В селе Круглик под Киевом стоит приветливый домик: с роскошными кустами калины у калитки, небольшим, но ухоженным садом. Строился Вадим Дмитриевич, автор текстов таких известных песен, как «Любов-чаклунка», «Налий, шинкарочко», «Одна-єдина на бiлiм свiтi », еще в советские времена, когда разрешалось возводить стены всего в один кирпич. Поэтому осенью, а тем более зимой на его даче долго не просидишь. Чтобы в холодное время можно было согреться, поэт как-то приобрел теплые стеганые валенки
Увы, не так давно те валеночки «уплыли». Извечная проблема дачников хорошо знакома поэту: его грабили два раза. Забрали практически все ценные вещи, которые были в хозяйстве.
-- Когда я обнаружил, что воры унесли из подвала банки с моими соленьями, -- приятно удивился, -- улыбается Вадим Дмитриевич. -- Сразу подумал: значит, понравились им мои огурчики! Когда же увидел, что не стало моих книг и кассет, то и вовсе обрадовался: моя поэзия нужна!
И Вадим Дмитриевич резко переменил свои дачные интересы. Теперь он уже не занимается засолкой овощей. И гораздо меньше переживает, когда вокруг все стонут: «Помидоры пропадают. Огурцы парша объела »
-- Хозяин из меня не очень хороший получился, -- признается известный поэт. -- Обычно руководствуюсь принципом: как Бог даст. Очень точно тип того дачника, к которому я принадлежу, передан в анекдоте. Встречаются два хозяина. Один спрашивает: «Как у тебя в этом году урожай?» «Собрал без потерь, -- отвечает тот. -- Ведро картошки посадил, ведро и выкопал »
Сад разбивать мне помогали соседи -- садоводы-профессионалы: дачный кооператив принадлежит Институту садоводства. Кроме того, многими деревьями я обязан Млиевской опытной станции в Черкасской области. Много лет дружил с ее директором Николаем Артеменко. Большой души был человек!..
В этом сезоне у Вадима Крищенко нет того урожая плодовых культур, как в прошлые годы. Порадовали поэта лишь красная смородина, виноград да калина. Впрочем, и это здорово! Чего стоят витамины, содержащиеся в одной калине.
А клубнику, яблоки или еще какие фрукты очень часто приносят соседи. Вот и получается, что в неурожайные годы поэта кормит его известность.
Долгие годы Вадим Крищенко работал пресс-секретарем Национального выставочного центра. Здесь он приобрел необыкновенной красоты розы. Увы, цветы несколько лет назад вымерзли. Зато пышно цветут и одуряюще пахнут маттиола, чернобривцы, астры. Но срезанных цветов поэт не любит. Давно заметил: когда растения вянут, они забирают энергию человека.
-- А вот муза поэзии задержалась где-то в дороге, никак не доберется до моей дачи, -- признается с сожалением Вадим Дмитриевич. -- Здесь не та энергетика. Бывало, отдыхаю в Феофании, а там стихотворные строфы вроде с небес сыпятся. Видимо, это связано с энергетикой местности: в Феофании раньше монастырь был, а на месте моей дачи -- только запущенные земли.
Лучшего места для чтения своей лирики, чем под виноградным кустом на даче, у него, наверное, нет. Кому читает Вадим Дмитриевич? А всем, кто к нему заходит и в чьих глазах он видит огонек. У него самого глаза полнятся светом доброты и жизнелюбия. Заместитель министра культуры и искусств Украины Александр Котлинский, общаясь с поэтом, как-то заметил: «Есть люди пожизненно старые. Но вы к ним, Вадим Дмитриевич, никогда не будете принадлежать: у вас всегда в глазах горит живой огонек».
Во дворе своей дачи, сидя за деревянным столом, поэт читал и нам свои новые стихи. Болит его сердце, переживает за судьбу Украины: «Як вибратись iз пастки лиха, що казиться в злобi? Найголовнiше -- це не хникать, а вiрити собi».
-- Раздумывая о судьбах своего народа, -- поделился он сокровенным, -- я вспоминаю притчу о тонущем человеке, который взывал Бога о спасении. Несколько раз его пытались спасти, но он отказывался: «Меня Господь спасет». Увы, бедняга утонул. И когда на том свете он встретился с Богом, то спросил: «Почему же ты не спас меня?» «Как же, -- возразил ему Всевышний, -- я несколько раз посылал тебе помощь!»
Так и с нами, украинцами, происходит: часто не замечаем в ближнем его участия и доброты, не дорожим друг другом. Недоверие и подозрительность к ближнему недопустимы, главное для людей -- доброжелательность!
На даче со своим товарищем композитором Леонидом Нечипоруком Вадим Дмитриевич подолгу размышляют о смысле жизни. Такое общение вдохновляет Вадима Дмитриевича на новые стихи, а Леонида Тимофеевича -- на новую музыку. Только за последний год друзья написали около десяти песен.