Події

Валерий пустовойтенко: «слухи о моих вероятных назначениях распускают те, кто любыми способами пытается рассорить меня с политическими лидерами государства»

0:00 — 1 квітня 2000 eye 230

Будучи премьер-министром Украины, Валерий Пустовойтенко установил своеобразный рекорд долгожителя -- два с половиной года у руля Кабмина. Теперь Валерий Павлович всецело посвящает себя возрождению прежних позиций утратившей былое влияние Народно-демократической партии. А в последнее время о нем все чаще говорят не только как о лидере НДП, но и как о вероятном кандидате на различные посты в органах исполнительной власти. Правда, пока дальше разговоров дело не идет. Но сам Валерий Павлович не скрывает: готов служить родине не только на партийном поприще. Так что, пожалуй, говорить о закате его политической карьеры еще рано.

«Кому-то очень хочется «похоронить» и НДП, и ее руководителя»

-- Журналисты сейчас не балуют вас вниманием?

-- Наверное, не особо… В последнее время было несколько интересных встреч в редакциях столичных изданий. А вообще же складывается впечатление, что кому-то очень хочется «похоронить» и НДП, и ее руководителя. И напрасно. Я уверен, что ничего из этого не выйдет.

-- Отставка с поста премьер-министра вас очень подкосила? Как вы пережили уход из Кабмина?

-- Нормально. Люди живут, работают и без высоких должностей. Сейчас главная моя забота -- Народно-демократическая партия. Я не сижу сложа руки, у меня много различных идей, которые хочется воплотить. В общем, есть чем заняться…

-- Но это, в основном, партийные дела. Вы же не раз после ухода из правительства заявляли, что хотели бы продолжить работу в органах исполнительной власти. В качестве кого, если не секрет?

-- Президенту виднее. А опыта и желания мне не занимать: я же постоянно был занят важными, конкретными делами, решал неотложные и текущие вопросы. И сейчас стремлюсь этот же стиль сделать превалирующим в НДП. Хочу, чтобы народные демократы были партией действия, не демагогией занимались, а конкретными проблемами. Чтобы лозунг партии «Людина, родина, добробут, Укра на» был наполнен реальными делами.

-- Вас не удивили слухи по поводу вашего возможного назначения губернатором Киевской области?

-- Поговаривали не только о Киевской, но и о Полтавской области, где я якобы должен был занять какой-то пост. Подобные слухи, на мой взгляд, распускают те, кто пытается любыми способами столкнуть меня не только с областными руководителями, но и политическими лидерами государства. Если же поступит конкретное предложение от Президента, я сразу об этом скажу.

-- То есть предположения, высказанные некоторыми СМИ, что вас собираются назначить на освободившуюся должность главы НАК «Нефтегаз Украины», -- тоже не более чем слухи?

-- Я об этом ничего не знаю. Если будет предложение… Но мое желание вернуться к настоящему делу -- ни для кого не секрет. Работа в органах исполнительной власти мне не только знакома, но и, считаю, это именно то, чем я должен заниматься. Я хочу работать и видеть ощутимые результаты своей деятельности. В партии у меня, конечно, тоже есть возможность заниматься конкретикой, но я чувствую в себе силы и для решения других, более важных и актуальных вопросов.

-- НДП и парламентская фракция народных демократов уже определились со своей оценкой программы деятельности Кабинета министров, которая будет обсуждаться в Верховной Раде на будущей неделе?

-- Пока мы еще только знакомимся с наработками правительства, поэтому рано говорить, поддержим мы ее или нет. Единственное, что не подлежит сомнению, так это необходимость подобного документа. И не просто некоего абстрактного, декларативного плана, а понятной и обязательной для выполнения на всех уровнях исполнительной власти программы. Люди должны четко знать, на что они могут рассчитывать через месяц, через полгода своей работы. Поэтому в программе, по моему мнению, нужно все расписать до мелочей, а также обозначить стратегические направления развития нашего государства. А это и энергетика, и село, и финансово-банковский сектор, и кредитная политика, которая, кстати, не утверждалась парламентом на протяжении многих лет. Ведь без выверенной кредитно-финансовой политики очень сложно добиться улучшения ситуации в нашей экономике, повышения благосостояния людей. Конечно, с другой стороны, нужна четкая ответственность за использование всевозможных кредитов.

«Я воздерживался от публичной критики не только работы НБУ, но и министров»

-- Коль уж мы коснулись финансов, то прокомментируйте, пожалуйста, обвинения Нацбанка западными СМИ в нецелевом использовании кредитов МВФ. Ведь в то время вы были главой правительства…

-- Это комментировать не буду, скажу только, что подобные обвинения для нас позор! К тому же разразившийся скандал может ухудшить отношения Украины с другими международными финансовыми организациями. Думаю, просто некорректно до выяснения всех спорных вопросов обнародовать чью-либо позицию. Но когда в Киев прибудет миссия Международного валютного фонда, я намерен все-таки встретиться с ее представителями и высказать свою точку зрения по этому поводу.

-- Вы считаете, у Фонда есть какие-то основания для обличительных заявлений?

-- Я так не могу считать… Будучи премьер-министром, я никогда не занимался вопросами, касающимися валютных резервов НБУ. Финансами, которые предоставлялись Международным валютным фондом, правительство не распоряжалось. Эти средства были полностью под контролем Нацбанка. Информацию же о состоянии дел в НБУ я в основном получал устно.

Мы с Виктором Ющенко никогда не строили нашу работу на противоречиях. Я воздерживался от публичной критики не только работы Нацбанка, но и министров. Потому что уверен: если есть команда, то нужно работать слаженно и организованно. А выяснять отношения и позиции друг друга по тем или иным вопросам надо один на один. Конечно, при коллегах можно высказать свое несогласие, но ни в коем случае не нужно выплескивать это на суд общественности…

-- Вы недавно достаточно резко выступили против одного из вопросов референдума, касающегося депутатской неприкосновенности…

-- Некоторые СМИ просто исказили нашу позицию. Мы поддерживаем идею ликвидации депутатской неприкосновенности. Более того, НДП одна из первых высказалась за необходимость проведения референдума. Однако партия оставила за собой право проанализировать и высказать свое отношение ко всем предложенным на всенародное обсуждение вопросам.

Что же касается моей позиции, то я и раньше не раз заявлял о необходимости роспуска парламента, в котором не сформировано большинство. Но поскольку оно уже сформировано, кстати, не без участия фракции НДП (ради создания конструктивного большинства парламентские народные демократы добровольно отказались от портфелей руководителей пяти комитетов ВР), актуальность этого вопроса отпала.

«Парламент зачастую больше напоминает политический ринг, чем законодательный орган»

-- Валерий Павлович, считаете ли вы депутатское большинство достаточно стабильным новообразованием?

-- По моему мнению, это большинство создано под страхом референдума. А поскольку сейчас, согласно решению Конституционного суда, угроза роспуска парламента минимизирована, то оно может и рассыпаться. В основе его формирования была, к сожалению, не идея, а страх лишиться депутатского мандата. Ведь многие парламентарии понимают, что у избирателей есть основания высказать им недоверие. В будущем же надо создавать такое большинство, которое строилось бы на идеологической общности целей и задач. Пока же над «большевиками» довлеет фактор нестабильности их положения, а под давлением долго не продержишься… Да что говорить -- лучше приведу пример двух руховских фракций, входящих в большинство: НРУ Удовенко и УНР Костенко. Представители одних самовольно занимают офис других. О каком согласии между ними можно вести речь? К сожалению, в нынешнем парламентском большинстве присутствуют элементы противостояния не только на идеологическом, но и на чисто человеческом уровне…

-- Вы можете спрогнозировать характер сотрудничества Кабмина и парламента после референдума?

-- Встряски для правительства -- дело привычное, они были, есть и будут. Но все-таки лучше дать возможность Кабмину работать, а не заставлять его перманентно оправдываться в своем существовании и отстаивать целесообразность каждого своего шага. Ведь практически вся ответственность за происходящее в стране возложена на исполнительную власть. Полномочия же правительства, его возможности решать определенные вопросы -- небезграничны. Депутатам это надо понимать и более ответственно подходить к своей роли в истории страны. Ведь сегодня главное -- чтобы все не повернулось вспять. И те положительные сдвиги, которые с таким трудом достигнуты, не застопорились.

На характере дальнейшего сотрудничества Кабмина и парламента, безусловно, скажется и проведение довыборов в Верховную Раду летом. Без обострения борьбы между различными политическими силами, конечно, не обойдется.

-- Вы будете участвовать в выборах?

-- Еще не определился. Но НДП уже приняла решение делегировать меня на участие в избирательной кампании. Практически со всех округов, где есть вакансии, мы получили приглашения представлять интересы их избирателей в Верховной Раде. Однако окончательного решения я еще не принял.

-- Не прельщает работа в парламенте?

-- Я уже дважды был депутатом Верховной Рады и прекрасно знаю эту кухню. Парламент зачастую больше напоминает политический ринг, чем законодательный орган. Для меня выполнение профессиональных обязанностей всегда было на первом месте, а уж потом -- все остальное. А в нашем парламенте, случается, сначала пытаются удовлетворить финансовые интересы и где-то между делом поработать… Но ведь народ выбирает депутатов не для того, чтобы они боролись за место под «политическим» солнцем или лоббировали те законы, которые устраивают определенные группы. Избирателям нужны документы, защищающие интересы государства, граждан, а также стимулирующие развитие промышленности, создание новых рабочих мест…

«Сюрпризов мне никто не преподнес»

-- Видимо, вам нелегко забыть то давление, которое Верховная Рада оказывала на ваше правительство…

-- Это был центр политической борьбы, и давление действительно было очень сильное. Ведь после моего назначения на пост премьер-министра депутаты начали готовиться к парламентской избирательной кампании 98 года. Естественно, им было не до программы Кабмина, необходимых законов. Парламентарии не без удовольствия делали все, чтобы усугубить ситуацию. Большинство-то было левым в парламенте, и они все усилия направляли на дестабилизацию экономической, социальной, да и политической ситуации, чтобы использовать ее в предвыборной борьбе. Частично им это удалось. Посмотрите, сколько левых в нынешнем ВР: более ста коммунистов плюс селяне, Соцпартия, ПСПУ.

Прошли парламентские выборы, начали готовиться к президентским. Более десяти народных депутатов баллотировалось на этот пост. Какие уж тут программы, законы… И в такой ситуации наше правительство работало два с половиной года. Тем не менее нам удалось решить очень много вопросов и главное -- значительно сократить задолженность по зарплатам, по пенсиям… Об этом почему-то мало говорят, но я этим горжусь…

-- Валерий Павлович, а о какой самой большой ошибке на посту премьер-министра вам и вспоминать не хочется?

-- Самая большая… Трудно сказать, какие были незначительными, а какие -- серьезными. Я ни о чем не жалею. И горд тем, что два с половиной года руководил правительством… Меня никто не предавал, ко мне нормально относились. Конечно, много было и недостатков, не всеми я был доволен, но всегда строил свои отношения с коллегами на принципах равенства. По-другому просто не могу работать, для меня все министры были одинаково любимы и уважаемы. Сейчас общаюсь на равных и с теми, кто ушел, и с теми, кто остался при должности. Я на первое место всегда ставлю не номенклатурные, а чисто человеческие отношения.

-- С точки зрения человеческих отношений вас кто-то разочаровал?

-- Наверное, нет… Как произошло, так оно все и произошло. Во время работы в правительстве я достаточно хорошо знал тех людей, которые находились рядом. Сюрпризов мне никто не преподнес.


«Facty i kommentarii «. 1 апреля 2000. Человек и общество