Політика

Строительство берлинской стены, начатое 13 августа 1961 года, обошлось в 150 миллионов долларов

0:00 — 12 серпня 2000 eye 2261

Пока возводили бетонный «занавес», по обе его стороны стояли советские и американские танки

13 августа 1961 года было начато сооружение Берлинской стены -- одного из самых известных символов «холодной войны». Стена должна была разделить Германию надвое и преградить путь перебежчикам из ГДР в Западный Берлин. Более 28 лет -- до 9 ноября 1989 года -- она служила границей между двумя враждебными мирами -- социалистическим и капиталистическим.

Последними перебежчиками в Западный Берлин стали военнослужащие ГДР, возводившие Стену

Первоначально линия, разделявшая Западный и Восточный Берлин, была обозначена колючей проволокой. И до возведения преграды «осси» и «весси» -- так позже стали называть жителей ГДР и ФРГ -- могли беспрепятственно ходить друг к другу в гости. Правда, для большинства восточных немцев такие прогулки были односторонними: статистика бегства граждан социалистической Германии в соседнюю капиталистическую весьма внушительна. В 1959 году в Западный Берлин бежало 144 тысячи человек, в 1960-м -- 199 тысяч, за первую половину 1961-го -- 100 тысяч… А в июле, за месяц до начала строительства, началось повальное бегство -- по тысяче человек в день.

13 августа на возведение Стены отправили почти две тысячи солдат и офицеров Немецкой народной армии, которые, кстати, стали последними перебежчиками.

Берлин разделили надвое практически за одну ночь, перегородив колючей проволокой около двухсот улиц и переулков. В операции были заняты четыре дивизии Западной группы войск и 20 тысяч немецких солдат, полицейских, строителей. А через месяц километра на три уже растянулась бетонная «красавица». И все это время по обе ее стороны стояли советские и американские танки. Западные страны выступали с протестами, в самой Германии проходили демонстрации возмущенных немцев, тем не менее танки отвели от Стены лишь в октябре.

На строительство «бетонного занавеса» потратили 150 миллионов долларов, причем сооружался он очень долго. В результате общая длина Стены превысила 150 километров, высота ее достигала 4 метров. Добраться непосредственно до самой стены, не говоря уж о том, чтобы преодолеть ее, практически не представлялось возможным, так как в разных местах она была усилена железной решеткой с сигнализацией и колючей проволокой, натасканными на людей овчарками, курсирующие по бетонке патрульные машины, освещенная прожекторами и контролируемая пешими патрулями полосой, пятикилометровым противотанковым рвом, наконец, контрольной полосой.

Правда, вся эта мощь была обращена не против «коварных и агрессивных» соседей (именно возможной агрессией объясняли появление Берлинской стены экскурсоводы, водившие туристов к Бранденбургским воротам), а в сторону… социалистической Германии.

С противоположной, западной стороны доступ к Стене был совершенно свободен. Здесь ее украшали картинами, надписями и рисунками, нанося их красками из аэрозольных баллончиков…

В мирное время при попытке пересечь Стену гибли люди

Один западногерманский художник запечатлел на Стене свое самое последнее «произведение»: разбежавшись, он врезался в преграду, совершив таким образом самоубийство. В Западном Берлине это был, пожалуй, единственный случай, когда возле Стены погиб человек.

С восточной же стороны человеческих жертв было намного больше. Правда, самоубийств никто не совершал. Напротив, люди предпринимали отчаянные попытки преодоления бетонного «занавеса» в надежде на лучшую долю. Некоторым это стоило жизни. По официальным данным, при пересечении Стены погибли 74 немца. Неофициальная же статистика насчитывает более 200 человек.

Первой жертвой Стены стал 18-летний Петер Фехтер. А 17 апреля 1963 года 19-летний Вольфганг Энгельс протаранил Стену на подготовленном к первомайскому параду… советском бронетранспортере.

Юноша работал водителем командира одной из берлинских воинских частей Национальной народной армии ГДР. Ночью он пробрался в автопарк, угнал бронетранспортер и на скорости врезался в Стену. Таран ему удался частично: передняя часть машины оказалась на западной стороне, задняя осталась на восточной. Когда Вольфганг перебирался через заграждения, его дважды ранили. Он упал на западную территорию и пролежал там до тех пор, пока случайные свидетели -- посетители недалеко расположенного ресторана -- не нашли его и не отправили в госпиталь. Именно после этого случая вдоль Стены с восточной стороны был вырыт ров.

Вольфганга, как водится, объявили врагом народа, и спецслужбы ГДР даже собирались его выкрасть, дабы провести на родине показательный судебный процесс.

Самая крупная коллекция фрагментов Стены находится в Польше

Предпринимались и другие попытки перебраться через Стену. Люди, стремящиеся на запад, проявляли удивительную изобретательность: перелетали преграду на воздушных шарах, переезжали на самодельных фуникулерах, рыли под землей тоннели. Кстати, через подземные ходы сбежало более пятидесяти человек. А одна семья даже… катапультировала своего ребенка через заграждение. Некоторые перебежчики пользовались водным путем и пытались с аквалангом пробраться в соседнюю страну по речному дну. Таких «ныряльщиков» ловили специальными заградительными сетями, которые обычно устанавливают против подводных лодок.

В Берлине есть специальный музей, где, кроме фрагментов разрушенной Стены, хранятся многие приспособления, в разное время изобретенные для ее преодоления.

В ноябре 1989 года Берлинская стена была разрушена, а тысячи ее фрагментов разобрали на сувениры или продали на аукционах. Причем некоторые «кусочки», украшающие теперь многие зарубежные коллекции, весьма внушительны -- две и более тонн!

Как утверждают журналисты, самая большая в мире коллекция остатков Берлинской стены находится в Польше, в маленькой деревушке Сосновке. Их привез и установил на поле зубной врач Людвиг Васетцки, долгие годы работавший в Германии. В центре композиции находится настоящий гедеэровский автомобиль «Трабант», стоящий между тремя огромными фрагментами Стены. Автора явно вдохновил сюжет одной из всемирно известных «настенных» картин, украшающей берлинскую «East-Side-Galery»: пластиковый автомобиль пробивает бетонную преграду и несется навстречу свободе… Впрочем, Людвиг не собирается останавливаться на достигнутом. В интервью берлинским журналистам он заявил, что при первой же возможности приобретет еще восемь-десять «кусочков» Стены.