Події

Когда анатолий ромашин впервые увидел в киеве свою будущую жену юлю, ему было 58, а ей -- всего 18

0:00 — 11 серпня 2000 eye 6676

Сегодня в Москве в Центральном доме актера состоится гражданская панихида по народному артисту России Анатолию Ромашину

Трагедия случилась вечером 8 августа. Вся семья Анатолия Ромашина -- жена Юлия и трехлетний сын Дмитрий -- были на даче в Пушкино. Говорят, Анатолий Владимирович давно уже собирался спилить огромную 35-метровую сосну, росшую недалеко от его участка. Ближе к вечеру пришел рабочий, но, поняв, что одному ему с огромным деревом не справиться, попросил Ромашина помочь. Пилили бензопилой, и что уж там было не так, неизвестно, да только ствол громадины корабельной сосны упал не в ту сторону. Анатолий Владимирович умер мгновенно…

«Не работы в моей жизни главное, а жена и сын»

Семья Ромашиных обычно приезжала на дачу в начале лета и оставалась там до первых осенних дождей. Дачу любили все, но, пожалуй, дороже всех она была Анатолию Ромашину. Получив участок в 1995 году, актер строил дом своими руками. Друзья даже подшучивали над Ромашиным, мол, не по тому пути в жизни пошел. На что Анатолий Владимирович всегда очень серьезно отвечал: «У меня, что называется, память рук. Это от моего деда».

Дачу Ромашин строил три года. Внутри она вся деревянная, с невозможными по красоте завитками на ставнях и мебели, сделанными руками Анатолия Владимировича. Каждый раз, приглашая к себе в Пушкино гостей, первым делом Ромашин устраивал экскурсию. Эту прихоть хозяина многие уже знали и были готовы всем восхищаться. А подивиться действительно было чему. Видать, давало о себе знать первое техническое образование Анатолия Владимировича -- инженер-конструктор. Правда, о самых ранних годах своей молодости Ромашин не любил вспоминать. Говорил, что самые основные события в его жизни произошли, когда ему уже перевалило за пятый десяток. Наверное, все-таки лукавил. Потому как, успешно закончив Школу-студию МХАТ, Анатолий Владимирович 25 лет проработал в Театре Маяковского, сыграл множество главных ролей и «засветился» в кино.

Друзья Анатолия Владимировича часто в шутку называли его Романовым. И правда, говорили, что он чем-то похож на императора Николая II. Но уже никто не может вспомнить, что было вначале -- дружеское прозвище или фильм Элема Климова «Агония», где Ромашин сыграл Николая. Уже позже Анатолий Владимирович рассказывал, как нелегко давалась ему эта роль, как боялся он не попасть в точку и как переживал, когда фильм не был принят московской киношной тусовкой. Говорят, именно тогда он почувствовал первые сбои в работе сердца. А два месяца назад Анатолий Ромашин перенес инфаркт.

На свою актерскую судьбы Ромашин никогда не жаловался. Хотя, многие годы проработав в Театре Маяковского, однажды махнул на все и ушел преподавать во ВГИК. Правда, он иногда играл в Театре Сергея Проханова, но преподавание ему нравилось больше. Одно время Анатолий Владимирович даже вел мастер-классы в Голливуде. Рассказывал, что платили ему за это очень большие деньги. Но всегда прибавлял: «Не работа в моей жизни главное, а жена и сын»…

Вторая жена Анатолия Ромашина была испанкой

Анатолий Ромашин был трижды женат. Со своей первой женой, Галиной, он познакомился совершенно случайно. Его знакомая, студентка экономического института, как-то сказала: «Ты -- будущий знаменитый артист, а у меня на курсе есть очень красивая девушка. » В общем, когда они с Галиной встретились, Ромашин действительно не мог отвести от нее глаз. А через некоторое время они поженились. Затем у Анатолия Ромашина родилась первая дочь, Татьяна, которая впоследствии стала диктором новостей на канале ОРТ. Правда, о своей первой короткой женитьбе Анатолий Васильевич не любит вспоминать. Говорил, что они с женой были очень молоды, не успели как следует узнать друг друга… В общем, когда Ромашин впервые увидел на съемках молодую актрису Маргариту, то он сразу понял -- это судьба.

Маргарита была испанкой, вывезенной, как многие испанские дети, в Советский Союз во время войны в Испании. В Москве она получила актерское образование, однако редко снималась и в 70-м году решила уехать на родину, в Испанию. Для Ромашина такое решение жены было ударом, однако он уезжать из страны не собирался. Маргарита развелась с Анатолием и уехала из Союза. Однако через год она вернулась. «Это уже трудно сейчас объяснить, -- рассказывал позже Ромашин. -- Но когда Маргарита вернулась, чувства вновь захватили нас… » Ромашины пошли опять в загс и стали супругами. Потом Маргариту вновь потянуло на Родину, и история повторилась. Говорят, когда Ромашин с ней в третий раз пришел в загс, ему сказали: «Вы бы выяснили, в конце концов, вместе вы или нет! Сколько же можно!» В конце концов, Маргарита все же уехала в Испанию и осталась там навсегда. Их общая дочь Маша живет в Москве, у нее уже подрастает сын -- внук Анатолия Владимировича. Но сам Ромашин говорил, что это было в какой-то другой жизни. По крайней мере до того момента, когда ему исполнилось 58 лет. Тогда в его судьбе появилась ОНА…

«Я понял, Юлечка для современности -- необыкновенный человек»

Как-то у Анатолия Ромашина спросили, какие годы в своей жизни он считает самыми счастливыми. Актер, не задумываясь. ответил: «Последние десять». По глупой, нелепой случайности получилось, что эти годы для народного артиста России действительно стали последними. Но тогда Анатолий Ромашин, понятно, ни о чем подобном не думал, а был просто счастлив от того, что рядом с ним необыкновенная женщина, молодая, красивая, любящая, подарившая ему сына…

Со своей третьей женой Юлией Анатолий Владимирович познакомился в Киеве, в 1989 году. Это произошло на съемках фильма «Этюды о Врубеле». «Я прилетел на съемки в Киев усталый и голодный. Но никто на меня и мои проблемы внимания не обращал. А она спросила: «Что вы такой грустный?» Я говорю: «Есть хочу… » -- «Ну, пойдемте, -- предлагает, -- я вас покормлю гречневой кашей… » (Из последнего интервью Анатолия Ромашина «ФАКТАМ». ) Юлии Ивановой тогда было 18 лет. Она только поступила на актерский факультет Киевского театрального института имени Карпенко-Карого. Светловолосая, ясноглазая, хрупкая и, казалось, не от мира сего девушка. «Я вскоре понял, что Юлечка для современности необыкновенный человек. Она очень светлая и чистая».

Сорокалетняя разница в возрасте не стала помехой их любви. Анатолий Ромашин даже говорил, что именно годы, которые их разделяли, помогли ему лучше оценить достоинства его будущей жены. Когда съемки закончились, Анатолий Владимирович пригласил Юлю к себе в картину «Без надежды», которую он вместе со своими студентами снимал в Молдавии. Юля не раздумывая согласилась сыграть там роль монашки. А потом… Они поженились. Тайно. Чтобы не было лишних разговоров. Анатолий Владимирович настоял, чтобы Юля поступила в Щукинское училище. Причем никто из членов приемной комиссии даже не подозревал, что она -- жена Ромашина. Говорят, руководитель курса, на котором училась Юля, Александр Ширвиндт, очень рассердился, когда узнал, чья она жена. Это уже было на втором курсе. «Когда Ширвиндт узнал о том, что она моя жена -- он очень ругался, переживал из-за разницы в возрасте. Кричал: «Ты с ума сошел! Подумай, что ты делаешь!» Но было уже поздно. В 1997 году у Юли и Анатолия родился сын. Назвали его Дмитрием.

«Дмитрий для меня -- дар Божий»

Ромашин любил повторять: «По инициалам получается -- ДАР. Так оно и есть, он для нас -- дар Божий». Когда Дима только родился, Юля решила взять себе фамилию матери мужа и стала Ивановой-Оррен. ДАР обожал отца, а тот не мог налюбоваться на наследника. Ему позволялось все. Иногда это несколько озадачивало Юлю, которой хотелось быть с сыном построже, но мужу не могла отказать. Юля понимала, насколько ему дорог и долгожданен этот ребенок. Говорят, Анатолий Владимирович мог прийти в магазин игрушек и купить штук пять огромных пушистых зверей и потом вдвоем с Дмитрием радоваться им, как ребенок… Он обожал своего сына, гордился им, называл миротворцем. Анатолий Владимирович рассказывал, что как-то в два с половиной года Дмитрий случайно увидел по телевизору какой-то сюжет о Чечне и вдруг вскочил, поднял ручки и закричал: «Люди, пожалуйста! Перестаньте плакать!»

«Самое главное для женщины -- уметь прощать»

Их счастью никто не завидовал. Их отношениями восхищались, называли уникальными. Это всегда льстило Анатолию Ромашину, который, кстати, считался тонким ценителем женской красоты.

«Я не понимаю абсолютной красоты, ее для меня просто не существует. Конкурсы красоты, на которых измеряют грудь и бедра, -- абсурд! Разве можно измерить красоту? Это так наивно! В жизни я встречал много женщин, самых разных. Был знаком с Джульеттой Мазиной, которая не отличалась особой красотой. Но я прекрасно понимаю, почему среди множества женщин Феллини выбрал именно ее: проведя несколько часов в ее обществе, я и сам влюбился. В чем же секрет? Да в том, что женщина должна гармонично сочетать в себе внутренние и внешние достоинства. Но я встречал и других женщин -- красивых, молодых, длинноногих. А как только раскроет рот, сразу впечатление теряется. Уж лучше бы молчала!

Опыт мне подсказывает, что самое главное для женщины -- уметь прощать. Это делает женщину нужной, необходимой. Мужчина на такое не всегда способен. Я имею в виду не прощение конкретной вины, хотя и это тоже, а способность мириться с чужими недостатками, которые есть у каждого человека. Прощение в широком смысле слова». ( «Из последнего интервью Анатолия Ромашина «ФАКТАМ»). И тогда же, давая интервью нашей газете, Анатолий Владимирович сказал: «Спасибо щедрой украинской природе, что она рождает необыкновенно красивых и добрых женщин. Спасибо, что одна из них со мной рядом».