Страна прощается с погибшими в Баренцевом море подводниками
Согласно указу президента Российской Федерации Владимира Путина в стране объявлен национальный траур. Официальные заявления о гибели всех 118 членов экипажа «Курска» были сделаны в понедельник во второй половине дня после того, как норвежские водолазы сумели проникнуть внутрь российской подлодки и установили, что она полностью затоплена водой. Однако выступления представителей армии и флота резко отличались по своему содержанию.
Министр обороны РФ Игорь Сергеев в очередной раз настаивал на том, что операция по спасению моряков проводилась четко, без промедления. И за иностранной помощью власти обратились вовремя! Короче говоря, министр действиями своих подчиненных доволен. Маршал Сергеев сделал несколько сенсационных заявлений. Во-первых, по его словам, 12 августа рядом с «Курском» находился еще один подводный объект, по размерам сравнимый с большой субмариной. Его присутствие якобы было зафиксировано российскими военными. Однако, когда к К-141 спустились первые спасатели, таинственный объект уже исчез. Из всего этого Игорь Сергеев делает вывод, что «Курск» таки столкнулся с иностранной подлодкой, скорее всего, британской. Во-вторых, министр утверждает, что с борта крейсера «Петр Великий» и еще одного корабля были зафиксированы аварийные буи, но вот поднять их россияне не смогли: помешал шторм. А затем они исчезли. Но их внешний вид (раскраска) не соответствовал тому, что используется кораблями ВМФ РФ. Вывод -- буи выбросило иностранное судно, а затем забрало их при своем спешном отходе. Далее Игорь Сергеев отметил, что российские приборы в отличие от норвежских и американских зарегистрировали в месте катастрофы не два взрыва, а три. В заключение своего выступления министр обороны сказал, что, конечно, окончательные выводы сделает правительственная комиссия. И хотя основная версия случившегося -- столкновение «Курска» с другим объектом, остальные атомные подлодки такого класса в плавание выходить временно не будут.
Совершенно иначе вел себя командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Его заявление было показано в прямом эфире РТР с борта крейсера «Петр Великий». Главком со слезами в голосе просил россиян простить. Простить своих сыновей и его, адмирала, не сумевшего обеспечить их возвращение домой.
Однако, судя по публикациям в российских газетах, общество не намерено прощать. Нет, никто не винит спасателей, по нескольку раз погружавшихся на дно, рискуя при этом жизнью. Они сделали все, что могли, и даже больше. А вот имевшееся в их распоряжении оборудование, к сожалению, не соответствует современным требованиям. Винят тех, кто так долго откладывал решение о принятии предложенной иностранными государствами помощи. Как сообщили норвежцы, их глубоководные водолазы могли прибыть на место катастрофы еще 13 августа! Они ожидали лишь официальной просьбы из Москвы.
Практически все СМИ отмечают, что трагедия в Баренцевом море открыла россиянам глаза на истинное положение вещей в военно-морском флоте России. Новый президент стремится возродить былой авторитет великой морской державы, но средств у государства для этого нет. Большинство российских подводников имеют оклады, не превышающие в пересчете 50 долларов! Да и эти деньги выплачивают нерегулярно. Более 70% военных кораблей нуждаются в срочном ремонте. Средств на это у командования флота нет. А ведь иногда речь идет о замене деталей стоимостью не более 400 долларов. Вот вам и великая морская держава! Вице-адмирал Николай Конорев считает: если ситуация с финансированием ВМФ не изменится, то к 2015 году Россия останется без кораблей.
Более 30 российских общественных организаций направили открытое письмо Владимиру Путину. Они требуют отстранить от занимаемых должностей всех правительственных и военных чиновников, несущих ответственность за случившуюся трагедию. Авторы письма уверены, что министерство обороны России не сделало все возможное для спасения экипажа «Курска». Во главу угла были поставлены политические амбиции, а не жизнь людей, что является грубейшим нарушением действующей конституции. Кроме того, и гражданские, и военные власти утаивали от общественности часть информации, что в подобных случаях также противоречит закону.
Пишут об этом и западные газеты. Британская «Тайм» считает, что президент Путин за эти 10 дней проявил себя не как глава государства, а как офицер КГБ. «Индепендент» полагает, что у Путина, возможно, были плохие советчики из числа военного командования. Они не смогли предоставить президенту объективную картину случившегося. «Дэйли телеграф» полагает, что новая российская власть нанесла себе таким поведением непоправимый удар. Попытка сохранить международный престиж заставила Москву забыть о нуждающихся в помощи моряках. Ими пожертвовали. Американские информационные агентства полагают, что Владимир Путин показал всему миру свое истинное лицо. Российский президент -- жестокий политик, не чувствующий настроения нации.
Вторят западным СМИ и российские газеты. По их мнению престиж государства отныне покоится на дне Баренцева моря. Многим в России не понятно поведение Путина. В его действиях напрочь отсутствовали как решительность, так и сострадание. Президент обязан был появиться в Североморске или Мурманске. Обязан был прервать свой отпуск. Обязан был встретиться с родственниками попавших в беду подводников. И это не было бы попыткой заработать себе дешевый авторитет. Так могут рассуждать только лицемеры. Борис Немцов считает, что президент не любит людей, не прочувствовал их трагедию, не понимает душу народа.
Теперь перед Россией стоит другая задача: нужно поднять на поверхность тела погибших и саму подлодку. Кстати, вчера «Комсомольская правда» сообщила, что по имеющимся у газеты данным, на борту «Курска» в момент катастрофы находились 130 человек. 12 не были включены в списки личного состава, так как являлись либо гражданскими лицами, либо офицерами, наблюдавшими за ходом учений. Норвегия уже высказала свое принципиальное согласие продолжать участие в операции, но при условии, что Россия сможет гарантировать норвежским водолазам безопасность. Речь идет о возможном возникновении утечки радиации. Кроме того, дальнейшие работы глубоководных водолазов и использование техники должно быть оплачено. Все эти вопросы требуют тщательного обсуждения и согласования.
Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак заявил, что российская сторона готова подписать с Норвегией соответствующий контракт. По предварительным подсчетам операция по извлечению тел погибших и поднятию «Курска» на поверхность обойдется в 100 миллионов долларов. Западные агентства уже высказали предположение, что Россия попросит для этих целей кредит.
P. S. Вчера британские и норвежские спасатели покинули место проведения операции и отправились домой. Норвежская команда заявила при этом, что готова вернуться после того, как будет полностью согласован план поднятия на поверхность тел погибших российских моряков. А пресс-служба российского президента сообщила, что Владимир Путин вылетает в ближайшее время в Североморск для встречи с родственниками погибших.