В эти дни Бундестаг ФРГ начал рассмотрение проекта закона о компенсационных выплатах жертвам нацистских преследований в годы Второй мировой войны. В связи с этим депутатская группа «Трудовая Украина» инициировала обращение к членам Бундестага, которое от имени украинского парламента подписал первый заместитель председателя ВР Виктор Медведчук.
Подробнее о том, с чем именно обратились к немецким коллегам наши парламентарии, «ФАКТАМ» рассказал руководитель рабочей группы по вопросам межгосударственных отношений по защите жертв нацизма и участников боевых действий в зарубежных странах Комитета ВР по иностранным делам, лидер депутатской группы «Трудовая Украина» Игорь Шаров.
В конце марта в Берлине завершились длившиеся больше года переговоры, в которых участвовали делегации Украины, Польши, России, Белоруссии, Чехии, представители правительства Израиля и Германии, а также еврейских организаций. Наконец-то принято окончательное решение, касающееся распределения средств Фонда «Память, ответственность и будущее», который создается в Германии.
Теперь главное, как отметил в своем докладе 17 декабря 1999 года президент Германии Й. Рау, как можно быстрее и без бюрократических проволочек передать средства тем, кому они предназначены. Это в значительной мере зависит от позиции и действий Бундестага, который должен принять закон об упомянутом Фонде. Этот документ призван законодательно закрепить достигнутые договоренности и определить процедуру выплат.
Еще во время переговоров в Берлине я обратился к немецким парламентариям с просьбой внимательно рассмотреть и максимально учесть наши предложения по некоторым вопросам, требующим неотложного решения. Законопроект, который рассматривается Бундестагом, на наш взгляд, нуждается в определенной доработке с учетом интересов людей, пострадавших от нацистских преследований. Приняв во внимание их преклонный возраст, подорванное во время войны здоровье, мы предложили внести в проект закона ряд принципиальных изменений, дополнений и уточнений.
Возьмем для примера предусмотренную законопроектом поэтапность выплат. Если эта норма будет утверждена, трудно даже представить, когда потерпевшие смогут получить всю причитающуюся им сумму так называемых компенсаций. Мы не вполне согласны с аргументацией немецкой стороны и предлагаем, чтобы выплаты были проведены в один этап, причем для всех категорий потерпевших.
В проекте закона предусмотрено, что потенциальными получателями являются лишь лица, которые находились в тюрьмах и гетто, принудительно работали в концлагерях, промышленности и государственном секторе, а также те, кто в результате расовых преследований понес материальные убытки. И почему-то без внимания авторов проекта остались такие категории жертв нацизма, как неработавшие узники концлагерей и гетто, принудительные сельскохозяйственные работники, дети-узники в возрасте до 12 лет, а также дети, в условиях плена насильно отнятые у матерей либо родившиеся в нацистской неволе.
В проекте, правда, отмечается, что партнерские организации могут самостоятельно принимать решение о выплате компенсаций этим категориям пострадавших. Но мы считаем, что этого недостаточно: в законе должно быть предусмотрено максимально полное определение круга получателей гуманитарных выплат.
И еще. В законопроекте говорится: если человек, который на 16. 02. 1999 года имел право на получение компенсации, умер, то на предназначенную ему сумму могут претендовать лишь прямые наследники -- муж (жена) умершего или их дети. Однако ж среди жертв нацизма есть немало тех, кто не имел своей семьи и детей. Они находятся под постоянным присмотром родственников или других лиц (опекунов). Поэтому, на наш взгляд, обозначенный в проекте круг наследников неоправданно заужен: наследниками необходимо признать граждан, которые признаются таковыми законодательствами стран, где проживают потерпевшие.
В нашем письме также отмечается, что по направленности, временным измерениям (более чем через полвека после войны), а также по суммам намеченные платежи трудно назвать компенсационными. Они, скорее, являются разовыми гуманитарными выплатами. К слову, это неоднократно подчеркивалось на переговорах и немецкой стороной. Обратил на это внимание и президент Германии. Поэтому мы предложили заменить в тексте проекта термин «компенсационные выплаты» на понятие «разовые гуманитарные выплаты».
Нам известно, что парламентарии Германии с пониманием относятся к решению проблемы выплат жертвам нацизма. Так что есть надежда, что и наши предложения найдут у них позитивный отклик.