Події

Известный шотландский путешественник дэвид грант верит в ангелов-хранителей и не любит… Пьяных бюрократов

0:00 — 17 серпня 2000 eye 393

Позавчера 59-летний мистер Грант покинул Киев, продолжив свой лодочный поход по Великому торговому пути древних викингов

Шотландский путешественник провел в столице Украины почти неделю. Каждый день этот обаятельный человек, невероятно похожий на знаменитого актера Шона Коннери, выходил в обычный киевский дворик на проспекте Победы и играл на волынке, приводя в неописуемый восторг местных кумушек.

«Я никого не покорял и не грабил»

-- Украина -- часть моего большого путешествия, -- поведал корреспондентам «ФАКТОВ» Дэвид Грант. -- Я хочу пройти одним из великих торговых путей, проложенных еще викингами: из Швеции в Турцию. Когда-то по нему доставлялись различные товары из Стамбула в Северную Европу и обратно. Таких путей было несколько. Я выбрал тот, который начинается в странах Балтики, -- по Даугаве и Двине двигался к Уле. Здесь викинги были вынуждены волоком перетаскивать свои корабли по суше до берегов Березины. Воспользовавшись старыми каналами, прорытыми уже после викингов, я облегчил свою задачу.

-- Какова цель вашего путешествия?

-- Их несколько. Прежде всего, меня интересует история викингов. Эти великие воины и путешественники когда-то завоевали и мою родную Шотландию. Они привнесли очень много важного в культуру британских народов. А уже от нас викинги пошли в глубь Европы, оставив и там значительный след. Не менее важно для меня и общение с различными социальными группами людей в тех странах, где я бываю. К тому же, меня очень волнует экологическая ситуация, сложившаяся в бассейнах европейских рек, -- ведь я по профессии эколог. Конечно, пока я не провожу детальных исследований, а просто, как бы на глаз, оцениваю обстановку. Чем больше я путешествую, тем больше понимаю, что границы существуют лишь в человеческом сознании. Они придуманы нами. На самом же деле Земля -- это единая страна, и все люди, живущие на ней, -- сограждане. И у нас общие проблемы и задачи.

-- Что на этот раз вы выбрали в качестве средства передвижения?

-- Путешествую в основном на байдарке. Вообще-то, сначала я отправился в дорогу обычным траспортом. Из Осло в Стокгольм приехал поездом, и только там спустил свою лодку на воду. Я прошел на ней мимо нескольких островов, но затем резко испортилась погода и, чтобы не рисковать всем путешествием, я сел на паром. Это было на острове Готланд (Швеция). На пароме добрался до Латвии, где собирался пройти через Ирбенский пролив в Рижский залив. Но из-за той же плохой погоды дошел лишь до Вентспилса. Снова сев на поезд, прибыл в Ригу. В Латвии я был поражен обилием янтаря, который продается на каждом углу. Во времена викингов янтарь был редкостью и очень ценился. Его привозили именно из Прибалтики. В Риге началось мое настоящее путешествие. По Даугаве я дошел на байдарке до Западной Двины (Белоруссия), пришлось все время грести против течения. Затем отправился вниз по течению.

-- Наверное, все это время вы чувствовали себя настоящим викингом…

-- Нет, конечно. Мой поход нельзя сравнить с их набегами. Я никого не покорял и не грабил, не брал в плен невольников и не пытался выменивать у местных жителей драгоценности за моржовые клыки, как это делали они. Но в чем-то я все же походил на викингов. Некоторые места почти не изменились: когда-то Двину называли Бобровой рекой, и это название вполне подходит ей и в наше время, хотя количество этих трудолюбивых животных значительно уменьшилось. Прежними остались гостеприимство и доброжелательность местных жителей.

«От моей первой байдарки остались одни дырки»

-- Что вы взяли с собой в путешествие?

-- Лодку, минимум вещей, немного продуктов, фотокамеру и… шотландскую волынку. Кстати, чтобы овладеть искусством игры на волынке, нужно учиться семь лет, имея, к тому же, в прошлом семь поколений виртуозов. Все необходимое я покупаю в дороге. Единственная роскошь, которую я себе все же позволил, -- это радиоприемник. Привык следить за тем, что творится в мире.

-- Сколько километров вы уже прошли, и какой путь вам еще предстоит?

-- Поскольку мой поход по-настоящему начался в Риге, то и считать расстояние нужно оттуда. Пока я преодолел 1600 километров. К ноябрю расчитываю добраться по Днепру и Черному морю до Стамбула.

-- На веслах?

-- Большую часть пути -- да. А иногда -- под парусом.

-- У вас обычная байдарка, или какая-то особенная?

-- Нет, самая обычная. Такую можно купить в Европе в любом спортивном магазине. Она удобна тем, что в разобранном виде легко умещается в трех чемоданах. Эту модель впервые создал в 1910 году в Германии Йоханн Клеппер. Она настолько хороша, что за полвека не претерпела никаких изменений. На такой же байдарке я плавал и сорок лет назад. Я купил ее подержанной, по обьявлению в газете. От моей первой лодки остались одни дырки. А сейчас, приобретя новую, я обратил внимание на то, что обе байдарки похожи как близнецы. О надежности «клепперов» говорит тот факт, что два из них пересекли Атлантический океан!

-- А как же вы общаетесь с местным населением без переводчика?

-- Все очень просто. Люди всегда могут понять друг друга -- если захотят. Я знаю несколько русских слов, а остальное обьясняю языком жестов. Проблем с общением у меня не возникает. Я уверен, и лишний раз в этом убедился во время нынешнего похода, что 95 процентов жителей Земли -- люди хорошие. В вашей стране, пожалуй даже 99 процентов. Но даже если мне не повезет и я столкнусь с меньшинством, то что им с меня взять?

-- Приходилось ли вам раньше бывать в нашей стране?

-- На небольшом фургоне, запряженном лошадью, я вместе с женой и тремя детьми совершил кругосветное путешествие. Длилось оно почти семь лет. Первую лошадь нам пришлось сменить уже через шесть недель: она была слишком легкая. Тогда мы купили настоящего американского тяжеловоза. Этот богатырь вез нас в течение шести лет. К нашему большому горю, у него произошло кровоизлияние в мозг. И тогда мы купили третью лошадь. Так что в Украине я бывал и раньше, в 1993 году. Должен сказать, что за это время у вас произошли разительные перемены. Свое кругосветное путешествие я описал в книге «Упряжка длиною в семь лет». А сам, к моему великому удивлению, попал в Книгу рекордов Гиннесса.

«Вера в Бога заставила меня отказаться от виски»

-- Хочу сказать вам, что до своего кругосветного путешествия я не был религиозным человеком. Но удивительные встречи, произошедшие на моем пути, в корне изменили мои убеждения. Приведу несколько примеров. Однажды в Казахстане мы оказались в трех днях езды от ближайшего населенного пункта с единственной порцией риса на меня, жену, троих детей и нашу лошадь. Вдруг рядом с нами остановился огромный КамАЗ, из него выскочил водитель и предложил нам помощь -- он дал мешок зерна для лошади и немного продуктов для нас. И тут же умчался. В Украине в 1993 году в селах магазины были пустыми. А сахар нельзя было купить даже в городе. И вот на пароме к нам подошел какой-то мужчина. Ни слова не говоря, он открыл свой большой чемодан и протянул нам помидоры, еще какие-то продукты и килограмм десять сахара. Взять деньги за продукты он категорически отказался.

Если бы подобные случаи происходили со мной один или два раза, я бы так ни о чем и не задумался. Но у меня не хватит времени даже перечислить все. Люди, как ангелы, возникали на моем пути, выручая меня в трудных ситуациях. Тогда я понял, есть высшая сила, которая заботится обо всех нас. Вера в Бога заставила меня отказаться от столь любимого мною шотландского виски, хотя это решение далось мне нелегко.

Кстати, подобные удивительные события происходят со мной и в этом походе.

-- А почему в нынешний поход вы отправились один, не взяв никого из членов своей семьи?

-- Мой старший сын -- тоже эколог. По заданию своей фирмы он изучает различные виды рыб. Дочь работает тренером в школе конного мастерства и в настоящее время очень занята: у нее сейчас разгар сезона. Младший сын учится школе, и я не стал отрывать его от занятий. Жена соглашалась отправиться со мной, но при одном условии: если я смогу гарантировать ей ежедневную горячую ванну. Я объяснил ей, что в реках вода обычно холодная (смеется).

-- И все-таки, если серьезно, как супруга отнеслась к вашей очередной рискованной затее?

-- Я просто сказал ей, что должен ехать. Ведь это моя работа. Кстати, об этом походе я тоже пишу книгу.

-- Вы держите связь с женой?

-- Мы общаемcя по телефону или с помощью электронной почты.

-- Дэвид, вы все время рассказываете только о хороших людях, о хороших вещах. Неужели вам не приходится сталкиваться с чем-то плохим?

-- С плохим, конечно, тоже случается. Для меня нет ничего хуже пьяниц и бюрократов. А самое страшное на Земле -- пьяный бюрократ!

P. S.

В Киеве Дэвид Грант все же столкнулся с представителями того самого «плохого» меньшинства, существование которого он допускает с такой неохотой. В метро шотландца обокрали -- вытащили бумажник. Дэвид со своим другом бросились за ворами. Им удалось схватить одного карманника, но другой вместе с добычей улизнул. Не успели потерпевшие завести воришку в отделение милиции, как тут же патруль доставил туда второго -- и бумажник вернулся к хозяину. На этот раз ангел-хранитель, в существовании которого Дэвид Грант убеждался уже не раз во время своих путешествий, был в форме киевского милиционера.


«Facty i kommentarii «. 17-Август-2000. Жизнь.