Современные методы лучевой диагностики дают возможность определить размеры опухоли и ее расположение с точностью до двух десятых миллиметра
Когда у человека выявляют новообразование, врачи обязательно рекомендуют пройти исследование и уточнить его природу. Какие методы диагностики и лечения сегодня используют онкологи? Как можно подтвердить, что пациент полностью избавился от злокачественной опухоли щитовидной железы? Правда ли, что радиоактивные изотопы помогают укрепить кости, пораженные метастазами? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответил заведующий кафедрой радиологии Национальной медакадемии последипломного образования имени П. Л. Шупика, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук профессор Дмитрий Мечев.
- Здравствуйте, Дмитрий Сергеевич! Звонит Татьяна из Киева. Недавно в газете прочитала: если у кого-то из родителей был рак, то у ребенка существует высокий риск заболеть. Скажите, пожалуйста, на какие признаки следует обратить внимание, чтобы не пропустить онкологическую болезнь?
— Нужно помнить, что на ранней стадии она никак себя не проявляет. Может быть какой-то дискомфорт, зависящий от того, где расположена опухоль, от ее размеров и не повредила ли она окружающие органы и структуры. Но некоторые общие признаки стоит отметить. Обычно человек сильно худеет, быстро утомляется, у него повышается температура, появляются неясные боли, изменения на коже. Важно обратить внимание, нет ли раздражающего кашля, хриплости голоса, уплотнений в груди и лимфоузлах, запоров или поноса, боли при мочеиспускании. Должны насторожить незаживающие язвочки и раны, необычные кровотечения, изменение очертаний, цвета и формы родинок. Не надо ждать, пока «само пройдет», или лечиться у знахарей — лучше обратиться к врачу и рассказать ему о своих подозрениях. Доктор назначит исследования, чтобы уточнить причину беспокойства. В нашей стране действуют стандарты диагностики, которые применяют во всем мире.
Нужно знать: рак — это недуг, с которым нужно бороться так же, как с любым другим. Очень важно не упустить время. Чем раньше врачи установят «нехороший» диагноз, тем больше шансов успеть с лечением, продлить жизнь, а при многих видах опухолей — полностью победить болезнь. К сожалению, люди часто игнорируют ранние проявления недуга, запускают его и поздно обращаются к специалистам. Это очень серьезная проблема.
— Какие методы исследования помогают онкологам уточнить диагноз?
— Начинают, как правило, с УЗИ и рентгена. Затем при необходимости применяют разные виды томографии: рентгеновскую (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ), которые дают «послойные» снимки участков тела. Это позволяет определить размеры опухоли и оценить, задел ли патологический процесс окружающие ткани. Нередко делают биопсию. Если в молочной, предстательной или щитовидной железе обнаружили подозрительные узлы, то под контролем УЗИ тонкой иглой берут образцы ткани и исследуют на раковые клетки. Применяют методы радиоиммунологии: взяв кровь у больного, в лаборатории с помощью специальных изотопов проводят анализ на опухолевые гормоны. А рак предстательной железы можно установить, выявив в крови простат-антиген.
- Нина Афанасьевна из Киева. Мой муж после онкологической операции периодически проверяется. Сейчас ему рекомендуют пройти исследование на специальном томографе (ПЭТ). Но такого аппарата в Киеве нет, нам придется ехать в Россию (Москву или Санкт- Петербург). Скажите, пожалуйста, для чего необходимо такое исследование?
— Аббревиатура ПЭТ расшифровывается как позитронно-эмиссионная томография. Точность этого современного метода исследования — две десятых миллиметра! А значит, можно зафиксировать метастазы на самой ранней стадии. Аппарат ПЭТ помогает доктору в течение одной процедуры точно выявить локализацию, отличить рак от доброкачественной опухоли, оценить активность злокачественного процесса, обнаружить метастазы в теле, особенно в костях. Благодаря ПЭТ можно зафиксировать патологические изменения на шесть-восемь месяцев раньше, чем при рентгеновском исследовании. Значит, лечение будет начато вовремя.
Перед проведением ПЭТ пациенту вводят специальные препараты, «меченные» изотопами, которые быстро распадаются (их называют ультракороткоживущими радионуклидами). Учитывая, что в опухолях обмен веществ идет интенсивнее, чем в других тканях, препараты попадут в них быстрее, и тогда они видны на экране. При ПЭТ-сканировании можно сделать снимок опухоли и увеличить его в тысячи раз. Такой метод исследования используют не только в онкологии, но и в диагностике заболеваний мозга, очагов эпилепсии, для оценки состояния сердечной мышцы и других органов. Сейчас в Украине таких исследований не проводят. Но мы надеемся, что первый в стране ПЭТ-центр скоро начнет работать: аппарат купили и для него построено здание на территории Киевской городской онкобольницы (осталось провести отделочные работы). Такую же установку планируют запустить в Донецке.
- Это «ФАКТЫ»? Нина, жительница Харькова. Последнее время появилось немало частных диагностических центров и клиник. Скажите, можно ли доверять их исследованиям и методам лечения?
— Право пациента — выбирать, где ему обследоваться и лечиться. Вы можете проверить, есть ли у частной клиники лицензия, какой опыт у врачей, расспросить их пациентов о лечении. Хочу отметить, что ни в одной стране мира государственная медицина не может полностью обеспечить населению помощь. Частные клиники, как и госучреждения, контролируются Минздравом. Врачи проходят аттестацию каждые пять лет. Плюс таких клиник в том, что они лучше оснащены современной аппаратурой, имеют больше средств на обновление.
- Олег Анатольевич из Северодонецка. У жены выявили фолликулярный рак щитовидной железы. После удаления щитовидки назначили лечение радиоактивным йодом. Как часто надо принимать такой курс?
— Это определяет лечащий врач. К сожалению, после аварии на Чернобыльской АЭС в Украине десятки тысяч человек заболели раком щитовидной железы. Каждый год фиксируют больше двух тысяч новых случаев. Но могу вас заверить: фолликулярный рак щитовидной железы можно полностью вылечить. Наши медики, как и во всем мире, действуют по стандартной схеме: удалив щитовидку с опухолью, проводят лечение радиоактивным йодом, чтобы убрать остатки пораженных тканей, а затем назначают гормон, который вырабатывает эта железа. В течение пяти лет пациент один раз в год должен пройти радиоизотопную диагностику. Во время контрольного осмотра проверяют область шеи, легкие, лимфоузлы, чтобы не пропустить рецидив. При необходимости назначают повторный курс радиоактивного йода. По поводу радиоизотопной диагностики и терапии пациенты могут проконсультироваться в столичной онкологической больнице (по четвергам). Адрес: Киев, ул. Верховинная, 69. Телефон 0 (44) 450-75-76.
— Сейчас жену беспокоит кашель, немного повышена температура. Может, это реакция на препарат йода?
— Вряд ли. Не забывайте, что в стране продолжается эпидемия ОРВИ и гриппа. Чтобы исключить заболевание легких, надо провести углубленное исследование, возможно, даже с помощью компьютерной томографии.
- Светлана, киевлянка. Моей родственнице назначили лечение радиоактивным йодом. Правда ли, что в таком случае человек становится источником излучения?
— Да. Поэтому лечение проходит в специальных палатах стационара, где строго соблюдаются нормы радиационной безопасности. В течение двух недель радиоактивный йод почти полностью распадается (уровень радиации контролируют с помощью дозиметра), и человек не представляет опасности для окружающих. Диагностику и лечение изотопами проводят в столичном Институте эндокринологии, в Национальном институте рака и в Киевской городской онкологической больнице. Есть такие клиники в Днепропетровске, Харькове, Одессе, Львове. Кстати, в радионуклидной терапии применяют не только йод. Если рак дал метастазы в кости, можно использовать радиоактивные фосфор и стронций. Это поможет уменьшить боль и укрепить костную ткань. Сегодня все чаще лучевую терапию комбинируют с радиоизотопной, дополняя медикаментами. Недавно в Украине начали применять бисфосфонаты — препараты, которые приостанавливают разрушение кости при метастазах.
- Светлана Викторовна из Конотопа. В одной из киевских клиник мне удалили щитовидку (была злокачественная опухоль). Через год выявили метастазы. В Днепропетровске я приняла курс йодного лечения. Прошло полгода. Нужно ли повторять такую терапию?
— Если контрольное обследование показало, что осталась ткань щитовидки или возникли метастазы, то надо снова применить радиоактивный йод. Диагностику, а при необходимости и лечение, вам нужно проводить каждые полгода.
— На 16 февраля назначен осмотр. За месяц до него мне рекомендовали на время прекратить прием гормона тироксина. Без этого лекарства я плохо себя чувствую, сердце ноет
— Потерпите немного: это нужно для того, чтобы врач получил объективные результаты исследования. После радиоизотопной диагностики вам снова назначат гормоны, и состояние улучшится.
— Скажите, пожалуйста, нужно ли во время лечения придерживаться каких-то диет, ограничений в еде?
— В этом нет необходимости: и больным, и здоровым людям не стоит отказывать себе в любимых блюдах, просто надо есть понемногу и часто.
- Алла Степановна из Киева. Три года назад мне удалили щитовидку. Операцию сделали хорошо, дважды лечилась йодом, чувствую себя нормально. В связи с эпидемией гриппа стараюсь поддерживать в доме чистоту: постоянно все чищу жидкостью с хлоркой. Иногда от ее запаха даже глаза жжет, голова болит Хочу спросить: не опасна ли хлорка при моем заболевании?
— От хлорки лучше откажитесь: ее избыток негативно влияет на организм, в частности, на щитовидную железу. Хлор и йод принадлежат к одной группе химических элементов — галогенов, и они способны друг друга замещать. В результате эффект лечения радиоактивным йодом может снизиться.
— Я принимаю гормон тироксин. Мне кажется, что препарат плохо влияет на сердце
— Тироксин компенсирует гормональный дефицит, который возник после удаления щитовидной железы. Правильно подобранная доза способствует нормальной работе сердца. Если вам кажется, что этого не происходит, проконсультируйтесь с лечащим врачом по поводу дозы тироксина.
- Прямая линия? Звонит Марина, киевлянка. У моего родственника диагностировали рак и сказали, что оперировать нельзя. Назначили лучевую терапию
— Это довольно эффективный метод. Если раньше в стране были только кобальтовые аппараты с гамма-излучением, то сейчас действуют больше десяти линейных ускорителей, которые лечат фотонами и электронами. Это намного безопаснее: концентрированный пучок энергии можно направлять прямо в опухоль, не повреждая здоровые ткани.
В прошлом году в одной из украинских клиник появился кибернож. Первая в Восточной Европе установка настолько мощная, что позволяет проводить операции. После того как место новообразования определяют с точностью до одной десятой миллиметра, на него с разных сторон направляют сотни лучевых пучков. Кибернож ампутирует сосуды, питающие опухоль: она уменьшается в размерах, усыхает и даже отторгается. Такую установку применяют в лечении злокачественных образований мозга, предстательной железы, легких и других органов. Кибернож позволяет в течение двух-четырех процедур уничтожить до десяти метастазов мозга.