А пенсионеры должны брать бесплатные посадочные талоны на электричку
В последнее время украинская железная дорога чуть ли не каждый день объявляет о каких-нибудь нововведениях. Еще не оправилась общественность от революционной идеи продавать билеты по паспортам (о чем «ФАКТЫ» подробно и неоднократно информировали своих читателей), как еще одна новость потрясла пассажиров. Оказалось, что с 1 августа дети до 16 лет смогут ездить в поездах дальнего следования бесплатно. Правда, это не касается международных поездов.
Естественно, те, кто запасся билетами заранее, во вторник взяли в осаду железнодорожные кассы, стараясь обменять платные билеты на бесплатные. Не всем это удалось, отчего возникли конфликты пассажиров с персоналом касс, а в редакцию начали поступать звонки с настойчивым требованием повлиять на несговорчивых железнодорожников.
Естественно, повлиять мы не можем, но для того чтобы более подробно рассказать читателям о нововведениях на железной дороге, мы обратились за разъяснениями к заместителю генерального директора «Укрзалiзницi» Владимиру Олийныку.
-- Почему было принято решение о предоставлении детям бесплатного проезда в поездах дальнего следования?
-- Толчком к принятию такого решения послужила просьба фонда «Украина-детям» помочь перевезти детей шахтеров на отдых. Опыт показывает, что летом по железной дороге перевозится много групп детей. Мы и раньше делали это бесплатно по заявкам. Но сейчас мы подсчитали, что «Укрзалiзниця» может себе позволить перевозить бесплатно всех детей. Конечно, мы на этом что-то потеряем (убытки составят около 250 миллионов гривен в год), но подсчеты показывают, что в нынешних экономических условиях нам все равно не удастся решить свои экономические проблемы за счет детей.
Тем более что финансовое положение «Укзалiзницi» в последнее время улучшилось благодаря тому, что удалось преодолеть кризис неплатежей, исключить бартер, перейти на денежные расчеты. Это позволило нам за последние месяцы получить дополнительно около миллиарда гривен. А поскольку доходы от пассажирских перевозок составляют лишь небольшую часть доходов «Укрзалiзницi», мы можем позволить себе сегодня ввести такую льготу для детей.
-- В железнодорожных кассах сейчас стоят толпы людей, желающих поменять взятые ранее билеты на бесплатные. Сможет ли «Укрзалiзниця» удовлетворить их требования?
-- Это стало для нас довольно большой проблемой. Все хотят сдать приобретенные ранее билеты и получить взамен бесплатные. Сдать билеты, конечно, можно. Но нет гарантии, что пассажиру удастся взять другой билет на то же место. Ведь он при сдаче аннулируется, место в вагоне попадает в общую базу данных и может быть продано любому человеку, который в этот момент стоит у кассы. Так что пассажиры, пытающиеся таким образом пытается обменять билеты, могут остаться вообще без места.
Есть еще одна проблема -- детские билеты сейчас приходится выписывать вручную, что, конечно, замедляет работу кассиров. Но постепенно, приблизительно через неделю, мы перейдем на нормальный режим работы.
-- Это временная акция или теперь дети всегда будут ездить бесплатно?
-- В решении, принятом генеральным директором «Укрзалiзницi», не указано, на какой срок установлен бесплатный проезд. Поэтому сейчас я его назвать не могу.
-- Правда ли, что дети смогут брать билеты без участия родителей?
-- Да. При наличии свидетельства о рождении.
-- Не опрометчивое ли это решение? Ведь подростки благодаря этому смогут, не имея денег, убегать из дому.
-- Это проблема родителей. Конечно, пятнадцатилетние дети получат возможность брать билеты. Но я не думаю, что это существенно на что-то повлияет.
-- В пятнадцать лет человек уже почти взрослый. В пять -- еще маленький. Но есть такой возраст -- 12--13 лет, -- когда рост уже позволяет дотянуться до кассы, а в голове еще ветер гуляет.
-- А как вы считаете, если 12-летний ребенок не придет домой, что будут делать родители?
-- Искать.
-- Вот видите, это проблема родителей.
-- Застрахованы ли пассажиры от недобросовестных кассиров, которые могут отказаться выдавать бесплатные билеты, ссылаясь на то, что мест нет?
-- Думаю, кассир обязательно выдаст билет, ведь его очень легко проверить. Если запросить места через машину, то она обязательно покажет их наличие.
Хотя проблема здесь есть. Она связана с тем, что все еще существуют перекупщики. И нам некоторое время придется с ними бороться, прежде чем они исчезнут. Сейчас на всех вокзалах установлены дежурства, подключена транспортная милиция. И есть уже первый «урожай». Недавно в Киеве выявили перекупщика, в Одессе.
-- Но все же лучший способ борьбы с перекупщиками -- искоренение дефицита. Если билетов будет вдоволь, то их перепродажа станет бессмысленной.
-- Сейчас по распоряжению генерального директора «Укрзалiзницi» на основных вокзалах создан «горячий резерв» вагонов, которые в любой момент могут быть отправлены в рейс. Если начальник вокзала видит, что спрос на билеты не удовлетворен, он вправе оперативно принять решение о добавлении к поезду дополнительных вагонов.
-- Эти вагоны уже курсируют по Украине?
-- Да. В среднем за сутки к разным поездам цепляют около десяти вагонов. Хотя иногда это невозможно, так как наиболее популярные поезда состоят из 23 вагонов и прицепить к ним дополнительные нельзя: они не поместятся на платформе.
-- Когда и кто принимает решение о подключении «горячего резерва»?
-- Решение принимают начальник станции и начальник пассажирской службы железной дороги в день отправления поезда.
-- С недавних пор пенсионеры, имеющие право на бесплатный проезд в электричках, не могут просто садиться в поезда и ехать. Они теперь обязаны обратиться в кассу и взять бесплатный билет. Зачем это нужно?
-- Для того чтобы мы могли подсчитать точное количество льготников, которых перевозим. Ведь мы должны получать за них от государства компенсацию. Наши расчеты Министерства финансов и экономики не воспринимают. Им нужны конкретные документы, подтверждающие, что перевезено именно это количество пассажиров. Такими документами и являются бесплатные билеты.
-- Пенсионеры -- весьма многочисленная категория пассажиров, очень активно использующая электрички. Поэтому в результате нововведения нагрузка на кассы увеличится вдвое, а может и втрое. Готовы ли к этому станции? Будут ли открыты дополнительные кассы?
-- Пригородные кассы работают на всех вокзалах. И очередей, по крайней мере, в Киеве у этих касс нет. Правда, пока льготники бесплатных билетов не берут, а садятся в вагоны без них.
Но можно посмотреть на недавно открытые пригородные кассы в Симферополе. Там двенадцать окон. Всем хватит.
-- А как вы планируете поступать с пассажирами, которые все же не станут брать бесплатные билеты? Будут ли их штрафовать, высаживать из вагонов?
-- Мы проинформировали всех пассажиров, и сегодня каждый знает, что билеты нужно брать. А к тем, кто будет садиться в электричку без билета, предполагается применять те же штрафы, что и к обычным безбилетникам.