Події

Новые обстоятельства скандала вокруг приватизации заыка

0:00 — 22 грудня 2000 eye 298

Как известно, ВТФ КрАЗ -- победитель конкурса по приватизации Запорожского алюминиевого комбината -- рассчитывала на финансовую поддержку известной швейцарской компании «Гленкор». На днях директор представительства «Гленкора» в Киеве сообщил, что компания и не собирался финансировать покупку акций ЗАлКа. Но вчера стало известно, что переговоры между руководством КрАЗа и «Гленкора» продолжаются. Теперь к ним присоединился и директор ЗАлКа Иван Бастрыга. Похоже, на этих переговорах обсуждается схема финансирования покупки акций алюминиевого комбината. Даже если сделка между «Гленкором», КрАЗом и Бастрыгой состоится, ее законность вызывает у экспертов сомнения.

Как известно, вокруг приватизации Запорожского алюминиевого комбината развернулась целая эпопея. Ее итог нам известен — «Внешнеторговая компания «КрАЗ», которая занимается продажей автомобилей производства Кременчугского автозавода за рубеж, признана победителем конкурса по продаже Запорожского алюминиевого. Компания заявила, что готова заплатить за контрольный пакет акций комбината 101,5 млн. долларов.

Безусловно, побеждать в конкурсе должен тот, кто предлагает наибольшую сумму денег. Однако сумма уж слишком большая. Даже представитель компании-советника по проведению конкурса Пьер Хайдеброк на пресс- конференции 7 декабря сказал, что предложенная КрАЗом сумма «выходит за все параметры реальности. Цена значительно превышает стоимость комбината как бизнеса. Люди, ее предлагающие, руководствовались другими факторами, но не бизнесом». У самой ВТФ КрАЗ нет прозрачных источников, которые давали бы представление о том, откуда возьмутся средства на оплату заявленной суммы. Отсутствие информации о реальных собственниках и соответственно источниках капитала стало причиной претензий АМК к КрАЗу. Балансовые убытки холдинговой компании «АвтоКрАЗ» в 1999 году достигли 26,8 млн. грн. , а в 1998 году они составляли 17,2 млн. грн. Объем реализованной продукции в 1999 г. также снизился на 12%. В 2000 году показатели работы завода нисколько не улучшились. Даже если внешнеторговая компания КрАЗ не входит в Холдинг, она как торговец автомобилями КрАЗа (в год АвтоКрАЗ производит не более 1000 автомобилей) не может быть в лучшем положении, чем украинский автомобильный завод. Объем производства КрАЗа в 1999 г. составил 93,6 млн. грн. (около 17 млн. долларов) и вряд ли его внешнеэкономический трейдер заработал больше. Способность предложить такую большую сумму руководитель АвтоКрАЗа г-н Северенюк объяснял на пресс-конференции тем, что в тандеме с ВТФ КрАЗ выступает известная швейцарская компания «Гленкор», которая и оплатит покупку акций ЗАлКа.

Но на днях выяснилось, что компания «Гленкор», на помощь которой надеялся КрАЗ в оплате пакета акций Запорожского алюминиевого комбината, никогда не собиралась покупать акции комбината и гарантировать их оплату. Об этом сообщил «Українським Новинам» директор представительства «Гленкор интернешнл» в Украине Сергей Харчук. «Гленкор» сам по себе никогда не собирался и не собирается участвовать в приватизации Запорожского алюминиевого комбината», — сказал он.

На следующий же день после этого заявления КрАЗ сообщил, что уверен в поддержке «Гленкора» и рассчитывает на финансовую помощь этой компании в покупке и инвестировании ЗАлКа.

Интересно узнать, кто обманывает страну и конкурсную комиссию -- КрАЗ или «Гленкор»? Уж слишком уверенно и настойчиво ведет себя украинская компания, чтобы ей не поверить. Блеф маловероятен, так как он не помогает в ситуации, когда нужно либо платить деньги, либо расставаться с заветными акциями.

Другой вопрос -- поведение «Гленкора». Позиция этой компании весьма интересна. По словам Сергея Харчука, «Гленкор» и ВТФ КрАЗ еще в конце ноября заключили рамочное соглашение, которое регламентирует торговые отношения между компанией «Гленкор» и КрАЗом в сфере поставок бокситов на ЗАлК и продажи его продукции. Срок действия соглашения — один год. Удивление вызывает срок — конец ноября, когда еще не было принято решение о восстановлении КрАЗа в составе претендентов на приватизацию ЗАлКа. Руководство «Гленкора» было уверено, что победит КрАЗ, иначе как объяснить рамочное соглашение еще до оглашения итогов конкурса и именно с КрАЗом, а не с другим претендентом.

«Попятную» «Гленкора» можно было бы объяснить тем, что уважаемая компания не хочет иметь отношение к скандалу, который развернулся вокруг приватизации ЗАлКа уже не только в украинских, но в российских и даже западных СМИ.

А вчера стало известно, что переговоры между руководством КрАЗа и «Гленкора» продолжаются. К ним присоединился и директор ЗАлКа Иван Бастрыга. Теперь рамочное соглашение о торговых отношениях КрАЗа и «Гленкора» в сфере поставок бокситов на ЗАлК и продажи его продукции можно объяснить таким образом. Возможно, «Гленкор» страхует свое положение крупнейшего давальца Запорожского комбината. Тогда объясняется присутствие Бастрыги. «Гленкор» с КрАЗом заключают договор о поставках бокситов и продаже «Гленкору» алюминия по фиксированным ценам. Из заложенной в этой схеме прибыли «Гленкор» оплачивает акции ЗАлКа и прочно занимает позиции на комбинате. КрАЗ получает акции, но все равно остается должен. Соглашение действует до 2001 года. После 2001 года КрАЗ рассчитывается с «Гленкором» деньгами и остается полноправным хозяином комбината. Если это предположение правильно, то взятые на себя КрАЗом по отношению к ЗАлКу инвестиционные обязательства выполнены не будут, комбинат будет бесприбылен минимум в 2001 году, и его акции получит непромышленный инвестор -- фирма, торгующая автомобилями.

Но даже если КрАЗ 21 декабря предоставил банковскую гарантию ФГИУ и получит ЗАлК, не исключено, что в результате судебных разбирательств, он очень быстро его потеряет.