Події

Для того чтобы выжить, жители городка, построенного на «золотой» рудной жиле, вынуждены ловить и продавать раков

0:00 — 29 серпня 2000 eye 1331

Кого сейчас удивишь безработицей? Но есть в стране населенный пункт, в котором количество безработных достигло рекордного показателя -- 78 процентов. Речь о городке Степногорске, расположенном в 25 километрах к югу от Запорожья.

Кому он нужен, этот марганец?

Нам есть чем гордиться: самые большие в мире разведанные запасы марганца находятся на территории Украины. В одном Большетокмакском месторождении, металлоносная жила которого тянется от Запорожья к Азовскому морю, почти полтора миллиарда тонн ценной руды. Что такое марганец для промышленности? В каждой тонне выплавленной стали есть 8--9 килограммов чистого марганца. Значительная часть марганца содержится в большинстве алюминиевых сплавов.

В Советском Союзе потребности многих металлургических предприятий покрывались за счет горно-обогатительных комбинатов Марганца и Орджоникидзе (Днепропетровская область). Для возмещения их убывающих мощностей была начата разработка Большетокмакского месторождения. Таврический ГОК возвели прямо в степи. Первая вагонетка руды вышла из шахты, в соответствии с тогдашними идеологическим традициями, в день открытия XXVI съезда КПСС -- 23 февраля 1981 года. Первый пусковой комплекс мощностью 300 тысяч тонн сырой руды в год вступил в строй в 1987-м. Однако в дальнейшем, за все восемь лет эксплуатации трех стволов шахты эта мощность так и не была достигнута. Максимальная добыча руды -- почти 102 тысячи тонн -- пришлась на 1989 год, а в 1994-м на гора выдали всего 20 тысяч тонн.

В марте 1995 года Минпромполитики издал приказ о консервации нерентабельной шахты и подготовке к ликвидации всего горно-обогатительного комбината. 23 километра горных выработок затопили, для демонтажа подземного оборудования и охраны наземных строений создали госпредприятие «Стептехсервис». В мае 1999 года Таврический ГОК вычеркнули из государственного реестра промышленных предприятий. Основная причина -- рухнувшие с распадом СССР объемы металлургического производства. Потребности Украины в марганцевой руде теперь с лихвой обеспечивали ГОКи Днепропетровщины. Как утверждают специалисты, часть своих мощностей комбинаты даже законсервировали.

Город, где нет ни воды, ни света

Для таврических горняков рядом с селом Сухоивановка в свое время выстроили симпатичный городок Степногорск. Работавшие на ГОКе специалисты получали благоустроенные квартиры в течение года-двух. Школьники двух средних школ учились в две смены, в детские сады была очередь. Средний возраст жителей Степногорска составлял 28 лет. С закрытием шахты более 1200 трудившихся на ней человек оказались в одночасье выброшенными на улицу, а процветавший ранее городок, вся инфраструктура которого была привязана к ГОКу, стал хиреть на глазах.

-- В поселке, где было более 8000 тысяч жителей, сейчас 5800, -- рассказывает председатель Степногорского поссовета Николай Тельчаров. -- Из 3800 человек трудоспособного населения 78 процентов не имеют работы. Некоторые устроились в Запорожье, в райцентре Васильевка, но большинство перебивается подработками: продают фрукты, ловят рыбу и раков. Денег у людей нет. Лифты в домах отключили лет пять назад, с октября ожидаем отключения света за неуплату. Задолженность квартиросъемщиков за услуги -- до двух тысяч гривен. Гибнет жилищно-коммунальное хозяйство поселка. Система хранения газа, (он у нас привозной) полуразвалена. Несколько лет назад нашли деньги для перевода котельной на жидкое топливо. Но закупить на зиму само топливо пока не на что. Кстати, зимой в наших квартирах не более 10--15 градусов. Критическая ситуация сложилась с водой. Когда-то ГОК и поселок обслуживали восемь артезианских скважин, сейчас из них осталась одна. Перекачка воды требует энергозатрат. Горячей воды нет уже много лет, питьевую иногда приходится возить из Васильевки. При малейшей возможности люди уезжают из Степногорска. Средний возраст нынешних жителей за 40 лет. Единственная школа давно работает в одну смену, из двух детсадов остался один.

Чтобы трудоустроить людей, районные и областные власти пытаются организовать в Степногорске разные производства, но до сих пор ни одна идея не увенчалась успехом. Сейчас, например, турецкие бизнесмены обещают в бывших корпусах ГОКа разместить небольшой завод по изготовлению маргарина.

-- К нам приезжали многие, да толку нет никакого, -- сетует Николай Тельчаров. -- Согласны работать хоть с марсианами, лишь бы предложили нам инвестиции.

О проблемах Степногорска знает и Президент Украины. Несколько лет назад Леонид Кучма посетил многострадальный поселок, говорил с жителями, обещал помощь. Председатель Васильевской районной администрации Николай Еременко говорит, что Президент сдержал слово, распорядившись выделить на развитие Степногорска 8,5 миллиона гривен. Деньги, утверждает Еременко, ушли из Киева, но до адресата не дошли, а где-то осели.

Инвесторы есть. Не ошибиться бы с выбором

За короткое время Степногорск получил несколько заявок от фирм, желающих возобновить добычу руды. Боясь спугнуть птицу удачи, местные власти хотят вместе с тем выбрать инвестора наиболее перспективного.

-- Мы хотим знать, с какими планами приходит инвестор, -- говорит директор предприятия «Стептехсервис» Владимир Пацаль. -- Так как заинтересованы не только в возрождении шахты, но и в развитии социальной сферы поселка. Поступившие заявки неравноценны. В некоторых общие слова и несколько предложений. К таким относимся с большой долей сомнения. Есть предложения дилетантские. Одна фирма, даже не проведя расчетов, пообещала через два месяца после откачки воды из шахты начать выдавать руду. Наиболее грамотный и убедительный пакет документов предоставил пока только Запорожский ферросплавный завод. Его специалисты представили конкретные графики реконсервации шахты. Решать, кому доверить разработку недр, будет, конечно, Киев, но такой профессиональный подход не может не вызвать уважения.

Точка зрения руководителя районной власти Николая Еременко не менее прагматична: «Проблемы поселка мне очень близки. В первую очередь поддержу инвестора, который вложит деньги сначала в развитие Степногорска, а лишь потом в шахту. Я задаю себе вопрос, захочет ли ферросплавный завод заниматься социальными вопросами? Да и на строительство горно-обогатительной фабрики, которая неизбежно понадобится, денег у предприятия нет. Кроме того, запорожцы хотят добывать руду гидрометаллургическим способом, когда под землю закачивается кислота. Но ведь район питается подземной водой. Поэтому на это мы никогда не пойдем».

Нельзя не подписаться под такими словами. Опасения Еременко справедливы. Но лишь в том случае, если они верны.

Степногорск потеряет статус города безработных?

Все услышанное от руководителя Васильевского района, на чьей территории находится Степногорск, я изложил председателю правления ОАО «Запорожский завод ферросплавов» Виталию Белану.

-- Если мы возьмемся за Степногорск, то обязательно будем развивать социальную сферу, -- сказал Виталий Данилович. -- Люди, работающие на комбинате, должны иметь возможности для отдыха, учебы, воспитания детей. Как же иначе? Деньги на возрождение ГОКа, строительство обогатительной фабрики, развитие поселка у нас есть. В июне этого года образован консорциум «Металлургия», в состав которого, кроме ферросплавного, вошли заводы «Днепроспецсталь», Сумской машиностроительный имени Фрунзе, банк «Зевс» и «Полтаваоблэнерго».

-- А что вас привлекает в Таврическом ГОКе?

-- Запорожский ферросплавный всегда работал стабильно. По сравнению с 1998 годом мы увеличили производство марганцевых сплавов в два раза. Мы дружно работаем с Орджоникидзе и Марганцем, но нужно смотреть вперед, развивать свою сырьевую базу. Сегодня на мировом рынке большой спрос на ферросплавы. Наша продукция идет в Казахстан, Турцию, Польшу, Румынию, Болгарию, Канаду и другие страны. Уже сейчас сырья не хватает, у нас простаивают две печи. Часть руды закупаем в Австралии по 870 гривен за тонну. Руда, которую будем добывать в Степногорске, обойдется вдвое дешевле. Выгодно?

-- А во что обойдется восстановление ГОКа?

-- Пока трудно сказать. Нужно откачать воду из шахты, посмотреть, в каком она состоянии. Потом можно называть какие-то суммы. Думаю, в поселок и развитие базы придется вложить, не сразу, конечно, 20--50 миллионов долларов. У нас есть эти деньги. Прибыль предприятий нашей промышленно-финансовой группы в прошлом году составила 87 миллионов, в первом полугодии этого года -- 39.

-- Что, все-таки, скажете, о безопасности предложенного вами способа добычи руды?

-- Сейчас наш пакет документов находится на согласовании в Киеве. Свое заключение дадут специалисты Минэкономики, Мингеологии. В случае утверждения, проект будет разрабатываться харьковским институтом «Укргипроруда». Это наш регион, кому, как не запорожцам, вновь начать добычу марганцевого сырья? Надеюсь, консорциум «Металлургия» получит от Комитета по геологии лицензию на разработку недр. Тогда и составим конкретный план развития Степногорска по всем направлениям. Хочется, чтоб он навсегда потерял статус города безработных.