7 мая она должна быть спущена на воду, чтобы отправиться в плавание к берегам Израиля. Деревянному судну предстоит пройти более 4 тысяч километров
В январе «ФАКТЫ» первыми рассказали о подготовке экспедиции по древнему пути «Из варяг в греки» -- от берегов Скандинавии до Греции. Для этого в Чернигове тогда строили судно с силуэтом драккара -- боевого корабля викингов. Но эта задача оказалась крайне сложной, и вместо грозного драккара получилась древнерусская ладья. Ее назвали «Княгиня Ольга». Хотя первоначально ей намеревались присвоить имя нынешней королевы Дании Маргрет II -- с посольством этой страны была договоренность о встрече с королевой. Договорились и о посещении судна венценосными особами из скандинавских государств. Но теперь стало ясно, что это невозможно -- путь следования экспедиции через северные моря забит льдами. И старт, намеченный на начало мая, пришлось перенести в Чернигов. А новую экспедицию назвали «Шляхом миру › злагоди». Ее конечной точкой станет Израиль. Поход включен в список мероприятий Национального оргкомитета Украины по встрече III тысячелетия.
-- Полностью путь «Из варяг в греки» мы пройдем в будущем году, -- говорит автор идеи и организатор экспедиции Сергей Воронов. -- А нынешний поход пусть станет генеральной репетицией. От многих планов мы не отказались -- в частности, остается договоренность с Ватиканом о том, что в Измире ладью посетит Папа Римский. Там 20 августа он должен освятить восстановленный дом, где, по преданию, жила Богородица Дева Мария. Собственно, случайно прочитанная в позапрошлом году заметка об этом натолкнула меня на мысль организовать экспедицию и встретиться с Иоанном-Павлом II.
Как ни удивительно, Сергей, начав буквально с нуля, сумел раскрутить проект. Во многом ему помогла Днепропетровская облгосадминистрация, где до недавнего времени он работал заместителем начальника управления. Теперь перешел на службу в Украинский комитет «Навстречу III тысячелетию».
-- Проблемы возникли не только с деньгами -- оказалось, что найти конструктора и мастеров, способных построить древнее судно, ой как непросто, -- продолжает Сергей Воронов. -- Два драккара лет двадцать назад построили в Петрозаводске для съемок фильма Киевской киностудии им. Довженко «И на камнях растут деревья». Телеведущий «Клуба путешественников» Юрий Сенкевич -- он взялся снять репортаж о нашей экспедиции -- посоветовал выкупить эти драккары. Сейчас они стоят в Выборге (их запечатлели даже на гербе этого города) и служат для проведения различных празднеств. Понятно, что далеко на них уже не уплывешь. А на петрозаводской верфи заломили головокружительную цену за постройку нового судна. Но мне повезло: я познакомился с конструктором из Киева Алексей Швайдаком -- он не так давно построил копию казацкой чайки. А теперь взялся за драккар.
Его конструкция известна. На одном из скандинавских островов раскопали захоронение предводителя викингов -- он был погребен в хорошо сохранившемся драккаре. Сейчас корабль находится в музее в Стокгольме. Но, изучив документацию, Алексей понял, что для строительства понадобится несколько лет. Ведь чтобы сделать судно с нужным силуэтом, необходимо подбирать живые деревья, имеющие необходимые изгибы. Затем год сушить сделанные из них доски. Поэтому решили строить славянскую ладью, но с элементами драккара. Из наиболее характерных его черт -- голова оскалившегося животного на носу, корма -- хвост зверя. Решили делать дракона, но не очень злобного. Его придумала киевская скульптор Наталья Домовицких. Парус сделан в соответствии с древними традициями. Он полосатый -- желто-синий. Мы его «осовременили» -- пустили по краям украинский орнамент. Но значительную часть пути придется идти на веслах. Отобраны 12 членов экипажа (желающих идти в экспедицию было предостаточно). Четыре человека -- профессиональные штурманы и капитаны -- будут посменно управлять рулем. Работа эта очень тяжелая, ведь рулем служит огромное весло.
Алексей Швайдак заверяет, что ладья получается на славу. Киль выполнен из дуба и такой прочный, что должен выдержать даже удар судна о камни. Борта сделаны из сосновых досок. Если случится пробоина, то на ходу можно будет поставить заплату. Важна каждая мелочь. Например, в советские годы энтузиасты из Одессы построили копию древнегреческой триеры. Но места гребцов оказались слишком близко друг к другу. Пришлось все основательно перестраивать. На ладью устанавливается двигатель. Но команда не должна использовать его без крайней нужды -- он необходим на случай аварийной ситуации. «Я не стремлюсь полностью скопировать плавания древних -- не будешь же отказываться от компаса или рации. Мы и туалет приобрели современный -- биологический», -- говорит Сергей.
27 мая можно будет полюбоваться красавицей-ладьей: она сделает остановку в столице и примет участие в праздновании Дня Киева. А дойти до Израиля планируется в конце сентября. Там наши, используя методы народной дипломатии, постараются сделать вклад с развитие партнерских отношений между Киевом и Иерусалимом.