Культура та мистецтво

Уникальная американская певица диаманда галас на концерте в москве… Избила свой рояль

0:00 — 29 вересня 2000 eye 615

Диаманда Галас, премьера новой программы (Московский драматический театр им. Гоголя, 24 сентября)

Ее называют современной Марией Каллас, авангардной дивой, старой язычницей или женщиной-дьяволом. Она поет на стихи Бодлера и Пьера Паоло Пазолини, дарит свои песни фильмам Дерека Джармена и заменяет басисту Led Zeppelin Джону Полу Джонсу всю команду на записи совместного альбома. Она столь же прекрасна, сколь и талантлива. Выступление этой потусторонней женщины напоминает священные обряды, которые многие примитивные умы склонны относить к разряду сатанинских месс. Впрочем, так всегда бывает с обывателем, под толстую шкуру которого неожиданно проникает мощнейший энергетический заряд. Женщина по имени Диаманда Галас несет его в своем уникальном голосе. Четыре октавы, абсолютные вокальные данные и при этом экстравагантное, совершенно неповторимое исполнение -- шуточное ли дело!..

Честь имею представить Диаманду Галас -- американскую гречанку, уникальную пианистку, самого честного и откровенного музыкального артиста XX века!.. В прошлое воскресенье она презентовала в Москве свою новую программу «Defixiones, will and testament», посвященную религиозному геноциду армян и греков на территории Турции. Давно забытый всеми факт истории 1915--1922 годов, когда могилы православных подвергались осквернению, и во избежание этого на них высекалось предупреждение-проклятие «Defixiones» -- новый источник вдохновения Диаманды Галас. Но не нужно сравнивать ее творчество с социально-политическими памфлетами Боба Дилана или Виктора Хары. Случай Диаманды Галас -- это настоящее драматическое произведение, включающее поэзию армянского поэта и солдата Сьяманто, знаменитого бельгийца Анри Мишо, сирийского Адониса, а также греческие песнопения и американские блюзовые хиты, к примеру, Джонни Ли Хукера. Низкие стенания и вершины ее голоса, голосовая театрализованность и музыкальные авангардные выходки (типа «избиения» собственного инструмента -- рояля -- под весьма многозначительный текст: «Вот так звучит мой гроб») пугают и восхищают одновременно. «Это работы, созданные артистом рискованным, специально навлекающим на себя ужас и отвращение, оставляя при этом следы на наших сердцах», -- как сказал о ней английский писатель и режиссер, автор уже классических «Восставших из Ада» Клайв Баркер в предисловии к литературной исповеди Диаманды Галас «Дерьмо Бога».

Впервые эта программа была представлена в Бельгии, в одном из древних замков Гравенстин. Собственно Диаманда Галас в дополнение к своему нетрадиционному пению предпочитает выбирать и оригинальные места для концертов -- плот посередине реки ночью или костел, где судили средневековых ведьм. Это еще что! Легендарная программа Галас «Чумная месса» включала и такие перфоманс-артрибуты, как распятие на кресте и потоки крови, выливаемые на нее из огромных железных ведер. Это было время, когда в судьбе Диаманды Галас происходили весьма трагические вещи. Одной из самых непоправимых была смерть от СПИДа родного брата и любимого (как уверяют сплетники) мужчины Филиппа Дмитрия. Его стихи легли в основу еще одного шедеврального альбома Галас -- «Vena Cava», а сама певица и по сей день активно борется с «чумой XX века».

Сегодняшние выступления Диаманды Галас -- во всяком случае оба московских концерта 1997 и 2000 годов -- вполне камерны и «солидны», если таковыми вообще можно назвать эти мрачные театральные тени, издающие невероятной красоты и силы звуки. В этот раз Диаманда Галас была все так же скупа и сдержанна. Ни тебе лишнего освещения, раскрывающего красоту этой греческой богини, ни обращений к публике (как правило, они чреваты нецензурной бранью -- реакцией на непонимание зала), ни прочих «звездных» радостей. С репутацией нелюдимой и замкнутой дивы у Галас строго. Но тот, для кого истинной ценностью является ее голос, просто закрывает глаза и начинает вместе с ней путь к собственному сердцу. Увы, он не всегда бывает сладкоголос…