Події

«если бы в тот день саша выпрыгнул из самолета, а дети погибли бы, он бы себе этого не простил», -- уверена жена геройски погибшего год назад луганского летчика александра алпатова

0:00 — 29 серпня 2000 eye 1020

Год назад, 29 августа 1999 года, в момент проведения праздничного авиашоу, посвященного Дню шахтера, в пригороде Луганска, в поселке Юбилейный, над стадионом «Шахтер» потерпел катастрофу спортивный самолет Як-55. За штурвалом самолета в тот роковой день находился мастер спорта Александр Алпатов, для которого этот вылет стал последним. Спасая жизнь детей, он принес себя в жертву. Луганский летчик посмертно стал лауреатом акции «Герой нашего времени», которую проводит редакция «ФАКТОВ». На могиле Александра Алпатова на собранные коллективом нашей газеты деньги установили монумент.

Спасая детей, летчик подписал себе смертный приговор

В конце августа прошлого года показательные выступления спортсменов Луганского авиаклуба начали парашютисты. После них фигуры пилотажа показывала женщина-пилот. Завершал программу летчик Александр Алпатов. Наблюдая за его полетом, собравшиеся вдруг заметили, как самолет стал быстро уходить в сторону дороги. Зрители вначале не поняли, что случилось. Многие подумали, что так задумано по сценарию: самолет должен снизиться, сделать еще одну фигуру пилотажа, а затем возле земли выровняться и взмыть вверх. Но этого не произошло. Машина сорвалась в штопор и резко пошла вниз. Все происходило в считанные секунды. У Александра даже не было времени сообщить по рации о том, что у него случилось. Диктор, который до этого объявлял названия всех фигур пилотажа, вдруг замолчал. Когда машина была еще в воздухе, первой почувствовала что-то неладное супруга Александра Оксана, которая вместе с сыном наблюдала за выступлением мужа. Когда самолет начал резко падать, она громко закричала и бросилась к нему. И лишь после того, как раздался грохот, зрители на стадионе поняли, что произошла авария. Люди, оставив свои места, побежали к месту падения.

Как потом скажут специалисты, у Александра Алпатова уже не было возможности выпрыгнуть из падающей машины, которая вошла в штопор, да и высоты для прыжка оказалось недостаточно. Поэтому в тот момент ему, прежде всего, необходимо было вывернуть машину и увести ее подальше от людей, находящихся на стадионе. Ближайшей площадкой для посадки мог стать небольшой детский стадион -- если бы не играющие там дети, Александру удалось бы спастись и даже сохранить машину. И судя по маневрам, которые он выполнял перед падением, именно это он и собирался сделать. Но, увидев детей, он попытался несколько раз приподнять машину вверх. Спасая их, летчик подписал себе смертный приговор. Ведь после этих маневров машина ему уже не подчинялась. Ничего не оставалось, как спикировать самолет в землю: дальше лететь было тоже нельзя, так как в нескольких метрах находились высоковольтная линия электропередач и дома частного сектора.

-- Если бы в тот день Саша выпрыгнул из самолета, а дети погибли, он бы себе этого никогда не простил, -- говорит жена Александра Оксана.

Инженеру авиаклуба инкриминировали халатность

-- В августе прошлого года нас преследовали неудачи, -- рассказывает капитан национальной сборной по авиаспорту Сергей Пролагаев. -- 15 августа, за две недели до Сашиной гибели, в Дрогобыче, где проходила подготовка к чемпионату Европы, у нас упал самолет. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Чуть позже разбилась еще одна машина. И вот через девять дней после этих аварий мы потеряли Саню.

Александр очень дорожил своей машиной. В конце 80-х, когда начали выпускать Як-55, в Украину пришло всего несколько таких самолетов. А после распада СССР осталась лишь маленькая партия. Срок эксплуатации этих машин закончился, однако моторесурс их еще не был выработан. Тогда луганские авиаторы для проведения экспертизы самолетов обратились в Москву в КБ Яковлева. После этого срок эксплуатации продлили еще на некоторое время.

-- Перед вылетом Саша сказал, что этот полет будет у него последним -- и в этом году, и именно на этом самолете, -- вспоминает Оксана. -- Из-за очень большой нагрузки эти машины очень сильно изнашиваются. Однако благодаря Саниному другу детства, авиатехнику Игорю Бабенко наши самолеты еще держались. В 1998 году машину обновили, продлили ресурс, заплатили не одну тысячу долларов, чтобы она еще хоть немного полетала. Но этот год все равно должен был стать для самолета последним.

-- Из-за чего произошла авария, сказать очень сложно, -- считает Сергей Пролагаев, -- потому что абсолютно все при ударе сгорело. Можно предположить обрыв трубопровода. Любая техника имеет свойство иногда отказывать. Так произошло и тогда -- отказал двигатель. Ведомственная комиссия и прокуратура почти год вели расследование этого трагического случая и сделали свои заключения. А я как человек, летавший с Сашей в одной команде 13 лет, могу с уверенностью сказать, что те секунды, которые судьба отвела ему для принятия решения, он использовал исключительно грамотно -- он увел самолет, быстро теряющий высоту, от детей. И сделал это сознательно, понимая, что в этом случае он не оставляет шансов себе.

По факту случившегося возбудили уголовное дело. Судебное разбирательство закончилось практически через год после аварии -- в начале августа 2000 года. Виновным в гибели Алпатова был признан инженер авиаклуба. После случившейся трагедии этот человек перенес несколько инфарктов. Ему инкриминировали халатность, правда, срок он получил условно. Зато последствия этого приговора были далеко не условными -- через несколько дней после заседания суда его сердце не выдержало, и он скончался. Хотя, по мнению самих летчиков, его прямой вины в случившемся не было.

-- Предположения о том, что двигатель заклинило, так и не подтвердились, -- говорит начальник штаба Луганского авиаспортивного клуба Виктор Красновский. -- Да и причину, по которой отказал мотор, тоже невозможно определить. По инструкции перед вынужденной посадкой летчик сам должен выключить двигатель, чтобы при ударе о землю не возникло пожара. Поэтому истинная причина остановки мотора осталась для нас тайной. Кстати, незадолго до трагедии на этой машине мы выступали на чемпионате Украины, и там ее досконально обследовали.

Авиаклуб существует за счет средств, полученных от продажи… самолетов

-- В наше нелегкое время немногие могут похвастаться той степенью внутренней свободы, которой обладал Саша, -- вспоминает Сергей Пролагаев. -- Таким уж видом спорта он занимался -- высшим пилотажем на спортивных самолетах. В течение четырнадцати лет Александр защищал честь Луганской области на чемпионатах Украины. Этот спорт воспитывает в человеке внутреннюю дисциплину. Любые трудности в жизни Саша воспринимал с улыбкой. Вот таким он запомнился всем нам. Его гибель заставила нас лишний раз задуматься о судьбе самолетного спорта в Украине и о нашем месте в этом виде спорта.

В 1963 году по всей стране была создана целая сеть авиацентров. Для призывников это было удачной возможностью остаться служить недалеко от дома, обучаясь здесь летному делу, а в конце службы даже получить младшее офицерское звание. Последний выпуск летчиков состоялся в 1993 году. В наследство от авиацентра клубу достались 60 самолетов Л-22, которые находились в ведомстве ДОСААФ. Вскоре было получено официальное разрешение продавать эти машины, включая и большое количество автотранспорта и наземной техники. От продажи этого и живет сейчас авиаклуб. Закончатся эти запасы, и тогда завершит свое существование авиаспорт в Луганске.

-- Ни от городских, ни от областных властей мы помощи не получаем, как, собственно, и от местных бизнесменов, -- говорит Виктор Красновский. -- Выживаем за счет аренды своих помещений.

-- Супруга Александра Оксана в свое время тоже летала у нас, -- рассказывает штурман авиаспортклуба Александр Никитенко. -- Они и познакомились на аэродроме. Кстати, тогда Оксане не помешали заниматься спортом ни замужество, ни рождение ребенка. А вот банальная трудность с топливом для самолетов заставила ее отказаться от полетов. Положение клуба становилось все более тяжелым, и возможность полетать предоставлялась только тем, кто участвовал в чемпионатах. А вообще их семья считалась уникальной. Ведь обычно подобным видом спорта в семье занимается лишь один человек. Это была прекрасная семья. К сожалению, была.

-- Поначалу сын летчика Саша сильно переживал гибель отца, замкнулся в себе, -- вспоминает Сергей Пролагаев. -- Но постепенно отошел, хотя чувствуется, что мальчишке не хватает отца. Саша часто вспоминает, как отец брал его с собой на аэродром. «Ты, Санька, летчик номер один на аэродроме», -- говорил ему отец. И сын действительно старается стать парнем «номер один». А вот Оксане скорее нужна моральная поддержка. На Западе в таких случаях прибегают к помощи психоаналитиков и психотерапевтов. У нас же такой службы нет. Поэтому друзья помогают ей всем чем могут. Вот и сейчас вместе с членами авиаклуба Оксана и Саша поехали на море.