Спасти их может только приемная семья
В 345 школах-интернатах для детей с дефектами умственного или физического развития в Украине сегодня воспитывается 55431 ребенок. Из них 9525 человек -- сироты и дети, лишенные родительской опеки. Исследования психологов, в последнее десятилетие интенсивно проводящиеся в Украине и России, свидетельствуют, что у 65% воспитанников учреждений интернатного типа наблюдается задержка психического развития (ЗПР). В этой категории детей сироты первенствуют по той простой причине, что лишены какого бы то ни было общения за пределами государственного учреждения. Тем временем практика детских домов семейного типа и приемных семей доказывает: дети, на которых в сиротских домах поставили клеймо умственно отсталых, в нормальных условиях часто реабилитируются. Но прежде чем попасть в семью, необходимо иметь соответствующий статус. А он, как показывают проведенные сотрудниками Украинского института социальных исследований опросы, у многих детей юридически не определен.
-- Проблема правового обеспечения социально незащищенных детей обсуждалась на недавней конференции «Детство в Украине: права, гарантии, защита», -- говорит руководитель Центра исследований детства вышеупомянутого института Людмила Волынец. -- Среди воспитанников интернатов 33% детей понятия не имеют, оформлены ли документы, закрепляющие за ними статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. 51% опрошенных, напротив, считают, что все необходимые документы оформлены, на деле же положение детей в интернатах узаконено лишь судебными решениями, согласно которым мальчиков и девочек забирали из семей, неспособных обеспечить им нормальное содержание и воспитание. Речь идет о психически нездоровых или нетрудоспособных родителях, а также о находящихся в местах заключения или на длительном лечении и т. д. Часть таких отцов и матерей необходимо попросту лишить родительских прав, и заниматься этим должны те, под чьей опекой по закону дети находятся. К сожалению, ни у интернатских работников, ни у сотрудников органов опеки и попечительства до этого часто, что называется, руки не доходят. А ведь пока не определен юридический статус ребенка, он не может воспользоваться льготами, гарантированными детям, лишившимся родительской опеки. Кому же об этом думать, как не руководству интернатов, которое на долгое время становится для обездоленных детей единственным защитником.
Впрочем, лишь немногие дети знакомы со своими опекунами, а о том, что таковыми могут быть директора интернатов, знают и вовсе единицы. 57% опрошенных считают, что опекунов у них вообще нет. И это показатель не только правовой неосведомленности детей, но и психологической их незащищенности. Ведь ребенок, не знакомый с юридическими тонкостями, инстинктивно опекуном считает того, в ком чувствует опору. Значит, все, кто не воспринимают опекунами педагогов и членов администрации интернатов, в их кругу не ощущают себя защищенными. Директора учебно-воспитательных заведений, в наше кризисное время оставленных государством практически без поддержки, слыша такие упреки, обижаются. Работники интернатов, сетуют они, вынуждены сами думать, во что одеть подопечных, чем их накормить, где «выписать» педагогов, которые нынче бегут даже из общеобразовательных школ. Но ведь это не должно мешать вовремя расставлять все точки над «i» в судьбах доверенных им детей. Многим ребятам определенность статуса поможет найти семью. Остальным -- воспользоваться теми льготами, которые предоставляет государство. Они, эти льготы, до смешного малы, но дети, которые с детства были обделены и на пороге взрослой жизни всего страшатся, будут рады и малому.
Какие же страхи превалируют в среде старшеклассников?
Основные проблемы, которые ученики 10--11 классов интерната предвидят во «взрослой» жизни
Проблемы Процент опрошенных
Недостаточное количество денег на транспорт, еду, медикаменты и т. п. 40
Отсутствие жилья 37
Трудности в трудоустройстве 34
Невозможность получить желаемую профессию 33
Невозможность учиться там, где хочешь 28
Боязнь того, что окружающие будут воспринимать тебя как «выходца из интерната» 26
Возможность попасть в опасную компанию 24
Страх перед неизвестностью 18
Боязнь одиночества 17
Необходимость контролировать или менять свои привычки 16
Сложности при поиске новых друзей среди «домашних» детей 13
Перспектива быть обманутым 10
Перспектива возвращения к родителям, родственникам 6
Вероятность проживания с незнакомыми людьми 2