Інтерв'ю

«Настоящий талант поймет любая публика»

0:00 — 30 січня 2010 eye 956

Народный артист Украины Вадим Писарев в день своего 45-летия будет… каяться и причащаться

Первого февраля народному артисту Украины Вадиму Писареву исполнится 45 лет. «Мальчик из шахтерской семьи», получивший звание народного артиста еще в 1986 году и успевший прославить на лучших балетных сценах мира не только Донбасс и Украину, но и весь бывший Советский Союз, ныне — художественный руководитель Донецкого Национального Академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. С именем Вадима Писарева и его супруги Инны Дорофеевой теперь связывают ежегодно проходящий в Донецке Международный фестиваль «Звезды мирового балета», а многие их ученики покоряют лучшие сцены Европы и Америки. Накануне юбилея Вадим Яковлевич рассказал «ФАКТАМ» о том, какие плюсы и минусы ожидают танцора балета после выхода на пенсию.

«Для жаркого из зайца под айвовым вареньем у меня есть подосиновики из Норвегии, насушенные в сауне»

 — Где состоится банкет по поводу вашего юбилея и какие блюда уже заказаны? — интересуюсь у Вадима Писарева.

 — Думаю, что на этот раз я в свой день рождения поеду в Святогорскую лавру: буду каяться, — удивил собеседник.  — Обязательно исповедаюсь и причащусь. До прошлого года первое февраля было самым обычным днем, а теперь — это праздник для всех православных. В этот день состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. Возможно, всей семьей в Лавру поедем.

А дома для праздничного стола в морозилке уже заготовлен зайчик на жаркое. Этого зайца мне друзья подарили. Хотя вообще я и зайцев, и дичь, и рыбку, и грибы предпочитаю добывать сам. Для жаркого из зайца, который особенно хорош с айвовым вареньем, у меня есть подосиновики из Норвегии, насушенные в сауне. В доме, который я снимаю в Норвегии, есть возможность заготовить множество грибов и рыбы — рядом шумит речка, в которой водится форель.

 — И айвовое варенье сами делали?

 — Да, мы с супругой еще и садовники. Посадили красную ежевику, вишню, черешню, грушу бере, два сорта винограда без косточек. Весь урожай заготовляем, ягоды замораживаем в морозильной камере и всю зиму варим компоты. О том, как приготовить сома с грибами или вальдшнепов с ананасами, я могу рассказывать долго и подробно, но чувствую, что у меня уже, извините, полон рот слюны.

 — А рыбку и грибы берете в Норвегии?

 — Не обязательно. Но тамошние грибы — непременный атрибут моего багажа по возвращении домой. Норвегия — рай для меня. Я стараюсь всегда «подтянуть» время своих ежегодных мастер-классов в этой стране к августу, чтобы совместить занятия с отдыхом. Летом вокруг моего домика на горнолыжном курорте Хемседал лыжников как раз нет — тишина, дожди и радуги. Только в этом месте земного шара я могу видеть радугу чуть ли не ежедневно! Поэтому дождь в Хемседале — моя любимая погода. А кристально чистая вода, стекающая с гор, оказывает просто волшебное действие на организм.

 — В Норвегии вы продолжаете охотиться за камнями? Помнится, вы целый мешок булыжников со дна речки оттуда привезли…

 — Я везде за камнями «охочусь», и у меня всегда с собой немного камушков. Например, сегодня я захватил цитрин, обсидиан, бирюзу, кальцит и аметист, — перечисляет собеседник, извлекая из кармана целую пригоршню самоцветов.  — Моя коллекция пополняется уже четвертый год, и в ней есть настоящие раритеты. В полости крупного аметиста, который я купил в Филадельфии, сохранилась капелька воды. Представляете? Ведь этой капельке минимум 300 миллионов лет! Чтобы древняя вода не испарялась, приходится хранить аметист подальше от солнечных лучей.

«Я сам изменил себе стопу — мне природа не дала таких физических данных, какие есть у моего сына»

 — Ваш старший сын, Андрей, приедет на папин юбилей в Донецк?

 — Андрей — солист балета Национальной оперы в Киеве, он танцует ведущие партии в спектаклях. Сейчас как раз самый разгар театрального сезона. Так что уж как получится…

Кстати, я рад, что Андрей сейчас работает в Украине. Работать на своей Родине — большое счастье. За рубежом ты везде и всегда гость, даже если устроен с комфортом. Надеюсь, мы доживем до такого времени, когда артисты не будут стремиться уезжать из страны, а будут оставаться работать в наших театрах, получая за это достойное вознаграждение. Пока что мы готовим кадры для Европы и Америки — на родине наши артисты не востребованы. Наши воспитанники (выпускники донецкой Школы хореографического мастерства Вадима Писарева.  — Авт. ) все больше блистают за рубежом. Например, Яна Саленко, недавно получившая высшую для танцоров балета награду в Германии, сегодня — прима-балерина Штатс Опера в Берлине, Денис Черевичко — артист Венской оперы в Австрии, «черная жемчужина Донбасса» Жерлин Ндуди — артист балета Майами во Флориде, Анна Меркулова — артистка Театра современного балета Денвера в Колорадо…

 — Вы Андрея специально отправили в Киев, подальше от родительской опеки?

 — Он не маленький уже — 23 года, а желание жить и работать самостоятельно изъявил еще три года назад. И это нормальное желание. Иначе он бы ничего не достиг! Впрочем, с моей точки зрения, Андрею добиваться мастерства в танце несколько легче, чем было мне в свое время. Мне, кроме высокого прыжка, природа не дала таких физических данных, какие есть у моего сына. У меня не было балетной стопы, и я не сразу и не «с легкостью» сел на шпагат. Андрею Бог это дал. А я все это наработал, занимаясь дважды в день классическим уроком (по полтора часа изнурительных тренировок). Я сам, своим трудом, изменил себе стопу.

 — Не сожалеете о том, что ваша средняя дочь Александра не занимается балетом?

 — Сначала сожалел. У Саши потрясающая координация. Но, поразмыслив над тем, что жизнь балерины — это сплошные ограничения (ни выходных, ни праздников), решил, что она найдет себя в чем-то другом. Саше сейчас еще и десяти лет нету. Она ходит в украинскую школу, очень серьезно занимается английским языком и теннисом. Я считаю, что любой выбор ребенка семья должна поддерживать, тогда и ребенок себя ярко проявит.

Зато наша младшая дочь Софья просто рождена для балета. У нее уже есть свои крошечные пуанты! Соня не перестает удивлять нас как профессионалов.

 — Ей же всего два годика!

 — Уже два года и семь месяцев. Но благодаря своей хорошей зрительной памяти малышка все точно повторяет за мной и мамой (народная артистка Украины Инна Дорофеева, супруга и бессменная партнерша Вадима Писарева, а ныне коллега по Школе хореографического мастерства.  — Авт. ). Соне уже удаются даже такие сложные движения, как фуэте! Заслышав музыку, тут же рвется танцевать. А музыку она чувствует прекрасно.

«Зрители сидели, кутаясь в шубы, и никому не аплодировали. Но когда я вышел и станцевал гопак… »

- Вы скучаете по сцене?

 — Я не оглядываюсь назад с чувством сожаления. И не боюсь очередного дня рождения, как «грустного» праздника. Все время думаю о том, как удержаться в своей профессиональной форме — быть на плаву в том деле, которое у тебя в руках сейчас. В каждом периоде жизни есть свои плюсы и минусы. Сейчас, например, у нас с супругой появилось больше времени, чтобы заняться тем, чего мы не могли себе позволить все годы нашей балетной карьеры. О саде, грибах, рыбалке и охоте я уже говорил. А в прошлом году я себе, наконец, завел еще и собаку для охоты! Наш пегий пойнтер — настоящий аристократ: мама у него — породистая норвежка, папа — словак-медалист. Пса с такой смесью голубых кровей, наверное, больше нет ни у кого в Украине. Этому красавцу еще и года не исполнилось, а он уже 40 килограммов весит. Скоро начну брать его на охоту: будем тренировать ему нюх на перепеле.

 — А как пес ладит с «хозяином» дома — котом, которого вам подарил бывший сосед по площадке Виктор Янукович?

 — Увы, умнейший Василий Викторович скончался прошлым летом, в возрасте 14 лет. Теперь в доме хозяйничает молодой вислоухий шотландец Бася, который гоняет… пойнтера! Кстати, Януковичи непременно поздравляют меня каждый год: либо звонят, либо присылают телеграмму. Я их всякий раз приглашаю в гости на свой день рождения, но у них не всегда получается приехать.

 — Чего вы сами себе пожелали бы в свой юбилей?

 — Много камней — тех, которых у меня еще нет. Шучу. Хочу, чтобы светило яркое солнце, как сегодня, были любовь и тишина. Тишина, в смысле — чтобы мы жили без войн, революций и суеты. Человек не для этого рожден: он должен радоваться. Народ сам все сделает и поставит страну на нужный путь. Только каждый должен наметить какую-то благородную цель и к ней стремиться. И, поверьте, тогда приходят успех и признание.

Тот успех артистов украинского балета, который они снискали на гастролях за рубежом, сегодня позволяет и нашим танцорам, и их преподавателям заключать весьма престижные контракты. Например, преподаватели нашей школы хореографического мастерства уже несколько лет обучают детей в Норвегии, США и Китае. Курс хореографии для юных китайцев оплачивает правительство этой страны. Поиск и развитие талантов в Китае — государственная политика! И я уверен, что вскоре мы услышим о танцорах из Китая.

На днях донецкая балетная труппа вернулась с гастролей по Швейцарии и Германии, во время которых получила приглашение снова приехать на гастроли в 2011 году. Кроме того, нашему театру поступило предложение из Германии — от Института Гете. Они хотят, чтобы европейская премьера балета «Летучий голландец» Рихарда Вагнера была поставлена на сцене нашего театра имени Соловьяненко! Немцы будут оплачивать изготовление костюмов, декораций, платить гонорары режиссеру и артистам.

 — Думаете, удастся угодить европейской публике нашей постановкой?

 — Публика везде одинаково реагирует, если видит перед собой талант. Настоящий талант — понятие международное. Помню, в 1986 году я выступал в Амстердаме, где в тот год была непривычно холодная для жителей тех мест зима. Зрители сидели, кутаясь в шубы, и никому не аплодировали. Но когда я вышел и станцевал гопак, выпрыгивая в высоту на три с половиной метра, все вылезли из своих шуб и аплодировали стоя…