В начале каждого месяца руководство парламента на встрече с журналистами традиционно подводит итоги работы законодательного органа за «отчетный» период. Вот и на сей раз, старательно перечислив количество принятых в марте Верховной Радой законов и постановлений, первый вице-спикер Виктор Медведчук объявил, что в целом доволен эффективностью работы парламента. Примечательно, что еще ни один из руководителей Верховной Рады за последние два года ни разу не выразил недовольства деятельностью законодателей.
Виктор Медведчук сообщил также, что на заседаниях координационного совета парламентского большинства и на согласительном совещании руководителей групп и фракций речь шла об одном и том же -- о программе деятельности Кабмина. Хотя предметом обсуждения была не сама программа, а процедура ее прохождения через парламент. Как известно, согласно последним изменениям в регламенте ВР, любой вопрос в сессионном зале должен рассматриваться не более 45 минут. Но поскольку программа деятельности Кабмина, по признанию г-на Медведчука, является стратегически важным документом, то и посвятить ее обсуждению каких-то 45 минут было бы слишком несерьезно. Тем более, что социал-демократы, как и некоторые другие фракции в ВР, не скрывают своего критического отношения к плану работы правительства.
Вчера по инициативе координационного совета было проведено собрание большинства, на котором группы и фракции определились со своими окончательными выводами по поводу программы, дабы в четверг не затягивать с решением ее судьбы. И Виктор Медведчук сообщил журналистам по секрету, что большинство депутатов склоняется к тому, чтобы дать-таки зеленый свет правительственной программе.
Глава парламентской фракции СДПУ(о) Александр Зинченко был откровеннее: несколькими днями раньше, общаясь со СМИ, он заявил, что программа деятельности Кабмина «зависит от последующих кадровых шагов премьер-министра». И добавил: «Вероятно, надо вести речь о ключевых фигурах в правительстве, в частности, о семи кандидатурах, определяющих финансово-экономический и промышленный блоки». Пикантность ситуации в том, что г-н Медведчук на последней пресс-конференции сообщил: его партия никогда не предлагала своих людей в состав правительства и (что еще более интригующе) никогда не критиковала программу Кабмина. Складывается впечатление, что либо в партии решения принимаются нецентрализованно, либо в подходах главы фракции и лидера партии наметились некие разногласия в понимании роли СДПУ(о) во внутригосударственных процессах.
И все же слова г-на Медведчука, очевидно, не стоит понимать так буквально. Ведь сам же он чуть позже пообещал: «Критика (программы Кабмина. -- Авт. ) будет после, когда сия программа станет предметом рассмотрения на заседании фракции СДПУ(о)». А вот как на самом деле социал-демократы относятся к «стратегически важному документу», мы узнаем, пожалуй, только в четверг, во время поименного голосования.
Что же касается меморандума о солидарной ответственности, то окончательного решения у законодателей по поводу его утверждения нет. И вообще с самим проектом меморандума творятся какие-то странные вещи: то по всем каналам ТВ показывают, как его будто бы подписывают, то на следующий день вроде бы где-то факт подписания опровергают. По признанию же г-на Медведчука, еще даже не решено толком, как будет называться сия «верительная грамота» и нужно ли Верховной Раде принять специальное постановление, чтобы оговорить, кто именно должен подписывать меморандум и какие пункты туда нужно внести.
Словом, ответственность, как и Восток, -- дело тонкое. Парламентарии почему-то рассуждают примерно так: раз мы подписываем меморандум об ответственности, то можем и «порулить» правительством
«Facty i kommentarii «. 5 апреля 2000. Политика