23 сентября 1970 года ушел из жизни знаменитый французский актер Бурвиль. Его обожали на родине. Его любили зрители в Советском Союзе. Люди по нескольку раз ходили в кино, чтобы посмотреть фильмы с его участием: «Разиня», «Большая прогулка», «Горбун», «Три мушкетера», «Большая стирка». Бурвиль относился к легендарной плеяде комиков, сделавших французский кинематограф всемирно известным. Его имя стоит в одном ряду с Фернанделем и Луи де Фюнесом. Но в отличие от этих талантливых актеров Бурвилю удалось сыграть несколько серьезных ролей.
Для привлечения покупателей Андре разыгрывал перед ними целые представления
Его настоящее имя Андре Рембур. А Бурвиль -- это название нормандской деревни, где он родился 27 июля 1917 года. С детских лет Андре познал тяжелый крестьянский труд. В школе он учился с неохотой, часто убегал с занятий на родительскую ферму. Но и там большого рвения не проявлял. Тогда отчаявшиеся родители решили отправить непутевого сына в город в услужение булочнику. Тот взял крестьянского подростка, но без особого желания. Маленький Рембур стал развозить на тележке пирожки и булочки. И вдруг хозяин заметил, что у него резко возросло число заказов. Булочник решил проследить за учеником. Оказалось, что Андре разыгрывал перед покупателями целые представления. Его грубоватые шутки очень нравились клиентам.
Булочник играл в муниципальном оркестре на трубе. Когда Андре попросил его научить тому же, хозяин обрадовался. Парень быстро освоил нотную грамоту, секреты игры на трубе и аккордеоне, и его взяли в оркестр. С булочником пришлось расстаться. А поскольку денег молодому музыканту не хватало, он подрабатывал водопроводчиком, чистильщиком обуви. Затем Рембура призвали в армию. Военную службу он проходил в Париже. По выходным дням играл на танцах и народных гуляньях. Одновременно пытался петь. Хотя особых вокальных данных у парня не было, публика приходила в восторг от самой манеры исполнения и выразительной мимики музыканта. По окончании военной службы Рембур остался в Париже.
Его первое профессиональное выступление в варьете состоялось в 1937 году. Через год о молодом куплетисте говорил весь Париж. Столь успешно начавшаяся карьера была прервана второй мировой войной. Музыкант отправился на фронт, но вскоре попал в плен. Оттуда ему удалось бежать, и некоторое время Андре прятался в оккупированной немцами французской столице. Именно тогда он стал называть себя Бурвилем.
Во Франции немцы вели себя несколько иначе, чем в странах Восточной Европы. Париж продолжал жить почти привычной для этого города жизнью. Работали рестораны, варьете, театры. Завоеватели развлекались как могли. Вспышки насилия возникали лишь после вылазок французских партизан.
Бурвилю удалось получить место аккордеониста в небольшой труппе известной певицы Борда. Они отправились на гастроли по стране. Втайне от примадонны аккомпаниатор готовил собственные номера для варьете. Артист интуитивно выбрал для себя образ нормандского крестьянина-простака. В 1941 году он заключил свой первый в жизни сольный контракт. К концу войны Бурвиль стал настоящей звездой мюзик-холла. А в 1945-м на экраны вышел и первый фильм с его участием «Ферма повешенного».
Как и большинство комиков, в жизни Андре Рембур был очень грустным человеком
Сначала актер пытался подражать своему кумиру Фернанделю. Но потом понял, что копия всегда хуже оригинала. И тогда появился тот Бурвиль, которого мы все знаем и любим -- нескладный, застенчивый, немножко хитроватый, вечно попадающий в глупейшие ситуации, но при этом сохраняющий достоинство нормандец. Если Чарли Чаплин создал на экране бессмертный образ маленького американца, то Бурвиль увековечил маленького француза. Он не так глуп, как может показаться на первый взгляд. Да, его можно обмануть, унизить, но в итоге последнее слово всегда остается за ним.
Великолепны дуэты Бурвиля и других звезд французского кино. В фильмах с Жаном Маре комику доставались роли слуг главного героя. Самым выразительным получился Планше в «Трех мушкетерах». Но особенно искрометны фильмы, в которых Бурвиль играл вместе с Луи де Фюнесом. Одно лишь появление этой парочки на экране уже вызывает смех. Де Фюнес так и брызжет энергией, а Бурвиль остается невозмутим в любой ситуации. Комедии с их участием по праву стали золотым фондом мирового кинематографа.
Какой бы костюм ни одевал Бурвиль на экране, в жизни он всегда оставался нормандцем. Он живо интересовался проблемами крестьян, пытался им помочь. Известная актриса Анн Фрателлини, игравшая с ним в фильме «Все золото мира», сказала однажды: «Бурвиля надо было назначить министром сельского хозяйства! Он в этом так разбирается!» Да, актер прекрасно знал свои корни и никогда от них не отказывался. Он будто черпал силы из этой по-настоящему живой связи с народом. И был в курсе крестьянских проблем больше, чем иные министры.
А в личной жизни Бурвиль был очень грустным, меланхоличным человеком. Он так и не женился, хотя женщины были от него без ума. Он излучал какое-то невероятное заразительное обаяние. Главным оружием этого некрасивого, нескладного, лысоватого человека были абсолютная естественность и полное отсутствие пижонства. Говоря о себе, Бурвиль любил повторять: «Я как нормандский сидр. С годами он становится только лучше. Облысев, я приобрел, наконец, достойный вид. Красивые женщины находят мое безобразие симпатичным!»