Она быстро научилась самостоятельно ходить, бегать и прыгать на «новой ножке», которую ей сделали специалисты столичного предприятия «Ортотех-Сервис», занимающегося протезированием, и немецкого фонда «Фриц Кройцер». Они изготовили протез бесплатно и будут шефствовать над Алиной до ее 16-летия
«Приходил дядя и пообещал, что сделает мне новую ножку», -- рассказывала нам Алина, прикрывая махровым полотенцем забинтованную культю. В апреле этого года мы с фотокорреспондентом Сергеем Даценко навещали девочку в детской специализированной больнице «Охматдет». Размозженную автомобилем ножку малышке пришлось ампутировать. Тогда, на следующий день после публикации в «ФАКТАХ», в больнице побывал Фриц Кройцер, президент одноименного фонда -- человек, потерявший ногу 55 лет назад, во время Второй мировой войны. Его тронула судьба маленькой девочки, и он пообещал Алине «новую ножку». Господин Кройцер всю свою жизнь посвятил совершенствованию протезирования и был одним из инициаторов создания киевского предприятия «Ортотех-Сервис». Все расходы по изготовлению протеза для ребенка и дальнейшей корректировке фонд взял на себя
Это был драматичный момент: мастер-ортопед предприятия «Ортотех-Сервис» Валерий Небесный подготовил протез, состоящий из стопы, металлической конструкции и культеприемника. Не обтянутый специальным материалом механизм произвел на девочку жуткое впечатление.
-- Мама! Они обещали ножку, а это не ножка
-- Мы четыре часа упрашивали Алинку примерить протез, -- вспоминает мама. -- Мастер принес из дома говорящую куклу своей дочки, чтобы как-то отвлечь Алину. Но даже игрушка помогала мало. Вид протеза пугал ее. Прежде чем спрятать металлические конструкции под специальный, напоминающий кожу материал, необходимо было все отладить.
Наконец девочка поддалась уговорам и надела протез. Она была в брючках, и штанина скрыла конструкцию. Алина посмотрела в большое зеркало, сделала шаг и заплакала. Но уже от радости:
-- Я хожу, хожу!
Мама и папа тоже не могли сдержать слез.
Несчастье с Алиной случилось в самый веселый день года -- 1 апреля (»ФАКТЫ» писали об этом 21 апреля). За рулем автомобиля, разворачивавшегося во дворе, оказалась 17-летняя девушка. Знакомый дал ей «порулить». Очевидно, случайно машина рванула вперед и наехала на ножку сидевшей на ступеньках возле парадного Алине.
Родители ребенка были почти в шоковом состоянии. Девочку срочно перевезли из Владимир-Волынского сначала в Луцк, затем -- в Киев, еще в дороге пытаясь подготовить к операции. Врач-реаниматолог «скорой» действовал профессионально. С момента травмы до поступления в Украинскую детскую больницу «Охматдет» ушло более 14 часов, ребенка сразу взяли на операцию. Врачи отделения ортопедии и травматологии сделали все, чтобы при ампутации максимально сохранить длину ножки.
-- В первые дни после операции мы говорили дочке, что у нее вырастет ножка, -- вспоминает Ярослав, отец Алины. -- Затем она перестала нам верить и очень переживала, спрашивала, как же будет ходить. Как раз в эти дни, после публикации в «ФАКТАХ», к нам приехал господин Кройцер. Его утешение и обещание «сделать новую ножку» очень помогли снять то напряжение, которое было у всех нас. Да и Алина поверила, что будет ходить. Понадобилось несколько месяцев, чтобы зажили швы. Мы вернулись домой. Алина научилась прыгать на одной ножке и быстро передвигалась таким образом по квартире. Казалось, она даже забыла о своих проблемах.
-- Дочка очень изменилась, -- говорит Ирина. -- До трагедии она была спокойная, даже медлительная. А теперь у нее появился такой живой интерес ко всему, желание что-то увидеть, узнать. Она стала еще общительнее, в гости к нам приходит много детей. Но самая близкая ее подружка -- старшая сестричка Вика, которая в этом году пошла в первый класс. Они настолько дружны и так искренне проявляют свою любовь, что знакомые даже удивляются: с детьми такого возраста это бывает редко. Вика пережила огромное потрясение: трагедия с сестричкой произошла у нее на глазах.
-- Глядя на Алинку, мы не можем избавиться от чувства вины -- не уберегли, от чувства обиды -- ну за что же так? -- продолжает Ярослав. -- Но благодарим судьбу, что ребенок жив и что мы не остались один на один с бедой.
Во дворе дома, где произошла трагедия, были опрошены свидетели происшествия. Удалось установить, кто стал его виновником. Возбуждено уголовное дело. На днях должен быть вынесен приговор.
-- Несовершеннолетняя девушка, находившаяся за рулем, уже попала под амнистию, -- говорит Ярослав. -- Кстати, за это время она вышла замуж за того самого парня, который доверил ей руль. Пусть они будут счастливы. Но ни у этой пары, ни у их родителей не нашлось времени, возможности встретиться с нами. Мы решили передать им через газету: просить у них ничего не собираемся, зла не держим. Жизнь продолжается, нашлось так много людей, знакомых и незнакомых, которые помогли нам и нашему ребенку в трудную минуту. После статьи в «ФАКТАХ» нам звонили, предлагали помощь. Мы и представить себе не могли, что вокруг нас столько добрых отзывчивых людей! Хочу рассказать о киевлянах Володе и Людмиле. Мы были с ними едва знакомы. Но когда, оказавшись в столице, позвонили и сообщили о трагедии, сразу услышали: «Все, что надо, мы для вас сделаем. » Все эти месяцы они не оставляли нас без помощи. Пока жена с Алиной находилась в больнице, я жил у Володи и Люды и каждый день ездил в «Охматдет». Ребята помогали мне собирать передачи для Алинки -- выполнять ее «заказы». Она ведь почти ничего есть не хотела в первые недели. Вернувшись домой, мы очень нуждались в деньгах. Все сбережения ушли на лечение ребенка. Помогли друзья, знакомые. Всем им -- низкий поклон.
-- Работать с детьми и трудно, и легко, -- говорит мастер-ортопед Валерий Небесный. -- Надо знать детскую психологию, чтобы превратить в игру создание и примерку протеза. Ребенок должен преодолеть психологический барьер, поверить, что протез -- это теперь его ножка, которая поможет ему нормально ходить, чтобы не отличаться от сверстников. Материалы, из которых мы изготавливаем протезы, экологически чистые, качественные. Стараемся все сделать так, чтобы ребенку, да и взрослому, было удобно. Несколько лет назад мы сделали протез для мальчика, которому ножку откусила собака. Травма была почти такого же объема, как у Алинки. Так вот, этот мальчишка в школе сумел скрыть, что нога у него не настоящая, и занял второе место по бегу, соревнуясь со здоровыми детьми.
Делая протез для Алины, я использовал в месте его соприкосновения с культей натуральную оболочку из лайковой кожи. Она нежная, мягкая, гигиеничная. Правда, каждый год придется подгонять этот протез, удлинять его, чтобы разницы со здоровой ножкой не было. Затем, очевидно, придется изготавливать новый протез.
-- Фонд «Фриц Кройцер» и мы будем шефствовать над Алиной, пока девочке исполнится 16 лет, -- говорит директор предприятия «Ортотех-Сервис» Александр Стеценко. -- Мы стараемся сделать все, чтобы Алина не чувствовала себя инвалидом. Это и есть наша основная задача -- сделать так, чтобы человек мог сказать: «Я радуюсь жизни, я научился преодолевать множество проблем, и они не тяготят меня так, как раньше». Мы занимаемся не только протезированием, но решаем все вопросы, связанные с ортопедией. После травмы многим нужны специальные опорные палки и наконечники для них, костыли, инвалидные коляски различной конструкции. Есть у нас и стельки от плоскостопия, и специальная обувь, облегчающая нагрузку на стопу. Даже протезами молочных желез приходится заниматься. Все это -- ради создания того уровня качества жизни, которого достоин любой человек.
Пока взрослые разговаривали, Алина рассматривала картинки в ортопедическом журнале. Увидев велосипед, тут же показала фотографию маме.
-- Она еще до травмы просила нас купить велосипед, -- говорит Ирина. -- Но у нас никак не получалось. А недавно мы все же сделали ей такой подарок. Как она была рада, что может крутить педали! Для нас же это стало еще одним подтверждением того, что упорства и настойчивости Алине не занимать. Она ни в чем не захочет уступать другим детям. И с комплексами, есть надежда, справится. Когда ее спрашивают, что это у тебя за ножка, она отвечает просто: «У меня такая ножка». И делает ударение на слове «такая»