Світ

Лишь спустя неделю после крушения атомной подлодки «курск» российское руководство приняло зарубежную помощь по спасению экипажа

0:00 — 19 серпня 2000 eye 325

Сегодня около полудня должна начаться очередная операция по спасению экипажа российской атомной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море. На этот раз задействуются британская техника, британские и норвежские специалисты. В связи с этим командование Северного флота предоставило НАТО подробный отчет о характере повреждений, полученных К-141, и полную информацию о местной ситуации: скорость подводных течений, погодные условия, состояние дна. Без всего этого иностранные спасатели просто не смогли бы приступить к выполнению задачи.

И сразу появились очередные несоответствия между тем, что утверждалось представителями ВМФ РФ ранее, и реальной картиной. Серьезные повреждения нанесены всей передней части «Курска». Эти отсеки затоплены. Живых людей в них быть не может. Атомная субмарина лежит под углом всего от 12 до 20 градусов! А ведь сколько раз в российских СМИ звучало, что наклон составляет 60 градусов, и именно по этой причине спасательные аппараты не могут произвести стыковку. Даже учитывая, что ил медленно засасывает К-141, вряд ли за столь короткий срок угол мог так сильно измениться, считают эксперты НАТО. Кстати, увидев отчет о характере и масштабах повреждений, они убедились в правильности своей версии случившегося -- на борту «Курска» таки были взрывы. Россияне тем временем продолжают настаивать на том, что подлодка столкнулась с неизвестным объектом. Об этом после 8-часового заседания специальной комиссии заявил ее председатель вице-премьер Илья Клебанов.

Но, конечно, все эти разногласия сейчас не имеют первостепенного значения. К ним вернутся позже. Главное -- спасти людей, если они еще живы!

Британские и норвежские специалисты пришли к выводу, что существует единственный вариант проведения операции. Подлодка LR-5 произведет стыковку с хвостовой частью «Курска». Там имеется запасной выход. Основной находится в передней части, но он поврежден, да и выживших, как уже говорилось выше, в носовых отсеках быть не может. Стыковка не будет жесткой. Британская подлодка оснащена специальной раздвижной «юбкой». Это достаточно гибкая конструкция, позволяющая создать безопасный коридор для перехода людей с борта одного корабля на другой.

Но здесь возникает несколько проблем. Одна из них -- подводные течения. LR-5 обладает максимальной скоростью около трех узлов. Но в то время, когда «юбка» уже соединит две лодки, скорость в идеальном варианте не должна превышать полтора узла. Россияне говорят, что скорость течения в том районе, где лежит «Курск», составляет 2,5 узла. Британскому экипажу во главе с 45-летним Томом Хероном придется приложить немало усилий, чтобы удержать LR-5 в нужном положении на протяжении всей операции.

Следующая проблема -- открыть люк заднего выхода. Обычно после стыковки спасатели подают сигнал тем, кто находится внутри субмарины. Они сами открывают люк и быстро переходят на борт к спасателям. Но все понимают, что такое вряд ли произойдет. Спасательной группе придется самой справляться с этим препятствием. Они тренировались на польских подлодках класса «Кило» и утверждают, что знакомы с подобной конструкцией люков.

Никто не может сказать, какое сейчас давление внутри «Курска», каков состав атмосферы. Вместе с иностранными спасателями в операции должны принимать участие три российских эксперта, включая врача, прошедшего специальную подготовку. У всей группы будет необходимое оборудование для подачи кислорода, равно как и индивидуальные кислородные аппараты для потерпевших. Полностью ситуация прояснится, только когда спасатели окажутся внутри «Курска».

Трудно сказать, сколько времени будет длиться вся операция. Это зависит от состояния выживших членов экипажа. За один раз LR-5 в состоянии принять на борт 16 человек. После каждых трех погружений ее аккумуляторам необходима восьмичасовая подзарядка. Даже, если допустить, что все 118 российских моряков живы, и все будет проходить гладко, понадобится более 40 часов, чтобы поднять их на поверхность. Британцы и норвежцы не хотят строить каких-либо прогнозов до операции. «Наше дело -- поднять наверх всех, кто еще жив, -- заявил один из членов интернациональной спасательной команды. -- И действовать нужно быстро, но без суеты».