Почти пять веков минуло с тех времен, когда знаменитый итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи попытался создать во Флоренции свою фреску «Битва при Анджиари». Городские хроники и книги по искусству эпохи Возрождения свидетельствуют о том, что великий итальянец приступил к работе в 1503 году. Да Винчи, как всегда, экспериментировал. Он любил использовать различные краски и технику, когда работал над фресками. Два года спустя маэстро оставил свой труд, так и не завершив его. Такова была официальная версия. Какова судьба того, что Леонардо все же успел нарисовать, оставалось тайной.
Свою фреску он делал по заказу флорентийского правителя Козимо I. Король нанял также и Микеланджело, чтобы тот написал на стене другую битву, сделавшую Козимо великим. У этого любителя живописи было еще одно имя -- Веккьо. Так назывался и его дворец, где два гения Возрождения должны были работать вместе. Сегодня в палаццо Веккьо располагается городской совет. Несколько позже в этом здании свои фрески писал Джорджио Вазари (1511-1574), больше прославившийся благодаря книге «Жизнь художников», которая считается первым научным трудом в искусствоведении об эпохе Ренессанса. Истории известно, что сей достойный муж являлся страстным поклонником Микеланджело и очень не любил да Винчи.
Именно этот факт и подтолкнул современных итальянских искусствоведов к мысли, что Вазари умышленно скрыл от последующих поколений правду о фреске Леонардо. Тщательное изучение документов тех лет и планов многочисленных перестроек, которыми изобилует история дворца Веккьо, позволило современным исследователям прийти к выводу -- «Битва при Анджиари» скрывается за стеной, на которой Вазари нарисовал свою фреску. Итальянцы намерены провести так называемую термографию, чтобы окончательно убедиться в правильности своей гипотезы.
И вот тут начинается самое интересное. Если фреска да Винчи действительно сохранилась, то придется уничтожать фреску Вазари, которая тоже имеет немалую ценность. И еще не известно, смогут ли реставраторы спасти то, что скрывалось от людских глаз на протяжении около пяти веков! Но ученые в один голос твердят, что стоит рискнуть. Очевидно, Леонардо создал настоящий шедевр. Доказательством тому служат сохранившиеся рисунки таинственной фрески и поступок Джорджио Вазари, которому не хватило духу просто уничтожить творение своего недруга. Он осмелился лишь спрятать «Битву при Анджиари» за второй стеной.