В нынешнем году исполняется 80 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Аметхана Султана. Фашистские летчики боялись его больше, чем зениток. После войны прославленный авиатор испытал сотни летательных аппаратов и устройств, в том числе первые реактивные самолеты и крылатые ракеты, налетал тысячи часов, каждый из которых мог оказаться для него последним. При жизни об Аметхане слагали легенды, а его трагическая гибель до сих пор вызывает споры.
Отец будущего аса -- Султан Аметхан, уроженец горного дагестанского аула Цовкра, был лакцем по национальности. В Крым он приехал на заработки, да так и остался жить в Алупке. Женился на крымской татарке Насибе. Первого сына назвали в честь отца Аметханом. (До недавнего времени в публикациях об Аметхане Султане его имя почему-то разделялось дефисом. Чтобы больше не возвращаться к этой теме, сразу скажем, что крымскотатарские имена, в отличие от фамилий, традиционно пишутся слитно. -- В. К. ) Потом родилась Фатиме, однако девочка умерла, когда ей исполнилось четыре года. А затем на свет появился Имран. Сегодня он живет в Краснодарском крае.
Аметхан с детства одинаково страстно любил и море, и небо. Закончив семилетку, он уехал в Симферополь. Работал в паровозном депо, учился в фабрично-заводском училище, занимался в местном аэроклубе. Поступил в знаменитое Качинское летное училище. Через год стал летчиком-истребителем и попал служить в Одесский военный округ. Войну Аметхан встретил в воздухе -- рано утром вылетел на «чайке» (истребитель-биплан И-153 авиаконструктора Поликарпова. -- В. К. ) на разведку, а когда возвратился, не узнал родной аэродром -- после налета немецких бомбардировщиков он превратился в пепелище. Долгое время Аметхана посылали исключительно на разведку. В этом деликатном деле главным было -- собрать максимум сведений и невредимым вернуться домой. Аметхану это удавалось, несмотря на то, что «чайка» не шла ни в какое сравнение с любым немецким истребителем.
За первые полгода войны Аметхан совершил 130 боевых вылетов, стал командиром звена, был награжден орденом Красного Знамени и не сбил ни одного самолета. Это лишало Султана покоя. «Может, я слишком осторожен», -- размышлял он. Спустя какое-то время его отправили учиться летать на английском истребителе «харрикейн».
В мае 1942 года Аметхан барражировал в воздухе. Серую махину бомбардировщика «Юнкерс-88» увидел издалека. Коршуном налетел на фашиста и стал поливать его из всех пулеметов. Бой длился недолго -- у Аметхана закончился боекомплект. Султан впервые попал в безвыходную ситуацию. Однако его замешательство длилось недолго. Он резко развернул машину и бросил ее на таран. Очнулся уже после того, как оба самолета, набирая скорость, мчались к земле. Повиснув на парашюте, Аметхан увидел внизу «зонтики» немецких летчиков, которые спускались в Волгу. Когда их выловили из воды, немцы возмущались, дескать, русский сбил их «не по правилам». За этот подвиг Аметхана наградили орденом Ленина.
В конце 1942 года в советскую авиацию наконец-то пришли истребители Як-1, на которых можно было драться с фашистами на равных. Число сбитых самолетов увеличивалось, росло и мастерство Аметхана. Когда он попал на Сталинградский фронт, в небе господствовали прошедшие спецподготовку немецкие асы на истребителях Ме-109. Но Аметхан уже знал, как сбивать этих нахалов. Его любимым приемом был резкий набор высоты и внезапная атака сверху. Летчик обладал необычайно острым зрением, первым замечал неприятеля и реагировал мгновенно, опережая врага на долю секунды. Весной 1943 года Аметхану присвоили звание Героя Советского Союза.
В марте 1944 года над аэродромом 8-й армии пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Фашист вызывал на дуэль лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский летчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м истребительном полку от фрицев никак не ожидали. К этому времени летчики полка уже доказали немцам, что и они не лыком шиты. Доложили командующему 8-й воздушной армией Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету «аэрокобру» Аметхана. Американский истребитель был сложным в управлении, зато имел мощное вооружение.
Надо отдать должное немцу -- он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. «Мессер» и «аэрокобра» устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолеты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. «Мессер» задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Аметхан свалил аса, сбившего 50 наших самолетов.
Последний воздушный бой Аметхан провел под Берлином. За штурвалом «мессера» сидел полковник, грудь которого украшал рыцарский крест с дубовыми листьями -- высшая награда Германии. Когда полковника после приземления на парашюте привели в штаб, он попросил показать советского летчика, который сбил его самолет. Немец долго и недоверчиво рассматривал худенького невысокого майора, но когда ему сказали, что это Аметхан Султан, полковник смирился с поражением. Для Аметхана это был последний, тридцатый по счету, сбитый самолет.
После окончания войны Сталин приказал отправить на учебу всех летчиков 8-й воздушной армии. Аметхан попал в академию. Имея за плечами лишь семь классов средней школы, один из лучших асов советской авиации томился на занятиях. Через несколько месяцев Аметхан написал рапорт на имя начальника академии, сообщив, что вряд ли сможет выдержать пять лет учебы. А затем принял решение поступить в расположенный в подмосковном Жуковском Летно-испытательный институт (ЛИИ).
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Елян, испытавший первый советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, как-то заметил, что Аметхан «был летчиком, которому удавалось все, за что он брался». За 25 лет работы в ЛИИ Аметхан провел десятки сложнейших испытаний, за каждое из которых другому пилоту дали бы звезду Героя и присвоили очередное звание. (О том, почему он до самой смерти оставался в звании подполковника, мы расскажем ниже).
Аметхан часто удивлял своих коллег -- бывалых испытателей. Так, во время испытаний крылатой ракеты типа «земля-вода» с летчиком произошел невероятный случай. Ракета была беспилотной, но на время испытаний в ней оборудовали кабину летчика. Ракета подвешивалась к громадному Ту-4: когда самолет выходил в заданный район, пилот ракеты запускал двигатель, и она сбрасывалась. Летчику нужно было следить за ее полетом и брать управление на себя, если ракета выходила из повиновения.
Испытания были секретными и чрезвычайно опасными. И надо же было такому случиться: Аметхана отцепили от буксировщика в тот момент, когда он еще не успел запустить двигатель. Ракета молниеносно устремилась к земле. Перегрузка придавила пилота к креслу. Сколько Аметхан ни пытался запустить движок, у него ничего не получалось. Когда до земли оставалось совсем немного и на КП уже потеряли всякую надежду на благополучный исход, двигатель истошно взревел, и ракета вышла из неуправляемого полета. Лишь доли секунды отделяли Аметхана от гибели.
С появлением первых сверхзвуковых самолетов понадобилась катапульта. Аметхану пришлось испытывать ее одному из первых. Однажды вместе с парашютистом-испытателем Валерием Головиным он вышел на заданную высоту. Вдруг прозвучал взрыв, и в пилотскую кабину хлынул керосин. Как оказалось впоследствии, преждевременно сработавший пороховой патрон катапульты пробил бак. С минуты на минуту самолет мог превратиться в факел. «Прыгай!», -- крикнул Аметхан Головину. «Не могу, -- ответил тот. -- Кресло сдвинулось». Земля приказала Аметхану покинуть самолет, но он не оставил друга. Ослепленный и отравленный парами горючего, Аметхан умудрился посадить самолет практически вслепую.
Во время работы над космической программой именно Аметхану довелось испытывать спускаемый аппарат, предназначенный для возвращения космонавтов на землю. Вместе с Головиным он отрабатывал вариант аварийного приземления космонавтов в случае аварии на спускаемом аппарате. Аметхан Султан испытывал также первый самолет, предназначенный для создания искусственной невесомости.
Поскольку отец Аметхана был лакцем, а мать крымской татаркой, летчику неоднократно советовали вписать в паспорт национальность отца. Но он наотрез отказывался. Султан не был националистом, и когда его спрашивали, чей он сын, обычно отвечал: «Отца с матерью». «Разве можно их отделить друг от друга?» -- удивлялся Аметхан.
В мае 1944 года после освобождения Севастополя Аметхана на три дня отпустили в Алупку — повидаться с родителями. Он приехал в родной город 17 мая. Насибе и Султан не видели сына всю войну, хотя читали о своем прославленном Аметхане в газетах. Рано утром 18 мая в Крыму началась операция по выселению крымских татар. Аметхан проснулся от шума. Выскочив во двор, увидел, что два солдата внутренних войск куда-то тащат его мать, а отец пытается им помешать. Аметхан, не раздумывая, бросился на солдат. Завязалась драка. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы из дома не вышел друг Аметхана Павел Головачев. В отличие от Аметхана, он успел одеться. Увидев офицера со множеством орденов и медалей на груди, солдаты отпустили Насибе. Выяснилось, что им было приказано выселить только мать Аметхана: отец был дагестанцем, и его не тронули. В конце концов Москва разрешила Герою Советского Союза отправить родителей в Дагестан. Он полетел вместе с ними на «Дугласе» сначала в Махачкалу, а оттуда в Краснодарский край: командующий 8-й воздушной армией Тимофей Хрюкин, узнав о его проблемах, приказал отвезти Султана и Насибе к себе домой, в станицу Приволжская.
После окончания войны даже упоминание о крымских татарах было под запретом. В Летно-испытательном институте, узнав о национальности Аметхана, его более полугода не брали на работу, и знаменитый боевой летчик скитался по Москве, не имея возможности трудоустроиться. Кстати, Султан тогда уже был женат и имел сына.
«После чрезвычайно сложных испытаний самолетов-снарядов Аметхана должны были представить к третьей звезде Героя, -- рассказывает заведующая Музеем Аметхана Султана в Алупке Тефиде Мухтерем. — Его вызвал к себе министр обороны Ворошилов и предложил поменять национальность. Султан отказался. И тогда его наградили орденом Красного Знамени. Согласно Указу Президиума ВС СССР, на родине всех дважды Героев должны были установить бронзовые бюсты. Власти очень не хотели, чтобы бюст Аметхана стоял в Алупке. Вначале бюст отвезли в Ярославль, потом переместили его в Каспийск, а затем отправили в Сталинград. И всякий раз Аметхан отказывался принимать участие в его торжественном открытии, заявляя, что его родина -- Крым. Его знакомые потом в шутку говорили, что бюст Аметхана оказался самым дорогим из всех бюстов дважды Героев Союза -- уж очень долго он путешествовал по стране. В конце концов памятник поставили в Алупке. Простоял он недолго. После гибели Аметхана бюст исчез. Друзья и соотечественники дважды Героя писали во все инстанции и с трудом добились своего: памятник вернули в Алупку.
По словам ведущего инженера авиакомпании «МиГ», заслуженного летчика-испытателя Александра Щербакова, в свое время Аметхану не разрешили поехать во Францию на юбилей полка «Нормандия-Неман». Формальным поводом для отказа стали испытания секретного истребителя Су-9, которые Султан тогда проводил. Но все знали истинную причину случившегося. Аметхану неоднократно напоминали: если он станет дагестанцем, все его проблемы отпадут.
Аметхан погиб вскоре после своего 50-летия. Позднее друзья вспоминали, как во время празднования юбилея в ЛИИ на шутливый вопрос коллег, не пора ли заняться учебой молодых летчиков, он ответил, что старые орлы, предчувствуя приближение смерти, поднимаются как можно выше, складывают крылья и камнем падают на землю. Никто тогда не задумался над этой кавказской притчей.
1 февраля 1971 года Аметхан вылетел на «летающей лаборатории», чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства. Когда самолет вошел в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полетного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории.
Самолет упал в болото. Весь экипаж погиб. Пилотскую кабину с Аметханом, вторым пилотом Евгением Бенедиктовым и штурманом Вильяном Михайловским отбросило далеко в сторону, а бортмеханика Радия Ленского и радиста Алексея Воробьева нашли в самолете. До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину. Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался опытный двигатель. Тем не менее многие по сей день не верят в то, что Султан погиб случайно.
Сегодня в родном доме Аметхана живут его тетя Хатидже-ханун со своим сыном Шамилем. Несмотря на почтенный возраст -- Хатидже родилась в 1908 году, она хорошо помнит события пятидесятилетней давности. 18 мая ее вместе с сыном хотели выселить, но вовремя подоспевший Аметхан снял их прямо с автомобиля. Однако через 40 дней она вместе с сыном разделила печальную участь крымскотатарского народа. Долгие годы Хатидже и Шамиль жили под Уфой.
После того как мать Аметхана тяжело заболела, он добился, чтобы для ухода за сестрой тете разрешили переехать в Алупку. Хатидже не прописывали до тех пор, пока Насибе не умерла. Чтобы в паспорте появился долгожданный штамп, ей пришлось оформить фиктивный брак с отцом Аметхана. Так она стала мачехой собственному племяннику.
В Алупке до сих пор нет настоящего музея Аметхана Султана. Правда, в 1993 году в местном Доме культуры для размещения экспозиции отвели одну комнатку. «Но разве могут здесь разместиться все экспонаты, -- говорит Тефиде Мухтерем. -- Пять лет назад я отыскала пустующее здание, на которое никто не претендовал. Подготовила все необходимые документы, но вопрос не решен до сих пор. Здание по-прежнему никому не принадлежит и разрушается на глазах. Получается, что такой незаурядный человек не заслужил право на государственный музей».
«Facty i kommentarii «. 10-Август-2000. Человек и общество.