Наука та технології

«Страна завалена снегом, и у людей складывается впечатление, что, когда он растает, начнется ужасный потоп. На самом деле предсказывать, каким будет половодье, пока рано», —

0:00 — 9 лютого 2010 eye 484

рассказала «ФАКТАМ» одна из ведущих украинских гидрометеорологов Ольга Лукьянец

Минули два месяца зимы, и почти все это время лежит снег. Его очень много, подобного не было уже несколько лет. Поэтому неудивительно, что в народе заговорили: весной нас ожидает катастрофическое наводнение. Насколько оправданы такие прогнозы? С этим вопросом «ФАКТЫ» обратились к ученым, по методике которых Украинский гидрометеорологический центр составляет прогнозы паводков — старшим научным сотрудникам Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института Ольге Лукьянец и Михаилу Соседко.

«Масштабы паводка будут зависеть от того, какая погода выдастся в феврале и марте»

 — Насмотревшись в теленовостях сюжетов о якобы грядущем катаклизме, даже мы, гидрометеорологи, немного заволновались, хотя твердо знаем: сказать что-либо определенное о паводке пока невозможно, — говорит старший научный сотрудник Украинского гидрометеорологического института, доцент Национального университета имени Тараса Шевченко Ольга Лукьянец.  — Ведь неизвестно, какой выдастся погода в феврале-марте: какой будет температура, сколько осадков выпадет (они могут существенно повлиять на масштабы половодья), а также как быстро растает накопившийся к весне снег. Единственное, о чем можно говорить определенно, — паводок обязательно будет. В наших широтах это нормальное природное явление. Однако на сегодняшний день запасов воды в снеге примерно вдвое меньше среднестатистического значения.

 — Но ведь все завалено снегом!

 — Да, и у обывателей складывается впечатление, что, когда он растает, начнется ужасный потоп. Люди среднего и старших поколений вспоминают масштабнейшее наводнение весной 1970-го, когда было затоплено, например, село Вигуровщина, на месте которого построен один из крупнейших жилмассивов Киева Троещина. Тогда по Днепру плыли сараи, снесенные в селах большой водой.

Пока же говорить о чем-либо подобном не приходится, потому что воды в снеге относительно немного. Если его растопить, получится слой талых вод толщиной 20-30 миллиметров. Тогда как в отдельные годы к весне накапливалось 70, а то и все 100 миллиметров. Но даже запасы в 100 миллиметров далеко не всегда приводят к высокому паводку.

Наглядный пример — первая после чернобыльской катастрофы зима. Она выдалась очень холодной — неделями кряду температура к утру опускалась до минус 20, а снега навалило по пояс. Все боялись сильного наводнения, которое могло принести с водами речки Припять, протекающей по чернобыльской зоне отчуждения, новые порции радиации. Люди заранее покупали билеты на поезда, чтобы весной уехать из Киева. Однако большого половодья не случилось. Дело в том, что львиная часть снега попросту испарилась, ушла в грунт. Происходило следующее: днем теплело, и снег понемногу таял, а ночью освободившаяся из него влага испарялась, потому что подмораживало. Такая погода стояла долго, вот снег и исчез постепенно.

 — И все-таки, существует ли в этом году угроза высокого паводка?

 — Исключать ее, конечно же, нельзя. Предположим, в феврале-марте выпадет очень большое количество снега, затем резко потеплеет, к тому же оттепель будет сопровождаться сильными дождями, тогда следует ожидать серьезных неприятностей.

«Ныне запасы воды в снеге невелики»

 — Я 15 лет входил в противопаводковую комиссию Волынской области, — вступает в разговор старейший из ныне работающих в Украине метеорологов старший научный сотрудник 85-летний Михаил Соседко.  — Наше главное правило: готовиться к худшему, причем не дожидаясь указаний из столицы. Нужно заблаговременно заняться обследованием дамб, их укреплением, быть готовыми оказать помощь населению сел, городских районов, которые может подтопить. Следует иметь определенный запас взрывчатки на случай, если придется подрывать лед на реках, мешков, чтобы, наполнив их песком, укрепить берега…

 — Однако еще раз подчеркну: на сегодняшний день угрозы высокого паводка нет, — говорит Ольга Лукьянец.

 — Его не будет, даже если температура поднимется до десяти градусов тепла и весь накопившийся к сегодняшнему дню снег растает всего за пару суток?

 — Именно так, — отвечает Ольга Ивановна.  — Ведь запас воды в снеге невелик. Кроме того, земля промерзла на небольшую глубину. Значит, она быстро оттает и значительная часть влаги уйдет в почву.

А вот если бы земля глубоко промерзла, ситуация была бы намного хуже. В таких случаях грунт размерзается долго, и вся талая вода стекает по поверхности земли, как по льду, в реки и озера.

 — Сейчас много говорят о том, что паводок может нанести серьезный ущерб дачам и усадьбам, построенным у кромки воды, в том числе в элитных поселках под Киевом.

 — Брать берега рек в бетон и строить дома у самого берега опасно. Взять, к примеру, катастрофический паводок в Германии, случившийся в 2002 году. Реки там на протяжении многих километров взяты в «гранитные берега». Это существенно усугубило масштабы бедствия. Знаете, после тех событий было интересно наблюдать на научной конференции за немецкими коллегами. Обычно они держатся уверенно, ведь у них все современное, передовое, а тут сидели, опустив головы, словно провинившиеся школьники.

 — Когда можно ожидать паводка в районе Киева?

 — Прогноз давать пока рано. Вначале половодье будет в поймах малых рек, а уж затем — на Днепре. Расположенное ниже Киева Каневское водохранилище принимает воды Десны. А находящееся выше по течению Днепра Киевское водохранилище принимает сток речки Припять. Задерживая воду в искусственных морях и своевременно ее сбрасывая, можно значительно уменьшить масштабы паводка возле столицы.

«Ликвидации снежных завалов на киевских улицах очень мешают припаркованные в неположенных местах автомобили»

Наученные горьким опытом киевляне опасаются, в свою очередь, «внутригородского» затопления талыми водами. Многие помнят потопы, случавшиеся после летних ливней в районе станции метро «Левобережная», на Лукьяновке, где по непонятным причинам ливневой канализации вообще не существует, в районе площади Победы, на улице Фрунзе и многих других расположенных в низинах улицах и площадях столицы.

Боятся талых вод жители частного сектора в Дарнице, где нерасчищенный Дарницкий мелиоканал (речка Дарница), переполненный водой, создавал раньше проблемы владельцам усадеб.

 — После летних ливней все проблемные места города были обследованы, и там расчистили ливнеприемники, — говорит глава пресс-службы «Киевавтодора» Анатолий Галиновский.  — Осенью же 2009 года «Киевавтодор» привел в порядок все городские ливнеприемники.

Но на Лукьяновке, конечно же, проблемы могут быть — городские власти ливневку там пока строить не собираются.

Чтобы в столице было минимум луж и потоков талой воды, «Киевавтодор» сейчас старается максимально вывезти с улиц снег. Работали в круглосуточном режиме и в нынешние выходные. Для ликвидации снежных завалов дополнительно привлекаем специальную дорожную технику из других организаций (автогрейдеры, бульдозеры).

Уборке и вывозу снега очень мешают, к сожалению, припаркованные у тротуаров, возле остановок коммунального транспорта частные автомобили. Сейчас мы проводим интенсивную зачистку города — и днем, и особенно в ночное время. Потому настоятельно просим водителей соблюдать правила парковки.