Політика

«трудовая украина» намерена отстаивать бесплатное высшее образование

0:00 — 26 вересня 2000 eye 391

В связи с предстоящим рассмотрением в парламенте во втором чтении проекта закона Украины «О высшем образовании» состоялась встреча депутатской группы «Трудовая Украина» с руководством Национального авиационного университета. О цели беседы и ее результатах рассказывает народный депутат, руководитель депутатской группы «Трудовая Украина» Игорь Шаров.

Авиационный университет получил статус национального заслуженно

-- Игорь Федорович, это правда, что рассмотрение в парламенте законопроекта о высшем образовании затянулось на годы?

-- Действительно, в Верховную Раду этот документ поступил от Кабинета министров еще в 1998 году. Но был отклонен как недостаточно подготовленный. Спустя некоторое время Комитету ВР по вопросам науки и образования было поручено доработать этот проект для повторного первого чтения. Парламентскую экспертизу документ прошел 3 декабря 1999 года. Сейчас он готовится ко второму чтению. Его рассматривают в комитетах, депутатских фракциях и группах парламента.

-- И сколько еще ждать?

-- Наша депутатская группа, конечно, за скорейшую подготовку и рассмотрение законопроекта. Но, естественно, не за счет качества. Подтверждением тому -- состоявшаяся на днях встреча в Национальном авиационном университете.

-- О чем конкретно шла речь?

-- В выступлениях ректора авиационного университета доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники Украины В. П. Бабака, который ранее был заместителем министра просвещения, а также приглашенных на встречу вице-президента Национальной Академии наук, академика И. Ф. Кураса, академика НАН Украины В. М. Гееца, члена-корреспондента Академии наук С. А. Довгого и других ученых был дан общий обзор состояния высшего образования, подчеркивалась необходимость его реформирования. Народные депутаты Л. Чикал, А. Раханский, Ю. Иоффе и Ю. Спиженко высказали свое видение проблемы в контексте подготовки законопроекта о высшем образовании. Говорили также о путях решения самых актуальных задач сферы образования, коснувшись в том числе и деятельности Национального авиационного университета.

-- Почему был выбран именно этот вуз?

-- Нам было важно обсудить законопроект с людьми, смело идущими по пути реформирования высшей школы и улучшения вузовской работы. Услышать о степени соответствия законопроекта назревшим жизненным потребностям и реальным условиям вузовской практики. На наш взгляд, Национальный авиационный университет как нельзя лучше подходит для такого разговора. И своими делами, и интеллектуальным потенциалом. Здесь тысячи студентов получают хорошее, качественное образование, имея при этом все условия для содержательного отдыха, занятий творчеством и спортом. Кстати, Национальный авиационный университет получил это название совсем недавно: этот статус был ему присвоен Указом Президента от 11 сентября 2000 года.

-- А как в вузе был воспринят парламентский текст законопроекта?

-- Ну, он не чисто парламентский. Это результат совместной работы парламентских структур и органов исполнительной власти. Оценивают его в университете довольно критически -- так, как им подсказывают знания, опыт, сама жизнь. Теперь мы вполне осознаем, что над текстом будущего закона еще надо серьезно поработать. Мы не только сами готовы приступить к этому, но и будем убеждать своих коллег в необходимости доработки.

Льготами при поступлении в вуз должны пользоваться только дети-сироты

-- Есть ли в законопроекте что-то принципиально новое?

-- Прежде всего, очень важна его главная цель -- создать такие условия для учебы, при которых высшее образование могли бы получать как можно большее количество граждан Украины. Исходя из своих потребностей, возможностей и образовательного уровня. Это принципиально. Ведь прежде было как? На первом плане -- польза государству: жила бы страна родная -- и нету других забот! А человек, его потребности? Эта тема довольно подробно обсуждалась на встрече. В том числе и в такой постановке: а как быть с трудоустройством, с востребованностью знаний специалистов? Ответ дает практика авиационного университета: большинство студентов устраивается на работу еще в годы учебы. Или, скажем, вопрос платности учебы. Не потеряем ли мы из-за этого таланты? Значит, все-таки должен быть госзаказ. А льготы при поступлении -- нужны ли они? Прозвучал и такой ответ: никаких льгот, разве что для детей-сирот. А все остальные должны быть равны в поступлении в тот или иной вуз, пропуском может служить только одно -- знания.

-- Что вы и ваши коллеги готовы отстаивать в том тексте законопроекта, который рассматривается сейчас в парламенте?

-- Будем поддерживать законодательное закрепление и того, что вполне оправдало себя на практике, и введения правовых норм, открывающих путь к новому, перспективному в жизни высшей школы. Это, в частности, такие нормы, как:

- государственные гарантии доступности и бесплатности высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях;

- введение образовательно-квалификационных уровней «младший специалист», «бакалавр», «специалист» и «магистр»;

- подготовка «специалистов» и «магистров» как профессионалов одного образовательного уровня. При этом специалист будет получать полное высшее образование, но с ориентацией большей мерой на производство, а магистр -- с ориентацией на научную и преподавательскую деятельность.

Мы поддерживаем также закрепление за учебными заведениями права самостоятельно разрабатывать и внедрять собственные программы научной и коммерческой деятельности. Среди положений, которые вводят новые нормы в образовательной деятельности можно назвать такие, как содействие развитию сети вузов разных типов и форм собственности путем создания равных правовых условий для их деятельности; расширение источников финансирования высшей школы. Проектом, в частности, предусматриваются такие его формы, как государственное финансирование для лиц, поступающих в вузы на учебу по госзаказу; обучение за средства юридических и физических лиц; целевое беспроцентное кредитование государством сверх госзаказа на конкурсной основе обучения отдельных граждан Украины. Таким образом, будет обеспечено общее повышение доступности к высшему образованию.


«Facty i kommentarii «. 26-Сентябрь-2000. Политика.