Події

Турецкие браконьеры, добывая камбалу-калкан в экономической зоне украины, превращают дно черного моря в пустыню

0:00 — 5 квітня 2000 eye 4287

Мы уже не раз писали о турках-браконьерах, занимающихся незаконным ловом камбалы-калкана в исключительной морской экономической зоне Украины (»ФАКТЫ» N 54, 57 от 24 и 29 марта). 22 марта в районе острова Змеиный украинскими морскими пограничниками были обнаружены четыре турецкие шхуны. Две из них были задержаны, третья затонула, а четвертой удалось уйти от преследования. Однако мало кто знает о том, что «пленение» распоясавшихся турков явилось результатом тщательно спланированной и безукоризненно осуществленной операции, проведенной моряками одесского и севастопольского соединений пограничных сторожевых кораблей.

Случалось, что в районе мыса Тарханкут одновременно вели лов 40 турецких шхун!

Чтобы ответить на вопрос, почему турецкие рыбаки предпочитают ловить камбалу близ украинских берегов, надо обратиться к картам глубин Черного моря. Если провести прямую линию между мысом Тарханкут и островом Змеиный, то можно заметить, что южнее нее начинается резкое понижение морского дна, а район Черного моря, расположенный северо-западнее этой линии, из-за мелководья является идеальным местом для нереста камбалы-калкана. Его протяженность с запада на восток составляет примерно 100, а с юга на север -- 50 миль. Камбала нерестится здесь с декабря до мая, и в это время ее очень удобно ловить сетями или донными тралами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что турки давно приметили это поистине «золотое дно», которое в соответствии с международным законодательством является экономической зоной Украины.

До развала Союза турки практически не занимались браконьерством, побаиваясь наших пограничников. В море на боевом дежурстве постоянно находились один или несколько кораблей. К тому же у севастопольских пограничников было два малых противолодочных корабля «Измаил» и «Днепр», идеально подходивших для охраны зоны. Скоростные, с мощным вооружением на борту, корабли спокойно выдерживали пятибалльный шторм и коршуном набрасывались на цель. Наиболее рискованные и наглые турки, увидев их на экранах локаторов, тут же, что называется, без боя сдавались в «плен». После обретения независимости оба лучших пограничных корабля были переданы в состав ВМС Украины.

Года четыре назад, когда турки поняли, что у одесситов и севастопольцев солярки явно не хватает, они окончательно обнаглели. Случалось, что в районе мыса Тарханкут одновременно вели лов до 40 турецких шхун! Впервые украинские моряки как следует наказали наглецов два года назад. Тогда одна из турецких шхун в результате опасного маневрирования напоролась на пограничный сторожевой корабль (ПСКР) «Григорий Куропятников» и затонула. Вторую притащили в Севастополь. Она была конфискована, а сумма штрафа превысила 200 тыс. долларов.

Рядовые рыбаки за месяц получают не более 100 долларов

Решительные действия севастопольских пограничников несколько охладили турецких браконьеров. Но ненадолго. Дело в том, что лов камбалы приносит туркам баснословную прибыль. Каждая шхуна за один рейс берет на борт от 3 до 5 тонн камбалы, килограмм которой на стамбульском рынке стоит 8-12 долларов. Как утверждал один из турецких капитанов, при удачном стечении обстоятельств владельцы нескольких шхун за один сезон зарабатывают как минимум миллион долларов. Причем рыбный бизнес носит исключительно семейный характер. Глава семейства, накопив капитал, покупает несколько шхун, на которых капитанами ходят его сыновья. Экипаж не превышает восьми человек. Прижимистые турки берут на работу деревенских парней или румынских нелегалов, которым за месяц платят не более 100 долларов. Прежде чем устремиться на север, молодые капитаны проходят практику в Мраморном море.

Турецкие шхуны практически ничем не отличаются друг от друга и стоят от 80 до 150 тысяч долларов -- все зависит от «начинки». Частные фирмы строят шхуны по индивидуальному заказу. Суда, как правило, оснащены компьютером, постоянно отслеживающим курс и местонахождение судна, цветным эхолотом, космической связью, мощной портативной радиостанцией, работающей в КВ- и УКВ-диапазоне. Высокая скорость (до 20 узлов) и маневренность позволяют турецким шхунам за сутки добираться до украинской зоны, выметывать 30-40 километров сетей и уходить в безопасное место. Через трое суток браконьеры возвращаются и забирают улов. Случалось, что пограничники находили в зоне 200 километров турецких сетей.

Однако ущерб, наносимый турецкими браконьерами Украине, не оценивался бы сотнями миллионов долларов, если бы турки не применяли запрещенные во всем мире донные тралы. С помощью этих орудий лова они «выскребают» дно, оставляя после себя пустыню. В таких местах камбала не может нереститься как минимум два-три года. Специалисты уверены: если Украина не будет активно защищать свою экономическую зону, о камбале-калкане в обозримом будущем придется забыть.

Рыбаки «раненной» шхуны даже не пытались ее спасти

Операция началась 21 марта. В этот день стало известно, что в районе мыса Тарханкут одновременно осуществляют незаконный лов камбалы четыре турецкие шхуны. Залогом успеха были полное молчание в эфире и внезапность. Поздно вечером из Балаклавы вышли ПСКР «Григорий Куропятников» и «Николаев», а из Одессы -- «Подiлля» и «Павел Державин». Общее руководство операцией осуществлял находившийся на борту «Куропятникова» начальник морского управления госкомитета по делам охраны государственной границы Украины контр-адмирал Игорь Алферьев. Группой кораблей севастопольского соединения командовал капитан I ранга Александр Цаплюк.

Севастопольцы сразу же устремились на кромку украинской экономической зоны и, достигнув ее, взяли курс на север -- навстречу одесситам. Турки были отрезаны от родины, и все теперь зависело от мастерства капитанов кораблей. 22 марта в 8 часов утра севастопольцы настигли одну из шхун, идущую под украинским флагом, и приказали остановиться. К их немалому удивлению, турки моментально легли в дрейф. «Григорий Куропятников» приказал «Николаеву» разобраться с браконьерами, а сам устремился за второй шхуной, находящейся в 15 милях от первой.

-- Надо отдать должное турецкому капитану -- он сделал все возможное, чтобы оторваться от погони, -- говорит капитан 2 ранга командир ПСКР «Григорий Куропятников» Олег Межевой. -- Она продолжалась почти полтора часа. Турок маневрировал, разворачивался практически «на пятачке», заходил против солнца, ни на какие сигналы не реагировал. Мы выбрасывали международные сигналы «L» (требую остановиться) и «SN» (буду стрелять), вывешивали плакат с надписями на турецком и английском языках с требованием лечь в дрейф, выпустили три очереди в воздух из шестиствольной кормовой пушки (ее скорострельность -- 6 тысяч выстрелов в минуту, а звук такой, что не услышать невозможно). Кричали туркам в мегафон на русском, английском и турецком языках, потом стали стрелять над судном из автомата трассирующими пулями. В это время турецкая шхуна заходила чуть ли не в лоб -- так, что приходилось уклоняться, чтобы ее не раздавить. Дошла очередь и до ракетницы. Мы сделали 70 выстрелов, но на браконьеров это не подействовало. Турки были уверены, что мы не станем стрелять на поражение и им удастся уйти в свои воды.

Дело в том, что еще в советские времена пограничникам было строго-настрого запрещено стрелять на поражение, можно было только палить в воздух. Хотя, скажем, американцы в таких случаях никогда не стеснялись. Лет пять назад терпение лопнуло у дальневосточных российских пограничников. Японские рыбаки на Дальнем Востоке тоже браконьерствовали, незаконно вылавливая королевских крабов и красную рыбу. Россияне стали топить японские шхуны, используя неграмотные маневры японцев. Как раз в то время служил на Дальнем Востоке нынешний командир севастопольских морских пограничников Александр Цаплюк. Когда он переехал в Севастополь, решил применить российский опыт на Черном море.

Когда все разумные доводы были исчерпаны, стало ясно, что без стрельбы на поражение не обойтись. Надо отдать должное мастерству командира носового орудия корабля «Григорий Куропятников». Его задача состояла в том, чтобы шхуна остановилась и при этом никто из турецких рыбаков не погиб. Стреляли не боевыми снарядами, а холостыми. Первый снаряд снес кран-балку, второй насквозь прошил корпус шхуны ниже ватерлинии, а третий угодил в машинное отделение. Шхуна сразу же потеряла ход и остановилась. На ее борту виднелось название «Ярам Ахмет», а на мачте красовался российский флаг. С борта сторожевика был спущен катер, на котором находилась осмотровая группа.

По воспоминаниям пограничников, их больше всего поразило, что, когда катер приблизился к шхуне, турки в спасательных жилетах уже выстроились на юте с вещами в руках. Вместо положенных 6-10 человек на шхуне почему-то было 18. Причем ни один из рыбаков не собирался спасать судно, в трюме которого уже было полно воды. Это пришлось делать украинским пограничникам, но все их усилия ни к чему не привели -- через полчаса «Ярам Ахмет» ушел на дно.

Перед этим турецких браконьеров заставили снять российский и повесить родной флаг. Все 18 рыбаков поначалу делали вид, что ни слова не понимают по-русски. Когда их спрашивали, где капитан, они жестами показывали, что он выпал за борт. У турок, кроме внутренних общегражданских паспортов, никаких документов не было. В трюме было около 5 тонн камбалы. Один из рыбаков, румын по национальности, все же заговорил, и удалось выяснить, кто же из них капитан. Однако документов на груз и на шхуну у него не оказалось. Сторожевой корабль «Григорий Куропятников» взял на борт перепуганных браконьеров и вернулся к «Николаеву», который в это время разбирался с экипажем другой шхуны.

-- Мы сразу обратили внимание на то, что задержанная шхуна по существу имела два названия, -- вспоминает и. о. командира ПСКР «Николаев» капитан 3 ранга Геннадий Сокирко. -- На борту было написано «CEMIL REIS», а рядом на фанерной доске, привязанной к рубке, значилось «Зефир». Когда турки приходили домой, они просто-напросто снимали эту доску. На борту шхуны находилось 10 человек, один из которых был гражданином Украины.

Браконьеры думали, что пограничники отпустят их на все четыре стороны

Почему же турки не пустились в бега. Оказывается, шхуна была арендована украинским рыбколхозом, а когда срок аренды истек, ушла в Стамбул. Разрешение на вылов камбалы закончилось 15 февраля, а право на «ношение» украинского флага шхуна утратила еще 15 января. Турки думали, что пограничники не станут подробно изучать документы и отпустят их на все четыре стороны. На борту шхуны пограничники обнаружили 17 километров сетей и 430 камбал общим весом 1250 килограммов. Интересно, что украинский гражданин работал капитаном судна, когда оно еще арендовалось, а затем остался на нем в качестве рядового рыбака. Когда его спросили, сколько денег он получил, рыбак признался, что пока ему не заплатили ни копейки. Как и на затонувшей шхуне, у рыбаков «Кемил Рейса» были только обычные паспорта.

С пограничного корабля «Григорий Куропятников» браконьеров пересадили на турецкую шхуну, а затем «Николаев» отконвоировал всех в Севастополь. 23 марта в 6. 30 «Кемил Рейс» пришвартовалась у причала севастопольского рыбного порта. В этот же день пришла в одесский порт с мертвым капитаном на борту шхуна «Сарне Финер», задержанная одесскими пограничниками. Во время задержания одесситы, израсходовав все холостые заряды, открыли огонь боевыми. Один турецкий рыбак был ранен, а находящемуся в рубке капитану оторвало голову.

Общая сумма ущерба и штрафных санкций, выставленных севастопольской рыбинспекцией турецким рыбакам, составляет 500 тысяч гривен. Кроме того, судно «Кемил Рейс» будет конфисковано. Сегодня такое судно без оборудования в Турции стоит около 120 тыс. долларов. Если к этому добавить стоимость компьютера, навигационного оборудования и сети, то получится не меньше 500 тыс. долларов. Однако севастопольские пограничники особого оптимизма по этому поводу не испытывают. Во-первых, деньги все равно пойдут в госбюджет, а непосредственные «виновники торжества» не получат ни копейки. А во-вторых, турки недели через две, смирившись с потерей судов, снова ринутся в украинскую экономическую зону. Как говорят в таких случаях, «ставка больше чем жизнь».

А пока у севастопольских моряков опять нет ни капли солярки…


«Facty i kommentarii «. 5 апреля 2000. Жизнь