Політика

В верхней палате парламента регионалы смогут научиться мыслить масштабами всей страны

0:00 — 11 квітня 2000 eye 259

В одном из предыдущих номеров «ФАКТЫ» рассказывали об обстоятельствах возникновения идеи референдума. Мы выяснили, что наряду с Президентом активными инициаторами народного волеизъявления выступили региональные политики, объединенные в Союз лидеров местных и региональных властей. Сегодня, когда до голосования осталось меньше недели, полезно было бы узнать, как с помощью референдума регионалы смогут защитить интересы своих территорий. Хорошо было бы также разобраться, не пострадает ли в результате их кипучей деятельности целостность всей страны.

Представители регионов в органах центральной государственной власти смогут влиять на принятие законов

На референдум вынесены четыре вопроса. Но только один из них в полной мере выражает региональные интересы. Это вопрос N 4: «Поддерживаете ли Вы необходимость формирования двухпалатного парламента в Украине, одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины и содействовала бы их реализации.. ?» Столь длинная юридическая формулировка означает одну простую вещь: в парламенте появится верхняя палата, которая будет формироваться из представителей областей. Как именно будет формироваться и кто в нее попадет, пока неизвестно. Однако положительные для регионов последствия этого нововведения очевидны.

Главная функция верхних палат парламентов состоит в утверждении законов. Сами законы разрабатываются и принимаются в нижней палате (в нашем случае — в Верховной Раде). Верхняя же палата нужна прежде всего для того, чтобы одобрить или отклонить уже готовый закон. Для регионалов будет вполне достаточно и этих полномочий, поскольку так они смогут прекратить чехарду в законодательных актах. Дело в том, что противоречия в законодательстве и его нестабильность -- это, пожалуй, главная напасть, мешающая нормально жить областям и городам.

Ведь наиболее важные для них законы -- финансовые -- тоже будут утверждаться верхней палатой парламента. Это позволит изменить порочную бюджетную практику, когда деньги сначала полностью забирает центр, а затем раздает регионам «в час по чайной ложке». Неэффективность такой системы очевидна всем. К тому же на необходимость ее реформы неоднократно указывал Президент. Но воз и ныне там, потому что ситуацию можно изменить только через изменение законодательства.

Итак, выгода регионов понятна: с помощью референдума их представители смогут попасть в органы центральной государственной власти, где будут влиять на принятие законов. Однако мы с вами должны думать не только о своей области или городе, но и обо всей стране. И у многих из нас возникает законный вопрос: не пострадает ли в результате целостность Украины?

Сразу в памяти всплывает пример России. Помните, когда Борис Ельцин пообещал российским регионам «столько суверенитета, сколько они смогут взять»? И регионы взяли. Во многом именно поэтому российские области сегодня похожи на личные вотчины губернаторов. Губернаторы, получившие свою власть на выборах, делают там что хотят. А хотят они все больше и больше. Ситуация печальная и для Украины, конечно, ненужная. Но возникла она в России вовсе не потому, что там была создана верхняя палата парламента. Просто Ельцин передал на места полномочия, которые до этого осуществлял центр. Этими полномочиями и воспользовались местные начальники.

Пускать регионалов во власть надо спокойно и осторожно, а не истерически, как в России

А вот институт верхней палаты как раз и не предусматривает передачу каких-либо полномочий (ведь областям не предлагается принимать собственные законы, как это делают сейчас в России). Зато наличие верхней палаты позволит привлечь регионы к работе центральной власти, учесть их интересы. Заметьте: решения-то все равно будет принимать центральная власть, а не региональная.

Что же касается сепаратизма и федерализации, то к ним скорее приведет другой подход: когда центральная власть станет решать все сама, не учитывая интересы отдельных территорий. Это всегда ведет к недовольству на местах и к игнорированию центральной власти. А раз центральная власть становится ненужной, рано или поздно она исчезает. Именно это произошло в советской империи в 1991 году. Последние восемь лет ситуация в украинских регионах чем-то напоминает ту, советскую. Киев решает все или почти все. К примеру, чиновник в министерстве финансов определяет, получит ли Волынская (либо какая-то другая) область в этом месяце дотацию или подождет. При этом Верховная Рада время от времени совершает очередное «благодеяние» для малоимущих, а обязанность по выплате новых пособий возлагает на администрацию все той же Волынской области. Скажите, зачем тогда Волынской области центральная власть? Ведь эта власть и сама не в состоянии справиться с проблемами, и другим не дает.

Вывод напрашивается один: центральная власть должна открыть свои двери для региональных лидеров, сделать их своими партнерами в деле построения страны. Без них ничего не выйдет, и все хорошие решения, принятые в Киеве, останутся, как всегда, лишь на бумаге. Хорошо, что теперь центр понял это и пытается (в том числе — через референдум) привлечь региональных политиков к сотрудничеству. Но пускать регионалов во власть надо спокойно и осторожно, а не истерически, как в России. Должно пройти время, чтобы региональные лидеры почувствовали себя деятелями государственного масштаба и начали мыслить интересами всей страны. Верхняя палата парламента — самое подходящее место, где этому можно научиться.


«Facty i kommentarii «. 11 апреля 2000. Политика