Україна

Устроившись реализатором на продуктовом рынке, наталия была вынуждена зарабатывать деньги, продавая испорченную колбасу и обвешивая покупателей

0:00 — 11 серпня 2000 eye 4182

В столицу Наталия приехала, чтобы подзаработать в сезон отпусков. Конечно, летом приятнее отдыхать у моря, но денег на курорты у Наташи не было. Несколько лет назад она овдовела и теперь одна воспитывала сына. Одаренный мальчик с отличием закончил музыкальную школу по классу саксофона, и педсовет школы премировал его путевкой в «Артек». Однако эту радость омрачало одно обстоятельство: 30% стоимости путевки должна была уплатить Наталия.

Температура в холодильнике, где хранились скоропортящиеся продукты, не опускалась ниже +15 С

По специальности Наталия -- фотограф. Но сейчас к услугам профессиональных фотографов обращаются редко, особенно в провинции. Найти работу в маленьком городке сложно, вот и устроилась вдова на рынок реализатором. Стоять у прилавка нелегко: с раннего утра и до позднего вечера продавец должен и покупателей обслуживать, и товар со склада приносить, а в конце дня убирать свое рабочее место. Но Наташа не жаловалась, напротив, она была довольна своей работой. Хозяин никогда не задерживал зарплату и раз в квартал выплачивал своим продавцам премии.

В начале лета выторги упали, поэтому предприниматель отпустил своих реализаторов в отпуск за свой счет. «Вернетесь в августе, а пока можете детей на море свозить», -- сказал он, выдавая продавцам по 20 гривен символических отпускных.

Многие женщины были очень довольны, ведь они и не рассчитывали на летний отпуск. А Наташа чуть не плакала: чтобы оплатить льготную путевку сына, она одолжила у знакомых деньги, и долг нужно было вернуть как раз в августе.

О своем несчастье Наталия поведала приятельнице. Та, пожалев подругу, рассказала об одном киевском предпринимателе, который в отпускной период берет на работу иногородних реализаторами на рынок…

Женщины отправились в столицу на заработки. Однако уже в Киеве выяснилось, что бизнесмен может принять только одного продавца. Наташина знакомая устроилась, а вдове пришлось звонить по объявлениям и искать место реализатора. Удача ей улыбнулась: в тот же день Наташе предложили две недели поработать продавцом колбасы в частном киоске.

На встречу с работодателем Наташа приехала задолго до назначенного времени. Ожидая Ларису Григорьевну (так звали хозяйку киоска), Наташа про себя отметила, что базар расположен в очень бойком месте -- спальном районе, где мало продуктовых магазинов.

«Если бы меня взяли на работу, я бы быстро рассчиталась с долгами. Выторги здесь должны быть хорошие», -- размышляла женщина.

-- Наташа, давайте сразу договоримся, -- представившись, начала хозяйка, -- официально я вас на работу оформлять не буду, уж больно это хлопотно…

-- Подождите, подождите, -- прервала свою собеседницу Наталия. -- Как же не оформлять на работу? Любая проверка выгонит меня из киоска, а вас оштрафует.

-- С проверками проблем не будет. Я не первый год держу киоски, уже всех «прикормила». Давайте лучше поговорим о ваших обязанностях. Работать нужно в ларьке, торговать колбасой, сливочным маслом и штучным товаром: хлебом, пивом, консервами, шоколадом. Платить буду ежедневно -- 3% от выручки.

Наталия в торговле не новичок, поэтому быстро подсчитала, что будет получать около 30 гривен в день. К тому же Лариса Григорьевна пообещала выплатить премию и помочь трудоустроиться на оставшиеся полтора месяца. Наташа с радостью приняла предложенные условия, и хозяйка повела ее в ларек.

-- Наташенька, надеюсь, вы меня правильно поймете, -- заискивающим голосом заговорила хозяйка, -- мне нужен ваш паспорт. Вы -- человек иногородний, вдруг сбежите, прихватив с собой товар и выручку. А с вашим документом мне будет спокойнее. Как только закончите работу, я вам его верну. К тому же мы планируем долгое сотрудничество, поэтому должны доверять друг другу.

Паспорт Наташа отдала. Довольная хозяйка покинула киоск, пообещав заехать утром и привезти товар…

В небольшой металлической будочке, в которой Наташа и ее сменщица едва помещались, стоял ужасный запах тухлого мяса. Девушка объяснила, что холодильник здесь слабенький, отсюда и запах. Открыв холодильник, Наталия обомлела: морозильная камера была забита бутылками с минеральной водой и пивом, а колбаса и масло лежали просто на полках. Наташа предложила поменять местами пиво и колбасу, но сменщица сказала, что хозяйка запрещает это делать (теплое пиво никто летом не покупает), и посоветовала стараться продать колбасу и масло до полудня. В этом был резон. Уже на следующий день Наташа смогла убедиться в том, что к часу дня ливерная колбаса, находящаяся в холодильнике, начинает распространять такой запах, что покупатели обходят ларек стороной. Вдова попыталась поговорить об этом с хозяйкой, но та только пожала плечами.

-- Ливерную колбасу мы продаем три дня, -- объясняла Лариса Григорьевна. -- Потом уцениваем ее, на этикетке пишем «Корм для животных» и продаем еще три-четыре дня.

«Теперь у тебя творческая работа: обвесишь покупателей на 100 гривен в день, -- 50 получишь за работу»

Как ни старалась Наталия распродать товар до полудня, колбаса и «корм для собак» портились быстрее, чем их покупали. Когда остатки ливерной пришлось все-таки выбросить (даже бродячие собаки отказывались есть эту отраву), Лариса Григорьевна вызвала Наталию на серьезный разговор.

-- Твоя нерасторопность стоила мне 40 гривен, которые ты вернешь, -- сказала хозяйка. -- С сегодняшнего дня я перестаю платить тебе проценты от выторга, теперь ты сама будешь зарабатывать деньги.

-- Как?

-- Очень просто. В киоск поставим «покоцаные» весы (весы, подкрученные в пользу продавца на 100 граммов. -- Т. С. ). Теперь у тебя творческая работа: сможешь обвесить на 100 гривен в день, -- 50 получишь за работу. Обвесишь на больше, -- заплачу больше. Одним словом, старайся, я тебя не ограничиваю.

Через несколько минут в киоск принесли новые весы, а старые поставили под прилавок. Грузчики объяснили оторопевшей женщине, что в случае, если на рынке будут проводить какую-нибудь проверку, весы следует быстро поменять.

-- Лариса Григорьевна, обижать вдову и сироту нельзя. Я не буду участвовать в этом безобразии! А еще заявлю на вас в милицию, -- возмущалась Наталия.

-- Каким образом? -- поинтересовалась хозяйка. -- Паспорта у тебя нет, сама ты иногородняя, да к тому же сынок твой вернулся из лагеря… Наташенька, сиди тише воды, ниже травы, иначе твоему мальчишке укоротят музыкальные пальцы. Доработаешь эту неделю, вернешь мне 40 гривен и катись на все четыре стороны.

Неделю Наталия доработала. Когда она сдала смену и кассу, Лариса Григорьевна выдала ей паспорт и зарплату -- 27 гривен вместо обещанных 300. Хозяйка объяснила, что вычла из полагавшейся «нерадивой продавщице» суммы стоимость испортившейся колбасы и масла.

К слову, 27 гривен Наталье хватит только на билет домой, а вот с долгами рассчитаться ей по-прежнему нечем.

Ситуация, в которую попала Наталия, действительно, не самая приятная. Что же делать, если предприниматель заставляет наемного реализатора обвешивать покупателей? В Главном киевском городском управлении по делам защиты прав потребителей корреспонденту «ФАКТОВ» ответили, что, несмотря на угрозы, Наталия должна была обратиться к участковому милиционеру. Ведь хозяйка киоска совершила не одно преступление: обвес клиентов, изъятие паспорта, нарушение требований санитарно-эпидемиологических норм торговли и так далее. Всем этим должны заниматься правоохранительные органы. А покупатель, заметивший недовес, должен обратиться к администратору рынка, в присутствии которого производится контрольное взвешивание. Если обнаруживается недовес, то продавец обязан вернуть покупателю деньги или добавить товар.


«Facty i kommentarii «. 11-Август-2000. Экономика.