Події

Около месяца шестнадцатилетняя девушка числилась в розыске, как пропавшая без вести

0:00 — 5 грудня 2000 eye 375

А в это время один из убийц устраивал для мальчишек экскурсии к ее телу, брошенному в муравейник

… Утром Ольга Константиновна перерыла дома все ящики, заглядывала под стол, искала в ванной комнате -- все безрезультатно, ее обручального кольца нигде не было. И тогда она вспомнила, что к дочке-старшекласснице накануне приходили друзья, Олег и Леня. Но заподозрить их в краже поначалу не решалась -- знала ведь ребят не первый год…

«Ты бы пригляделась к дочкиным дружкам»

Однажды Ольга Константиновна вскользь обмолвилась о пропаже в разговоре с соседкой, и та ей посоветовала: «Ты бы пригляделась к дочкиным дружкам. Тут недавно кто-то залез через форточку в квартиру Андреевых. Деньги украли, вещи. Говорят, в тот же день видели, как возле дома Олег с Лешкой крутились».

Мать решила серьезно поговорить с дочерью. «Я не буду пока заявлять в милицию, а ты намекни ребятам, чтобы они сами вернули кольцою. «Мама, как ты можешь?!» -- обиделась Света, но все же сообщила Олегу об этом разговоре. Она думала, что приятель посмееться над подозрениями матери, но тот нахмурился, а после непродолжительной паузы все же ответил: «Да не брал я ничего из вашего дома. За кого вы меня принимаете?». И тут же ушел.

Спустя время Ольга Константиновна поинтересовалась, говорила ли Света с ребятами о кольце. Девушка, краснея, поделилась с матерью своими сомнениями. Она считала, что невиновный человек в подобной ситуации ведет себя иначе. «Ну что ж, -- вздохнула мать, -- видимо, без милиции не обойтись. Но я все-таки не хотела бы скандала. Попробуй поговорить еще раз».

Света решила своим друзьям ничего не говорить. Со временем пропажа кольца забудется, а портить отношения с ребятами ей не хотелось. Ведь дружила с ними с раннего детства, все праздники отмечали вместе.

… После разговора со Светой Олег долго не мог успокоиться. Он перестал приходить к ней в гости, а встречая на улице, всякий раз спрашивал: «Ну как там твоя мама? Все еще думает, что это мы с Леней украли кольцо?»

Несколько месяцев назад Олег с приятелями впервые забрался в чужую квартиру. Преступники не были изобличены и, почувствовав безнаказанность, совершили еще ряд краж. Они с Леней настолько вошли во вкус, что стали воровать вещи и деньги даже у своих знакомых. Зайдя в гости к Свете, они не удержались, и когда девушка вышла в другую комнату, взяли обручальное кольцо. В тот же день Олег продал его на базаре за 60 гривен.

«Я думаю, что со Светкой надо кончать»

«Нам нужно срочно что-то делать, -- сказал Олег Лешке. -- Светка знает, что это мы украли кольцо у ее матери, и теперь та собирается звонить в милицию». «И что ты предлагаешь?» «Думаю, что со Светкой надо кончать», -- сказал, как отрезал, Олег. «В каком смысле?» -- не понял Леня. «В прямом». «Ты что, совсем с ума сошел? -- возмутился друг. -- Из-за какого-то кольца?»

К этому разговору приятели вернулись через несколько дней. Олег долго искал повод, чтобы убедить Лешку. Трудно объяснить, почему убийство шестнадцатилетней девушки, к которой он очень хорошо относился, стало для него «идеей фикс». Ведь, по-сути, опасность разоблачения исходила не от подружки, а от ее матери.

И вот выход, как он считал, был найден. Однажды, бесцельно прогуливаясь во дворе, он увидел, как к Светиному подъезду подъехал «Мерседес», из которого вышли четверо крепких бритоголовых парней. Он и раньше видел этих «братков» в своем районе, но сейчас их появление было как нельзя кстати.

«Все, нам хана, -- сообщил Олег своему приятелю. -- Светка сказала, что если мы не отдадим кольцо, то ее мать не пойдет в милицию, а обратится к бритоголовым. Я сам вчера видел, как они приезжали к ней на «Мерседесе». Теперь уже не на шутку испугался Лешка. Немного позже Олег показал ему бритоголовых возле дома, в котором жила Света, и теперь Лешка уже был готов на все.

Хладнокровность с которой парни готовились к убийству своей подружки, поразила даже следователей, занимавшихся этим делом. Традиционного пикника на природе, на который они обычно собирались всей компанией в конце лета, приятели ждали с нетерпеньем и… тщательно подбирали ножи. Они испытывали холодное оружие на деревьях и смотрели, не сломается ли ручка после удара.

«Вдвоем нам было страшновато убивать Свету, -- рассказывал позже на допросе Леня. -- Мы хотели, чтобы с нами на пикник пошел еще кто-нибудь. Выбор пал на Сережку. Он был тоже из нашей компании, правда, на год младше нас».

Сергею решили заранее ничего не говорить. Приятели считали, что потом, в разгар пикника, они просто поставят его перед фактом, и парню некуда будет деться. Но вышло совсем не так, как они предполагали…

Пикник решили провести на безлюдной территории парка отдыха. Света сказала матери, что вернется домой до наступления темноты. Ольга Константиновна никогда раньше не возражала против таких мероприятий, но в этот раз отпускала дочь с тяжелым сердцем -- dедь история с кольцом еще не была завершена. Решила, что после пикника серьезно поговорит со Светой.

По дороге в парк трое приятелей и девушка оживленно переговаривались и шутили. О том, что Олег с Лешкой замышляют нечто ужасное, не догадывался даже Сергей. В самый разгар веселья Олег отозвал Сергея в сторону и сообщил: «Мы хотим убить Светку. Она хочет навести на нас бритоголовых. Поможешь?» «Вы что, шутите?» -- удивился парень. «Какие уж тут шутки. Сам понимаешь, с этими людьми шутки плохи». «Нет, ребята, я в этом не участвую», -- сказал Сергей и, не попрощавшись, ушел из парка. Не исключено, что он смог бы еще что-то изменить. Но испугался и смалодушничал.

«Втроем мы выпили пол-литра самогона»

Придя домой, Сергей никому ничего не сказал и сразу же заперся в своей комнате. О том, что его приятели все-таки довели задуманное до конца, он узнал наутро.

Ольга Константиновна всю ночь не сомкнула глаз. Она прислушивалась к каждому шороху на улице, а дочери все не было. В шесть утра мать пришла к Лешке.

«Как, разве она не пришла домой? -- пряча за спину перебинтованную руку, «удивился» парень. -- Света ушла домой рано. Мы немного поссорились, и она ушла». «А что у тебя с рукой?» -- спросила Ольга Константиновна. «Да это я ветки резал для костра, поранился».

Олега Ольга Константиновна дома не застала. Уже позже она узнала, что тем же утром он подрался с каким-то мужчиной, а потом зарезал его ножом.

Целый месяц о Свете не было никаких известий. А в это время, чувствуя себя едва ли не героем после совершенного убийства, Леня совсем осмелел. Его прямо распирало от гордости, что он смог убить человека. И, похоже, ему очень хотелось с кем-то поделиться этим. Не придумав ничего лучшего, он организовал… экскурсии к трупу Светы для местных мальчишек. Леня несколько раз собирал пацанов, по двое, по трое, и вел их в парк. Там он рассказывал малолеткам по большому секрету, что, гуляя здесь, нашел труп женщины. Тело лежало на муравейнике, и его невозможно было опознать. Как ни странно, дети охотно шли смотреть на труп, и ни один из них никому не проболтался об увиденном.

Подробности трагедии стали известны, когда тело Светы обнаружил случайный прохожий. Тогда-то вспомнились и пикник, и перевязанная рука Лени.

«Когда Сергей ушел, Света спросила: «Куда он?» Я ответил, что у него дома какие-то дела. Света тоже вспомнила, что обещала матери прийти домой пораньше, но мы уговорили ее остаться. Втроем мы выпили поллитровую бутылку самогона, и нам уже было не страшно убивать. Когда стемнело, мы собрались идти домой. По дороге я немного отстал, а Олег кашлянул. Это был условный сигнал. Я тоже отстал и передал нож Олегу. Он ударил Свету первым». (Из протокола допроса Лени).

Эксперты насчитали на теле девушки 35 ножевых ранений.

«Я еще такой молодой. Не наказывайте меня так строго»

В ходе следствия убийцы охотно во всем признавались, надеясь, что в итоге суд снизит им наказание. Но, учитывая всю тяжесть содеянного, Олега приговорили к высшей мере наказания, а Леню -- к десяти годам лишения свободы. И осужденные тут же принялись писать просьбы о помиловании во все инстанции.

«Я еще такой молодой, -- писал в прошении о помиловании Президенту Олег. -- У меня впереди еще вся жизнь. Я все осознал и мог бы начать всю жизнь сначала». Его прошение было отклонено. Верховный суд Украины подтвердил справедливость приговора в отношении Олега. Правда, смертная казнь была заменена ему на пожизненное заключение. А Леониду Верховный суд счел возможным смягчить приговор -- срок заключения ему уменьшили на один год.