Для того, чтобы взглянуть в глаза непосредственным участникам таможенного скандала, мы отправились на Бориспольскую таможню. Ответственный за работу с прессой начальник отдела информационно-аналитической работы Виталий Майоров от разговора не отказался, тем не менее за полчаса беседы умудрился выдать минимум информации.
-- Видите ли, сейчас по факту обыска народных депутатов возбуждено уголовное дело по ст. 166 ч. 1 «Превышение служебных полномочий». Пока идет следствие, не считаю возможным разглашать подробности
-- И все-таки, депутаты, описывая свои приключения в Борисполе, утверждали, что сотрудники таможни ссылались на некие изменения в нормативных документах, внесенные именно в этот день. Существует Закон «О статусе народного депутата», в котором указано, что депутаты не могут быть подвергнуты процедуре таможенного досмотра. Что, 8 декабря этот закон изменился?
-- Нет, разумеется.
-- Комиссия Генпрокуратуры пришла к выводам, что сотрудники таможни нарушили статус неприкосновенности депутатов. Что же их заставило это сделать? Ведь народные избранники, подойдя к таможенной границе, предъявили свои дипломатические паспорта.
-- Существует Венская конвенция по дипломатическим правам, в которой оговорено, что дипломаты пользуются иммунитетом только на территории той страны, где находится их представительство. Ступая на землю Украины, украинские дипломаты сразу теряют это право, а следовательно, могут быть досмотрены. Народные депутаты -- другое дело. Однако, чтобы реализовать свои льготы, депутат должен сразу, подойдя к таможенной стойке, показать свое удостоверение.
-- А они показали?
-- Этот вопрос следователь и задаст причастным к инциденту работникам таможни: заместителю начальника Бориспольской таможни по пассажирским операциям Владимиру Козину, главному инспектору пассажирского отдела таможни Мирославе Глущенко и инспектору Владимиру Марцинюку.
-- Можно с ними пообщаться?
-- Глущенко и Марцинюк работают в другую смену
-- Работают? Да вроде председатель Госкомтаможни Юрий Соловков с парламентской трибуны грозился их уволить?
-- Пока идет расследование, они отстранены от непосредственного досмотра пассажиров. Но у них есть и другие обязанности Работы на всех хватает.
Замначальника таможни Владимир Козин оказался на своем рабочем месте. Он тоже отказался обсуждать детали, но заявил:
-- Я сейчас нахожусь под следствием, могу превратиться в обвиняемого. Поэтому много говорить не буду, кроме одного: считаю свои действия законными и правомочными.
«ФАКТЫ» поинтересовались, правда ли, что после задержания в Днепропетровске гражданина с 263 бриллиантами, запрятанными в видеокассету, по оперативным службам таможни была разослана ориентировка с рекомендациями проверять такого рода предметы. Возможно, поэтому таможенники предпочли несоблюдение закона? возвращающимся из-за границы депутатам?
Владимир Козин, поколебавшись, признался, что факт такой ориентировки действительно имел место