблему необходимо решать на уровне всего правительства. Ведь его политика должна быть направлена в первую очередь на социальную защиту населения. А такой политики сегодня, по сути, нет. Кабмин, на мой взгляд, должен действовать, как арбитр на футбольном поле, стараясь заставлять всех придерживаться действующего законодательства. При этом ему не следует вмешиваться в хозяйственную деятельность предпринимателей, то есть -- никому «не подсуживать». К сожалению, сегодня никто не скажет, что правительство так себя и ведет. А ведь именно от объективности работы, уверен, и зависит судьба Кабмина.

-- Вожможна ли, как вы думаете, в данный момент стопроцентная оплата за электроэнергию живыми деньгами, за что ратует вице-премьер Юлия Тимошенко?

-- Конечно, в полном объеме -- нет. Это -- дело времени. И в правительстве это тоже понимают. В постановлении Кабмина о порядке расчетов за электро- и теплоэнергию заложен механизм скрытой формы зачетов для предприятий бюджетной сферы. Другие же предприятия в этом резко ограничены, то есть поставлены в заведомо неравные условия. Весной, например, Ющенко выделил кредиты сельхозпроизводителям. Агропромышленный комплекс, взамен привычного уже бартера, когда горюче-смазочные материалы поставлялись в обмен на сельхозпродукты, получил средства, и хозяйства сами решали, у кого выгоднее покупать топливо. То же самое касается и электроэнергетики. Не нужно закладывать сложные схемы. Пусть местные администрации на выделенные деньги сами покупают электроэнергию, ведь структура потребления по регионам неоднородна. Но здесь есть другой риск: местные власти, дабы избежать всякого рода зависимости от правительства, обращаются к тем поставщикам, кто предлагает более выгодные условия. Создаются так называемые энергетические острова. В итоге происходит большой отток валюты из Украины. Зато получается гарантированное снабжение и гарантированный расчет. И двусмысленность сегодняшней ситуации с правительством состоит в том, что Кабмин принимает решения, а ответственности за финансовые результаты деятельности отрасли не несет.

-- Как вы -- член парламентского комитета по ТЭК -- можете прокомментировать совместную работу с аналогичным блоком правительства?

-- Во время отчета правительства за работу в первом полугодии вопросам ТЭК уделялось достаточно внимания. Практически одновременно проходили парламентские слушания о ситуации в этой отрасли. Рекомендации, принятые по итогам слушаний, направлены в правительство. Кроме того, наш парламентский комитет при подготовке каждого законопроекта создает специальные группы, приглашая для работы в них и представителей министерств и ведомств, и внештатных консультантов -- известных, авторитетных ученых. И эти группы ведут законопроекты аж до принятия и внедрения в жизнь, вплоть до контроля за их исполнением.

-- Сейчас во всем мире наблюдается небывалый (по утверждению экспертов, такого не было лет тридцать) рост цен на нефть. Как, по-вашему, это отразится на Украине?

-- В Европе есть механизмы защиты от подобных скачков цен. Правительства западных стран очень оперативно работают по налогам и сборам. У нас же такого нет, поскольку Кабмин не наделен правом устанавливать ставки акциза, иными словами -- регулировать цены. А принятие подобных решений через Верховную Раду происходит не так оперативно и не спасает ситуацию. Поэтому, естественно, у нас следует ожидать аналогичного скачка цен на нефть и нефтепродукты.

-- А чем вы объясните подобные внезапные скачки цен на мировых рынках?

-- Это уже нюансы очень большой политики. Хотя обычно цены регулируются соотношением производства и потребления. Нефтяные компании борются за то, чтобы продать подороже, а рынок, наоборот, хочет купить подешевле. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что некоторыми странами, являющимися крупными нефтедобытчиками, искусственно блокируется доступ на рынки сбыта.

«Я поручил своему водителю разузнать все о понравившейся мне девушке»

-- Ну ладно, оставим большую политику. Расскажите лучше, насколько случайным (или закономерным) был ваш приход в парламент?

-- Имея опыт работы в государственном объединении «Укрнефтепродукт», я понял, что постоянные и зачастую неоправданные реорганизации в нашей отрасли идут не на пользу делу, а работают в угоду чьим-то групповым интересам. А между тем около 20 процентов всех поступлений в бюджет дают именно предприятия топливно-энергетического комплекса. Я же всегда стоял и стою на том, что все предприятия отрасли должны иметь равные условия и прозрачные схемы работы. И считаю, что эти схемы нуждаются в законодательном обеспечении.

-- Получается, вы пошли в Верховную Раду, чтобы «спасать» родную отрасль?

-- Видимо, так. (Смеется. -- Авт. ). Именно созданию законодательного поля для нефтяных предприятий я отдаю приоритет в своей депутатской деятельности. Убежден, что государству и нефтекомпаниям сейчас нужно определить общие правила работы, при соблюдении которых рынок будет стабильно обеспечен топливом. И эти правила должны быть одинаковы и понятны для всех нефтетрейдеров. На мой взгляд, сейчас сложились условия для объединения усилий нефтепромышленников по защите интересов отрасли. В данной ситуации, считаю, нам необходима своя общественная организация. Например, Украинская лига нефтепромышленников.

-- Многие депутаты, оставившие ради кресла в ВР успешный бизнес, с усмешкой говорят, что депутатство, мол, занятие нерентабельное. А как вы считаете?

-- Я бы сказал, очень нерентабельное. (Смеется. -- Авт. ). Особенно если учесть, что депутаты в парламент пришли на неравных условиях. Вот для «списочников» их депутатство более рентабельно. А мажоритарщикам все дается гораздо труднее. Например, масса времени уходит на решение проблем избирателей. Скажем, у себя в округе я провожу благотворительную работу, помогаю больным, малообеспеченным. В частности, для наиболее нуждающихся организовано бесплатное питание. Помогаю также в ремонте школ, проведении учительских конференций, возрождении храма. До войны в Жмеринке был величественный храм Александра Невского. К сожалению, он был полностью уничтожен. Теперь строим новый храм.

-- А вы сами -- верующий человек?

-- Как все, наверное. Считаю, что Господь Бог -- в каждом из нас. Это совесть человека. А возрожденная церковь, мне кажется, поможет не только в плане духовного, но и гражданского воспитания. Раньше, например, к браку люди относились серьезно, и в немалой степени этому способствовал обряд венчания. А у католиков, например, перед венчанием нужно было даже сдать определенный экзамен святому отцу.

-- К собственному браку вы подошли настолько же серьезно? Расскажите, как вы познакомились со своей будущей супругой.

-- Я был тогда директором автопредприятия в Жмеринке и собирался на какое-то совещание в горсовет. Вдруг увидел очень красивую девушку на автовокзале, в здании которого был мой кабинет. Самому мне было как-то неловко к ней подойти, поэтому я поручил своему водителю разузнать все об этой девушке. И он узнал: зовут, мол, Наташа, молодой специалист, работает в заготконторе, ездит по хозяйствам заключать договора. Узнал я и где она живет. Ее соседями, к счастью, оказались, мои друзья. Напросился к ним в гости и предложил пригласить Наташу. Попили чай, поговорили. Короче, не откладывая в долгий ящик, взял и женился. Вот с тех пор вместе и живем.

«В семейной жизни есть много ситуаций, в которых главная роль принадлежит жене»

-- Ну просто поразили! Даже глава СБУ Леонид Деркач, как он рассказал в интервью одной из газет, не наводил никаких справок о своей будущей жене. Может быть, вы не ту специальность выбрали?

-- Да нет, работаю как раз по призванию. Просто очень понравилась девушка -- наверное, это была любовь с первого взгляда. Но подойти на улице вот так, ни с того ни с сего, я не могу. Если хотите, называйте это скромностью.

-- Но дома-то вы -- глава семьи? Тем более что столько лет были на руководящих постах.

-- Честно говоря, я об этом никогда не задумывался. Раз я мужчина -- значит обеспечиваю семью, а значит, я и глава. Хотя в семейной жизни есть много ситуаций, в которых главная роль принадлежит жене. Однако воспитание сына, когда он стал старше, большей частью было на мне. Если необходимо, мог и прикрикнуть хорошенько. Теперь вот приятно осознавать, что сын прислушивается к моему мнению и даже иногда просит совета.

-- А как супруга отнеслась к вашему решению заняться политикой?

-- Сначала отрицательно. Сейчас же она практически всегда ездит со мной в округ и помогает чем может. Она возглавляет благотворительный фонд, который оказывает финансовую поддержку детям из малообеспеченных семей. Кроме того, этих ребятишек возят на экскурсии, на новогоднюю елку в столичный Дворец «Украина». А недавно команда ребятишек из Барского района завоевала во Франции первое место на чемпионате по гандболу! На днях дети-спортсмены из города Бар побывали в Польше.

-- Вы перешли в группу «Трудовой Украины» из фракции Селянской партии -- неужели столь резкие изменения претерпели ваши политические взгляды?

-- Честно говоря, программы политических партий практически все одинаковы. Просто «Укрнефтепродукт» очень много работал с селом, и я лично знал многих людей, которые объединились в эту фракцию. Тем более что все они придерживались прогрессивных взглядов и стремились к реформированию АПК. А потом разногласия внутри фракции по поводу поддержки кандидатов во время президентских выборов привели к тому, что она распалась.

-- Александр Григорьевич, недавно вышла в свет ваша книга «Нефть и нефтепродукты». Скажите, когда вы на все находите время?

-- Сегодня каждый должен работать над повышением своей квалификации. Без дополнительных знаний, например, об основах внешнеэкономической деятельности и знаний международного права очень тяжело работать. Наше будущее я вижу в производстве, налаживании выпуска отечественной продукции. Специалисты, нашедшие свою нишу в процессе формирования рынка, сегодня думают, как быть дальше. В этот период им особенно необходимы разносторонние знания. Именно этим и была вызвана подготовка книги. В ней я учел свой собственный опыт работы и опыт работников отрасли. Думаю, она найдет своего читателя.


«Facty i kommentarii «. 16-Сентябрь-2000. Политика.