Ну и, понятное дело, бинты, шприцы и лекарства
Руководство республиканского тубдиспансера Крыма обратилось в ялтинский санаторий Минздрава Украины «Долоссы» с просьбой принять на лечение больных туберкулезом, страдающих также сахарным диабетом. Полученный ответ заслуживает того, чтобы процитировать его полностью: «В настоящее время бюджетные финансовые поступления Министерства здравоохранения Украины не в состоянии покрыть платежный дефицит санаторной деятельности Переход санатория на новые условия рыночной экономики трудный и сложный. Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство санатория обращается к Вам с просьбой, чтобы будущие отдыхающие санатория «Долоссы» привезли с собой набор предметов согласно перечню: краска масляная светлого тона или олифа, мыло, порошок, перчатки, гвозди, шурупы, замки, электролампочки, комплект постельных принадлежностей, вата, бинт, шприцы, противотуберкулезные препараты согласно переносимости и группы учета. Любая помощь отдыхающих будет принята с благодарностью и использована для улучшения условий пребывания их в санатории».
-- Получив такую бумагу, мы поначалу подумали, что это шутка, -- говорит главный фтизиатр Крыма Александр Колесник. -- На таких условиях мы, конечно, отправлять своих больных в «Долоссы» не будем. 90% больных -- это малоимущие. У них зачастую нет денег даже для того, чтобы добраться до ближайшей больницы. О каких лампочках и шурупах может идти речь?
В Крыму в первом полугодии текущего года количество заболевших составило 51,1 на 100 тысяч населения, тогда как в целом по Украине в прошлом году -- 54,3. В России, для сравнения, этот показатель -- 85,2, там туберкулез признали национальным бедствием и называют его «суперинфекцией». Но и в Крыму заболеваемость растет как на дрожжах, и причины всем известны: бедность, вредные условия труда, низкий культурный уровень, миграция, несбалансированное питание. Сегодня никто не отрицает тот факт, что основным поставщиком «суперинфекции» является тюремный туберкулез.
-- По словам главного фтизиатра Украины, академика Юрия Фещенко, это заболевание «представляет угрозу национальной безопасности и генофонду Украины».
-- Ведущие специалисты Института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф. Г. Яновского АМН Украины считают, что эпидемию туберкулеза можно остановить только общими усилиями противотуберкулезной и санитарно-эпидемиологической служб, если будут выделены достаточные средства. Кроме того, необходимо улучшить уровень жизни населения. Приведу такой пример. Раньше в Ялте в течение многих лет заболеваемость туберкулезом была одной из самых высоких в Крыму. Городские власти нашли средства (к примеру, в первом полугодии нынешнего года на нужды фтизиатрии было выделено 129 тысяч гривен) -- больных в Ялте стали лучше кормить, появилась возможность провести своевременную диагностику. В результате заболеваемость снизилась почти на треть. Мы даже хотим присвоить мэру Ялты звание почетного фтизиатра Крыма. Зато в Симферополе республиканскую программу по борьбе с туберкулезом «завалили» -- там уровень заболеваемости за полгода вырос почти в два раза.
-- В числе причин, обостряющих проблему туберкулеза, вы упомянули низкий культурный уровень. При чем здесь культура?
-- Люди должны понимать, с какой болезнью имеют дело и как с ней нужно бороться. К примеру, в одном из крымских сел живет семья, в которой шестеро детей. Их 62-летний дедушка вернулся из тюрьмы больной туберкулезом. Родные никаких мер профилактики не предприняли. В результате мать уже умерла. То, что у женщины был туберкулез, определили только после ее смерти. Мы обследовали детей и у двоих выявили тот же недуг. Положили детей в республиканский тубдиспансер, лечили полгода. 12-летняя девочка только у нас научилась читать и писать.
А в другой семье родители, узнав, что у двенадцатилетней дочери туберкулез шейного отдела позвоночника, приложили все силы, чтобы спасти ее. Случай был крайне тяжелый: в результате воспалительного процесса два позвонка фактически «расплавились», ребенок мог стать инвалидом. Девочке сделали сложнейшую пластическую операцию. Она несколько лет ходила в корсете и сейчас практически здорова.
-- По вашему мнению, что нужно сделать в первую очередь?
-- Очень важно, чтобы как можно больше людей прошли флюорографический осмотр, ведь лечить запущенный туберкулез намного сложнее. Необходимо обследовать сельское население. Есть же передвижные флюорографические лаборатории. Стационары не в состоянии принять всех больных, поэтому их зачастую госпитализируют лишь спустя месяц-полтора с момента выявления болезни. Это упущенное время. А попав в стационар, пациент должен получать качественное питание и медикаменты в достаточном количестве.