Події

Причиной гибели леонида бородича могло быть неожиданное сваливание самолета, подобное заносу автомобиля?

0:00 — 23 вересня 2000 eye 618

Из-за чего же произошла трагедия? Свое мнение корреспонденту «ФАКТОВ» высказал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Юрий Курлин:

-- Я многократно смотрел видеозапись последних секунд полета Як-52. И у меня сложилось впечатление, что Леонид Васильевич стал жертвой неожиданного сваливания самолета. «Полубочка», с которой началась аварийная ситуация, не соответствовала ни программе полета, ни здравому смыслу. Переворот на спину возник как следствие неожиданного сваливания машины при выходе на критические углы атаки при небольшой располагаемой перегрузке. Летчик наверняка боролся при помощи элеронов с быстро развившимся креном, однако остановить вращение удалось только в положении на спине, что четко видно на видеозаписи.

Бородич хорошо понимал, что ситуация переходит в катастрофическую, однако, видимо, еще надеялся выйти из переворота. Это видно по рулю высоты, который полностью отклонен вверх. Самолет прошел вертикаль и начал выходить из пикирования, но высоты оказалось слишком мало. Под углом около 40 градусов машина столкнулась с землей.

Возникает вопрос: что, летчик не имел представления о режиме сваливания и никогда не выходил из него? Конечно, знал и входил и выходил, поскольку самолет предназначен для воздушной акробатики. Однако на тренировках отрабатывались преднамеренные и осознанные действия на достаточной высоте. В данном случае самолет крутнулся сам и в самый неподходящий момент. В свое время подобная беда -- неожиданное сваливание -- постигла экипажи Ту-144 (1973 год, авиасалон в Ле-Бурже), истребителя МиГ-31 (1984 год), Ан-32П (1994 год, Испания), Ан-124 «Руслан» (1997 год, Иркутск) и других опытнейших летчиков, в том числе шестерых асов, пилотирующих Як-52. Но причины гибели последних фирма Яковлева предпочитала замалчивать.

Неожиданное сваливание самолета похоже на неожиданный занос автомобиля на скользкой или мокрой дороге, который известен всем водителям. Последствия заноса могут быть разными в зависимости от сложившихся обстоятельств. Зная об этом, почти все фирмы, выпускающие автомобили, оборудуют их системой антиблокировки тормозов, которая неплохо защищает машину от возникновения заноса. На всех «серьезных» самолетах тоже устанавливаются приборы и системы, предупреждающие летчиков о том, что самолет находится в опасном положении. На Ан-124, например, помимо двух приборов, двух сигнализаторов, стольких же вибраторов штурвалов, установлен еще и толкатель штурвала. К сожалению, фирма «Як» почему-то игнорирует эти приборы. Не было такого прибора и на погибшем Як-52. А ведь именно эти самолеты обладают подлой особенностью переворачиваться на спину в самый неподходящий момент. Леонид Васильевич Бородич оказался одной из жертв этого свойства. Дай Бог, чтобы последней.