Культура та мистецтво

Известный украинский режиссер максим паперник: «меня называют самым садистским клипмейкером в украине»

0:00 — 27 вересня 2000 eye 4032

C творчеством самого знаменитого украинского клипмейкера Макса Паперника знакомы многие -- в этом году в сентябре Макс отмечает десятилетие своей творческой деятельности. Клипы на песни «А я пливу», «Вибачай», «Вiтер» Ирины Билык, «Нiжними вустами» Александра Пономарева, «Народження» Асии Ахат, «Цвiте черешня в мами на городi» Михаила Поплавского, «Я -- весна!», «Мiсяць», «Только я» Натальи Могилевской, «Контролер» Андрея Данилко то и дело мелькают, сменяя друг друга, на экранах. Солнце украинского климейкерства, впрочем, не только работает, но и отдыхает. На фестивале «Море друзей» я застала мастера за весьма банальным занятием: Максим спокойно наблюдал, как его малыш размазывает кашу по тарелке. «Это ваш сын?». -- «Да. » «Ты почему не кушаешь? -- обращаюсь я к ребенку. -- Хочешь остаться маленьким?» Тут малыш поднял на меня свои пронзительно синие глаза и сказал: «Когда я ем, я глух и нем. » В переводе с деликатного языка на обычный это означало: «Помолчали бы лучше, милая моя. Невыносимо слушать». Устами младенца глаголет истина, я замолчала, но только для того, чтобы дать слово Максиму Папернику.

«С Ириной Билык мы вместе играли в юношеском театре»

-- Вас не смущает, что к вам все чаще применяют прилагательное «лучший»?

-- Нет, напротив. Я и есть объективно самый лучший. В недавнем опросе зрителей из десяти представленных клипов лучшими были названы восемь моих. Это и дает мне право так «зухвало» оценивать свою работу. Шоу-бизнес -- это тот же спорт. На этой дистанции необходимо каждый раз занимать только призовое место.

-- С чего же все у вас начиналось?

-- С Ирины Билык. Ее продюсер всегда считал, что работать надо с лучшими. Хотя, к сожалению, первая моя попытка не удалась -- у меня ничего не получилось. В ее продюсерском центре меня неправильно восприняли, да и показать-то толком как клипмейкер я ничего не мог. Иру я знаю с 14 лет, мы вместе играли в юношеском театре. Уже тогда она была примадонной. Мы слушали ее первые песни под фоно, первый эфир на радио. А я только мечтал стать актером. Из этого, правда, ничего не получилось. Впрочем, слава Богу. Наши дороги на время разошлись. Мы встретились вновь, когда Ира стала делать карьеру поп-звезды, а я работал на ТВ режиссером, мечтал снимать клипы. У Иры уже были клипы на песни «Так просто», «Вiйна». Я смотрел и думал как каждый молодой амбициозный творческий человек, что могу сделать намного лучше. Сегодня я уверен, что огромное количество людей, лежа дома не диване, смотрят по телевизору мои клипы и рассуждают точно также, как я когда-то: «Я бы сделал в тысячу раз лучше, чем этот Паперник». Но вот встать с дивана и что-то сделать многие просто не в состоянии.

Снимать новый клип на песню Ирины Билык «А я плыву» было решено в России. Просто в Украине не могли найти режиссера… Тогда Ира выступила моим гарантом: «Я верю в Максима, он сделает». Для меня это был большой риск. Билык была уже певицей N 1. Целых полгода ушло только на разработку идеи, раскадровку, обдумывание сценария. Наверное, ни к одной работе я не подходил так ответственно. Весной мы поговорили о клипе, а уже 13 декабря состоялась его презентация.

-- Как вы решились поместить в клипе Ирины столько ползучих гадов?

-- В прессе меня называют самым садистским клипмейкером в Украине. Что, мол, я все время издеваюсь над исполнителями. Может быть. Но ведь это дает колоссальный эффект. Видевшие Билык лежащей на песке со змеями просто содрогались. Да, это было непросто. Я и сам не очень люблю разных ползучих, в лучшем случае беру их кончиками двух пальцев. А Ира брала их за хвосты, растягивала, клала себе на грудь. Как актриса она в кадре собралась, а после, уже в гримерке, как женщина рыдала от ужаса. Клип -- это большой эксперимент, иногда артисту на минуту нужно забыть, что на сцене у него один образ, а здесь я ставлю ему другую задачу, за решение которой отвечаю. С Ириной мы недавно сделали черно-белый клип на песню «Скажи». Я обожаю эту работу. Я сделал этот клип по законам чистого искусства. Пока песня звучит на экране, Ирина молчит. Здесь она Певица, которая уже не может петь, и только последнюю фразу пытается прошептать. Вокруг течет жизнь, меняются декорации, но живут только глаза этой женщины, и мимика ее лица говорит, что все для нее закончилось, потому что петь она больше не может. Я отдал весь крупный и средний план Ирине как актрисе, на откуп. Музыкальный материал песни сам вел меня. Ведь клип может как украсить, так и убить песню. Моя задача -- почувствовать, сколько должно быть в клипе Паперника, а сколько -- Билык, Могилевской, Пономарева.

«Шесть раз я ронял Ирину Билык на огромный диван»

-- Вы всегда так демократичны?

-- Мои учителя говорили, что режиссер должен сидеть на стуле и командовать, а все вокруг -- бегать, бегать, бегать. Я не могу быть безучастным. Иногда мне сложнее объяснить, чего я хочу, легче подойти и сделать самому, даже если нужно просто уложить прядь волос. Например, в нашем общем с Костей Меладзе проекте группы «Виагра» платье певицы сшито мастерицами, а все остальное я сделал с дизайнером Анжелой Посоховой. Это платье мы красили автомобильными красками, оклеивали липкой цветной лентой в виде золотой чешуи. Зато я знал, что и как приклеено. знал, что оно не отвалится в самый неподходящий момент.

-- Звезды на съемочной площадке капризничают?

-- Конечно. Но чем ярче звезда, тем меньше капризов. Ира Билык в клипе «Вiтер» должна была падать с большой высоты. Со страховкой все было в порядке. Но когда она вышла на площадку, первое, что она мне сказала: «Максим, я не буду падать». Она это сказала не потому, что боялась, а потому, что была уверена, что в клипе ее героиня не должна погибнуть. «Ирочка, ты не погибнешь, вспомни сценарий, все будет в порядке». Я ей еще раз напомнил идею, она выслушала и сказала: «Все, я спокойна, пойдемте падать». И шесть раз Ирина Билык падала с этой высоты и еще шесть раз по сценарию я ронял ее на огромный диван. Конечно же, она была вся в синяках, но кадры получились очень эффектными.

-- Как у вас в клипах с откровенными постельными сценами?

-- Это очень банальный ход. Я стараюсь его избегать. Хотя понимаю, что это многим нравится. Не терплю падающих роз, летающих голубей, брызги шампанского -- это полнейшая антиэстетика. Я исхожу из песни, и если там есть любовный треугольник, стараюсь не иллюстрировать его так примитивно.

«Видя клип Могилевской, мой сын говорит: «Почему Наташенька босая, ей же холодно! Купи ей, пожалуйста, синенькие босоножки»

-- Это правда, что Наташа Могилевская, когда снимался клип «Я -- весна», вытоптала все тюльпаны в голландском парке?

-- Ну, не все. Я ей сказал: «Наташенька, когда ты будешь катиться по травке, будь, пожалуйста, поближе к цветочкам. Ну, она в них чуть-чуть закатилась. Все гулявшие в это время в парке выдохнули от ужаса. Мы быстренько, насколько могли, поправили клумбу. Что не подлежало восстановлению, забрали с собой. Но все это было очень демократично. И клип получился симпатичный.

-- Почему вы не снимаете наших традиционных мэтров?

-- Во-первых, я себя никому не предлагаю. Во-вторых, так называемые альтернативщики меня называют попсовиком и не очень идут со мной на контакт. Но у меня есть опыт работы с традиционной эстрадой. Клип «Росте черешня в мами на городi» с Михаилом Поплавским и его мамой в главной роли. Для меня самой высокой была оценка зала: когда включили свет, зрители плакали.

-- Как сын оценивает папину работу?

-- Ему все очень нравится, он любит Наташу, Ирину, Сашу Пономарева. Совсем маленьким он безошибочно угадывал по телевизору, кто поет. А увидев клип Наташи Могилевской «Мiсяць», он подбежал ко мне, дернул за руку и сказал: «Максим, почему Наташенька босая, ей же холодно! Купи ей, пожалуйста, синенькие босоножки».


«Facty i kommentarii «. 27-Сентябрь-2000. Культура.