После тяжелейшей травмы юная киевская балерина, которую выбрала в ученицы великая галина уланова, уверена, что будет танцевать лучше своего кумира

0:00 — 22 грудня 2000 eye 1495

Сегодня Вика Щербина опять на пуантах и с невиданным упорством отстаивает свое право заниматься любимым делом

… Когда Вике было девять лет, она выступила в Москве на конкурсе «Утренняя звезда». После этого на пресс-конференции зарубежный журналист, восторгавшийся ее успехами, спросил совета для своих дочерей, желавших заниматься балетом -- что нужно для этого. Маленькая девочка ответила вопросом: «Ваши дети готовы полюбить боль?» Но что она тогда знала о боли…

-- 5 сентября шел урок. Когда резко согнула ногу в колене, почувствовала: внутри него что-то треснуло, -- рассказывает 17-летняя Вика, ученица выпускного класса Киевского государственного хореографического училища. -- Я упала. Особого внимания на меня никто не обратил, хотя боль была безумной. Педагоги и врач училища посчитали, что у меня растяжение связок.

На рентгене, который балерине сделали через несколько часов в ближайшей больнице, врачи тоже ничего не увидели. Девушку отправили домой, порекомендовав делать компрессы. Затем, уже в другой больнице, наложили гипс. Но пытка болью не прекращалась три недели. Когда Вика попала на обследование в отделение травматологии ведомственной больницы транспортников Украины, колено уже начало срастаться неправильно. Заведующий отделением Ярослав Линько покачал головой: «Колено придется разбивать». Но эти слова для Виктории прозвучали как надежда. Она заявила:

-- Делайте что хотите, лишь бы я снова могла танцевать. Хоть пластмассовое колено ставьте. Летчики ведь летали с протезами! Если даже вся стану пластмассовой, все равно я должна и буду танцевать. В это очень верила Галина Сергеевна Уланова, и я ее надежды оправдаю.

«После такой травмы ты не скоро выйдешь на сцену»

Трое суток Анна Федоровна не покидала отделение, где оперировали дочь. Врач не скрывал: не исключено, что Вика не сможет танцевать. Перед глазами у мамы вставал образ Галины Улановой. Звезда мирового балета просила ее: «Помогите Вике состояться не только как балерине, но и как хореографу-балетмейстеру». Это было не во сне, а наяву, почти десять лет назад. Но как теперь сдержать слово? Блестящий талант, которым природа одарила ее дочь, казалось, вот-вот рассыплется, как случайно опрокинутая хрустальная ваза…

Благо, все обошлось. Операция была сделана с помощью артроскопа: через маленькие отверстия, в которые ввели видеокамеры и инструмент, хирург вынул часть отломившегося медиального мениска. Через неделю Вика вышла из больничного корпуса и сказала: «Хочу почувствовать ноги. Домой будем добираться троллейбусом». Благодаря специальным упражнениям, которые девушка сама разработала и делала ежедневно, через две недели после операции она, к неописуемому удивлению педагогов и учащихся, появилась в стенах училища. Все наперебой говорили ей, что после подобных травм балерина может вернуться в рабочую форму минимум через год. Тому есть подтверждение. В одном из последних номеров «Аргументов и фактов» прославленная российская балерина Нина Ананиашвили, которая пять лет назад получила точно такую же травму колена, как и Вика, рассказал, что после операции в американской клинике не могла танцевать 9 месяцев. И еще несколько лет пошло на то, чтобы вернуться в форму. Вика, прооперированная 3 октября нынешнего года, вышла на занятия уже 16 октября и через несколько дней танцевала на пуантах.

Сегодня за Вику можно порадоваться -- она до чертиков устает на репетициях, занимаясь любимым делом. С предновогодним концертом 28 декабря воспитанники училища выступят на сцене Национальной оперы Украины. Там Виктория Щербина предстанет в классическом образе куртизанки Эгины из балета «Спартак».

-- Хищная и одновременно поэтичная Эгина -- очень сложный образ. Чтобы прочувствовать его, нужен глубокий характер. Но Вике характера не занимать, -- говорит ее педагог, заслуженный артист Украины Валерий Барсегов. В январе, в следующем концерте, Вита в собственной постановке предстанет разбитной уличной девчонкой в шляпе и брюках. Кстати, это не единственная ее авторская работа. В девятилетнем возрасте на чествовании 500-летия открытия Америки Вика выступила первым номером со своей собственной трактовкой образа Кармен. Галине Улановой, которая готовила ее к выступлению, она не раз повторяла: «Мастерством я еще не могу удивить публику. А вот зрелищностью -- да». После выступления сцена была усыпана цветами.

«В год и два месяца Вика начала не ходить, а скользить»

Определение, будто вундеркинды -- это дети, таланты которых раскрываются вопреки реальности, для Вики подходит идеально. Ведь в роддоме никто не надеялся, что малышка выживет.

-- Во время родов у меня были серьезные осложнения, -- рассказывает Анна Федоровна. -- Когда врачи спросили мужа, кого спасать -- мать или дитя, он не задумываясь ответил: «Конечно же мать». Моя девочка, родившаяся недоношенной, оставалась лежать под колпаком, и на то, что она выживет, надежды не было. Но случилось чудо. Ее выходили врачи. А сердобольная нянечка, как оказалось, когда видела, что малютка настоятельно требует есть, дополнительно подкармливала ее. Имя Виктория (в переводе -- победительница) ей дали врачи.

Не прошло и полугода, как родители поняли, что в душу их дочки заложен художественный талант: кроха могла часами слушать классическую музыку, забыв о голоде и мокрых пеленках. Впрочем, многие младенцы с упоением слушают классику -- к сожалению, этому мало кто придает значение. А через некоторое время Вика без напряжения запрокидывала голову назад и дотягивалась до стоп -- получалось самое настоящее «колечко». «Мы волновались, чтобы Вика не переломилась, -- вспоминает Анна Федоровна. -- Как-то раз даже вызвали врача, боясь трогать изогнувшуюся кольцом дочку. Врач успокоил, объяснив это сверхгибкостью. В год и два месяца наш ребенок начал не ходить, а скользить по паркету. Движения были примерно такие, как у фигуристки. Тогда-то я услышала от педиатра фразу, которая заставила меня действовать: «Вполне возможно, что в будущем ваша девочка станет великой танцовщицей». Когда Вике исполнилось три годика, я дала объявление: «Одаренной девочке требуется педагог-хореограф».

«В шесть лет Вика не побоялась сделать замечание Галине Улановой»

В возрасте от четырех до восьми лет требовательная ученица сменила восемь педагогов. Все они восторгались юным дарованием, но не могли вынести массу ее требований.

-- Когда Вике было шесть с половиной лет, мы смотрели по телевизору фильм-балет «Ромео и Джульетта» с участием молодой Галины Улановой, -- говорит мама. -- Дочка жадно следила за каждым движением балерины и вдруг выкрикнула: «Ты видела: Уланова сделала ошибку! Она не так опустилась… » В тот же вечер Вика начала ко мне приставать: «Давай напишем ей письмо». Я успокаивала: мол, не станет знаменитая балерина читать наши письма. А дочь не отстает, даже есть перестала. Пришлось согласиться, тем более что Вика уже умела писать.

Анна Федоровна показывает мне написанный черновик письма:

Когда вы танцевали балет «Ромео и Джульетта» то вы сделали две ошибки ну вы не волнуйтесь зрители не знают как стопа должна быть, а может мне показалось или так хотелось чтобы вы ошиблись.

У вас наверное была добрая мама как у меня что вас так хорошо выучила даже я рада за нее.

Если вы мне ответите то я вам вышлю фотографию как я танцую Кармен с балета «Кармен» и восточный с балета «Щелкунчик». Ну если не ответите то знайте я буду танцевать как вы и лучше.

-- Через несколько недель мы получили от Улановой записку, запечатанную в конверт: «Будете в Москве, заходите по адресу… » Так случилось, что дочку в тот момент как раз вызывали в столицу для участия в передаче «Утренняя звезда».

-- Хоть я была еще маленькой, но четко осознавала, что натворила. Всю дорогу представляла, как меня встретит Уланова: «Девочка, что ты себе позволяешь?» Но все произошло иначе, -- Вика четко помнит детали той судьбоносной встречи. -- Галина Сергеевна смотрела на меня добрыми и удивленными глазами. Потом ласково коснулась моих плеч, усадила и попросила: «Ну, расскажи, какие ошибки ты у меня увидела?»

«Нужно полагаться на себя»

Великая балерина всерьез заинтересовалась необыкновенной девочкой из Херсона. Мама с дочкой в течение четырех лет часто приезжали к ней в Москву, по нескольку месяцев Вика жила у Улановой дома. Галина Сергеевна видела в ней не только танцовщицу, а и, учитывая ее необыкновенное воображение, и будущего хореографа, постановщика и балетмейстера. К девяти годам Вика стала первой танцовщицей-стипедиаткой Советского Союза, то есть, в 1991 году получала 200 рублей в месяц, и поставила свой первый авторский концерт -- он транслировался по телевидению.

-- Я очень ценю то, что Галина Сергеевна «поставила» мне руки и спину до училища -- это уже успех для серьезной балерины. На пуанты балерину ставят с 10 лет. Но больше всего я дорожу ее жизненной позицией, которую воспринимаю как напутствие. Галина Сергеевна однажды сказала: «Тебе будут и льстить, и гадости говорить. Много педагогов будет на твоем пути, но полагаться ты должна только на себя».

Признаюсь, лишь один штрих в теперешней жизни Вики до недавнего времени смущал меня: я не понимала, почему до семнадцати лет на репетиции ее провожает мама. Когда мы встретились в уютной квартире Щербин на Оболони, я спросила об этом девушку. Ответить она не успела -- за нее сказала Анна Федоровна: «А вы можете представить, сколько бы мое дитя еще пролежало на полу в день травмы, если бы к шести часам вечера я за ней не зашла?» Занимаясь балетом, приходится помнить, что в любую минуту может произойти травма, и надо, чтобы кто-то оказался рядом… Не в обиду Анне Федоровне -- от этого аргумента все равно повевает излишней опекой.

Но вскоре я понимаю: Анна Федоровна, с таким участием отнесшаяся к таланту дочери, совершает свой очередной подвиг. Смотрим фрагмент документального фильма. Однажды, во время войны во Вьетнаме, она спасла с горящего судна тридцать моряков. Теперь нам, привыкшим снисходительно относиться к талантам, она как бы показывает: дар Божий беречь нужно…

-- Скоро Вита закончит училище, и я вздохну свободнее, перестану быть «рабой обстоятельств», вынужденной постоянно поддерживать, защищать свою дочь, помогать ей отстаивать право танцевать и творить, -- говорит Анна Федоровна. -- Чувствую, что и я должна заняться важным для многих. Известно, что все дети рождаются талантливыми. И чем раньше родители определят, какие способности надо в ребенке развивать, тем большего их чадо достигнет. Есть методики тестирования врожденных данных. Ими пользуются в Японии, США, во многих европейских странах. Побывав во многих странах, интересуясь, я многие годы собирала такую информацию и теперь хотелось бы донести ее до людей. Как? Если мне это удастся, обязательно расскажу.

… Пока Вика Щербина -- студентка училища. И в ее ближайших планах -- первый после травмы выход 28 декабря на сцену Национального театра оперы и балета Украины. А свою дипломную авторскую работу, название которой она пока держит в секрете, Вика посвятит великой балерине XX столетия Галине Улановой, маме и хирургу Ярославу Линько.