Події

Народный мастер украины леонид косыгин: «в перстень, сделанный мною по заказу на память генералу дудаеву, я вставил осколок древнего индийского изумруда, на счету которого были тысячи смертей»

0:00 — 29 грудня 2000 eye 2086

Когда подарок был готов и был представлен на выставке в Одессе, ювелиру сообщили, что генерала уже нет в живых

Одесса гордится двумя Леонидами: Утесовым и Косыгиным. Последний хоть и не пел, но тоже прославился -- своим ювелирным мастерством. Работы Леонида Ивановича, одного из лучших в Европе эмальеров (мастера горячей и холодной эмали. -- Авт. ), украшают Дрезденскую галерею, Музей современного искусства в Вашингтоне, коллекции миллионеров Англии, Японии… Кстати, эмаль Косыгина «Косарь» была подарена нынешнему премьер-министру Украины. Его бриллиантовое колье в русском стиле надевает королева Великобритании, золотые запонки носил первый космонавт мира Юрий Гагарин, а драгоценными подарками, сделанными Косыгиным в бытность главным художником Одесской ювелирной фабрики, восхищались Брежнев и Щербицкий. Накануне нового тысячелетия народный мастер Украины, ювелир и эмальер Леонид Косыгин впервые делится некоторыми авантюрными фактами из своей жизни. Ведь, как известно, любому ювелиру, работавшему с фамильными драгоценностями, есть о чем помалкивать…

Блеск орловской благодарности

Как-то в конце 60-х годов к Леониду Косыгину обратилась одна одесская аристократка с очень деликатной просьбой. Женщина предлагала огромный гонорар за реставрацию фамильного кольца, подаренного ее прапрабабушке самой императрицей Екатериной.

-- Когда заказчица извлекла из платка изделие, я увидел уникальное кольцо середины XVIII века, с тончайшей орнаментальной вязью русских мастеров императорского двора, украшенное жемчугом, бирюзой и бриллиантами, -- рассказывает Леонид Иванович. -- Беда заключалась в том, что шедевр оказался разломан в трех самых неудачных местах. Один разлом проходил как раз по месту, где крепился жемчуг. «Вы сможете мне помочь?» -- спросила обладательница сокровища, которой до меня уже успели отказать лучшие ювелиры страны. «Теоретически это невозможно, ведь при спайке и реставрации крепления я должен дать такой температурный заряд на металл, который может просто испепелить жемчуг, но на практике попробовать могу». И она согласилась, поскольку я для нее был последней надеждой.

В своей мастерской Косыгин создал горелку из тончайшей иглы, способной выдать такую струю пламени, которую сам он в шутку сравнивает со струйкой яда из комариного носа. Заморозил в асбесте жемчужину и удачно спаял все двадцать мельчайших скреп. Эта процедура до сих пор вспоминается мастером как сложнейшая хирургическая операция. Отреставрировать другие поврежденные места было уже не так сложно. Когда же вновь ожившее кольцо вернулось к хозяйке, в честь спасителя реликвии был накрыт щедрый стол, а после третьего тоста зашел разговор об оплате труда. «Эта работа доставила мне необычайное удовольствие, и я не возьму денег. Починив ваше кольцо, я как бы прыгнул выше своей головы», -- неожиданно сказал мастер. Аристократка была настолько тронута поступком молодого ювелира, отказавшегося от больших денег, что достала из старинной шкатулки золотую иглу с маленькой лошадкой, усыпанной 34 мельчайшими бриллиантами и сказала: «Сударь, не соизволите ли вы принять в дар за ваш благородный поступок эту вещицу?» Разумеется, Косыгин соизволил, и сейчас миниатюрный конек переливается на лацкане его пиджака всеми цветами радуги. Позже он узнал и историю самой заколки. Оказывается, на одном из великосветских балов фаворит императрицы граф Орлов обронил свой платок. Его подняла пятилетняя девочка и вернула графу, и тот в благодарность приколол к ее платьицу эту заколку с лошадкой… А в XX веке праправнучка той пятилетней малышки передала орловскую «благодарность» Леониду Косыгину.

Смертоносное наследие одесской старушки

Правда, общение с одесскими аристократами не только приятно, но и… опасно. Вскоре через даму, одарившую Косыгина орловским коньком, к нему обратилась наша «княжна», живущая в Одессе инкогнито еще со времен революции. Общение с ней перевернуло всю жизнь Леонида Ивановича. Он уже был знаменитым мастером, делал по заказу партии подарки для руководителей СССР и дружественных государств. Под его руководством на фабрике было создано колье в боярском стиле для королевы Великобритании (на этот заказ Ювелиралмазэкспорт выделил золота и бриллиантов более чем на три миллиона долларов). У Юрия Гагарина тоже был косыгинский набор -- золотые запонки и заколка для галстука с алмазным земным шаром и космической ракетой на орбите. Оправленные в золото рога изобилия получил Фидель Кастро, а серебряный ковш, выполненный в древнерусской традиции, -- первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий. И вот преуспевающего ювелира судьба сводит с умирающей в нищете старушкой, по рекомендации подруги выбирающей его для необычайно опасной миссии.

-- Я попал в маленькую одесскую квартиру, окна которой всегда были задернуты занавесками. На протяжении многих лет здешние обитатели хранили в тайне от окружающего мира все, что происходило внутри этого жилища, -- рассказывает мастер. -- Ко мне вышла старуха, представившаяся наследницей древнего русского рода. Я долго с ней беседовал, но в полумраке не мог рассмотреть ее лица. «Сударь! -- попросила она. -- Моя жизнь заканчивается, а вместе со мной умрет весь мой род. Есть у меня одна фамильная драгоценность, которая принесла много беды нашему дому. Это камень, найденный моим предком в Индии триста лет назад… Все, кто владел им, гибли от рук преследователей, мне же как последнему представителю рода удалось скрыться с ним здесь. Прошу вас, продайте его и облегчите мне оставшиеся годы, а после смерти устройте достойные похороны. Меня устроит даже тысячная доля его подлинной стоимости».

При этом она показала кристалл. Я взял огромный самоцвет в руки и случайно поднес его к лучику солнца, что время от времени пробивался из-за шторы. Кристалл на мгновение вспыхнул, я залюбовался густым травяным цветом благородного изумруда и в его отблеске заметил, как дьявольски преобразилось лицо старухи. По словам дворянки, ее прадед, будучи лекарем русской военной миссии в Индии, встретил умирающего беглого раба. Позже, вскрыв его труп, лекарь нашел огромный изумруд, зашитый в ноге… Я не мог отказаться от предложения, поскольку понимал, что более уникального камня у меня не будет никогда. К тому же, подкрепляя свое доверие, старуха подарила мне античное золотое кольцо с сардониксом, на котором была вырезана римская богиня победы Виктория.

С тех пор у Леонида Ивановича и начались серьезные проблемы. Он «засветился» с камнем у местных антикваров, цыган и в блатных кругах. За ним устанавливалась слежка, вышибалы в машинах дежурили прямо у дома, а однажды при попытке выяснить, где ювелир прячет изумруд, уголовники даже хотели утопить Косыгина, когда он нырял с аквалангом. После этого мастер взял на фабрике отпуск за свой счет, прихватил кристалл и на собственном «Москвиче» рванул в Киев к друзьям, в надежде решить там все проблемы с камнем.

-- Проехав километров сто, я понял, что никуда не смогу убежать. Найдут меня и в Киеве, и живым я оттуда не вернусь. Отдам камень старухе -- убьют и ее, и меня. Сколько же еще может быть смертей на этом изумруде? Я развернул машину, вернулся в Одессу на свою фабрику и в штамповочном цеху раздавил камень в пыль под пятитонным прессом. Собрал всю пыль в платочек и пошел к выходу из фабрики. Там меня уже поджидали. «Где изумруд?» -- спросил один из «крутых». И я протянул им узелок. «Что это? -- кричал здоровенный амбал, увидев пыль. -- Ты что, козел, раздавил его?» И я сказал, мол, можете провести экспертизу: там действительно изумруд, а моя жизнь мне дороже. Блатные еще долго о чем-то советовались в машине, а потом уехали. Они не знали, что от кристалла все-таки остался небольшой, но ценный осколок.

Когда Косыгин вернулся к старухе, чтобы вернуть ей античное кольцо и оставшийся осколок, то увидел, как соседи выносят из ее квартиры мебель и одежду. Дворник сообщил, что старуха несколько дней назад умерла.

Подарок, который Дудаев так и не увидел

Прошло более двадцати лет. Косыгин успел покинуть ювелирную фабрику Одессы и освоить, пожалуй, самое трудоемкое художественное искусство -- технику горячей и холодной эмали, в соавторстве с огнем и металлом создать уникальные работы, представляющие Украину в крупнейших музеях и коллекциях Европы, Америки, Англии, Японии. Художник получил звание народного мастера Украины и даже стал атаманом Черноморского казацкого войска.

Все это время он хранил осколок «кровавого» изумруда, не применяя его в своих ювелирных работах аж до 1994 года, когда ему поступил интригующий заказ. Через посредника представители чеченской общественности попросили его подготовить эскизы перстня-печатки в подарок на юбилей некоего «высокопоставленного кавказского генерала». Во время переговоров был упомянут Дудаев. Косыгин подготовил два эскиза и вскоре получил согласие на изготовление сразу двух перстней. Так появились знаменитые в ювелирном мире «Мой дом -- моя крепость» и «Везувий».

Ими художник попытался выразить свое отношение к трагедии чеченского народа. Серебряный перстень «Везувий» увенчан редким камнем орлецом, который можно найти только в гнездах горных орлов. Он, по идее Косыгина, символизирует богатство Ичкерии, а красная эмаль, извергающаяся и стекающая лавой в золотых ободках по краям перстня, -- кровь, пролитую при разорении и борьбе за «кавказское гнездо». Второй серебряный перстень с золотыми вставками, сделанный в форме кавказской крепости, указывает на мятежный дух генерала Дудаева, превратившего Чечню в неприступную твердыню. Отсюда и название «Мой дом -- моя крепость». В него мастер и вставил осколок индийского изумруда, по цвету напоминающего медную, окисленную временем крышу крепостной башни. Поскольку оба перстня только частично серебряные, у них есть одно уникальное свойство. Поры металла могут сохранять в себе остатки отмирающей кожи пальцев владельца, и в случае передачи их от отца к сыну нести в себе генетическую информацию целого рода.

Когда перстни были готовы и показаны на выставке в Одессе, появились два чеченца, сообщившие Косыгину, что человека, которому они готовились в подарок, уже нет в живых. Тогда художнику пришлось влезть в долги, отдать аванс, полученный за перстни, материалы, которыми он пользовался при их изготовлении, -- и все ради того, чтобы исторические реликвии остались в Украине. Несколько лет назад «Везувий» и «Мой дом -- моя крепость» были украдены из одного из одесских музеев, но через три дня после преступления вор сам явился в мастерскую мастера с повинной и отдал драгоценности. Недавно они выставлялись в демонстрационном зале сокровищницы Национального банка Украины, а неделю назад были представлены в киевской галерее «Колта», где по сей день открыта выставка ювелирных и уникальных эмалей Леонида Косыгина и Виталия Хоменко.

-- Надеюсь, когда в Чечне воцарятся мир и спокойствие, у меня появится возможность оставить перстни в историческом музее этой свободолюбивой страны. По моему, такие перстни должны принадлежать истории, -- говорит Леонид Косыгин.

Случаются у Леонида Ивановича и анекдотичные заказы. Приходят к нему «денежные мешки» и просят что-нибудь этакое, чего нет у других пацанов. Одному нужен пояс верности для жены весь из золота и золотой ключик к нему, другому -- золотые подковы и такие же набойки на носки с алмазными «казюбриками» для ковбойских сапог. Приходится таким клиентам отказывать. Хотя однажды все же пришлось выполнить заказ друзей-цыган -- массивный золотой гребень с тридцатью бриллиантами для венгерской баронессы, гадалки и ясновидящей.

«Полгода работы над «Золотым руном» отобрали у меня десять лет моей жизни»

В 1997--1998 гг. Леонид Иванович, выполняя заказ одного из крупных украинских банков, создал ювелирное произведение, не имеющее аналогов в мире. Мастер изобразил мифическое золотое руно в огромном монументальном панно (1300 см х 97 см), украшающее ныне стену в холле одесского филиала банка. Критики и искусствоведы до сих пор так и не смогли оценить значимости этой работы для украинского искусства.

-- По трудоемкости это панно приравнивается к 20 шапкам Мономаха. В нем 1764 самоцветных камня -- малахиты, гранаты, бирюза, янтарь и фианиты, которые нужно было огранить с точностью до микрона. Для каждого камня делалась оправа. В моей мастерской целых полгода господствовало полное сумасшествие, -- вспоминает Леонид Косыгин.

И действительно, он со своими помощниками закрылся в мастерской на целых четыре месяца. Современные «аргонавты» в погоне за своим «золотым руном» не выходили на улицу, спали по два часа в сутки. Отдельно делали каждый фрагмент, лудили, выполняли техническую шлифовку, покрывали металл сусальным золотом и серебром. Один из них как-то взглянул в окно и заметил: «Иваныч, у тебя вчера в палисаднике розы цвели, а сегодня -- метель!!!»

В процессе работы над панно были и трагичные моменты. Когда оно было уже практически готово, Косыгин должен был обработать его кислотами. Опустил его в ванну с раствором, и вдруг на глазах у мастера все фрагменты произведения распались. В тот день Косыгина покинули мастеровые, и он остался один.

-- Я тогда хотел повеситься. Потом «загрузился» водкой, включил видеокамеру и исповедывался перед объективом до тех пор, пока не кончились силы.

Но все-таки Косыгин нашел силы, восстановил панно и вместе с соратниками в оговоренный срок повесил его на стене банка. Эта работа отобрала у художника лет десять жизни. У него выпали зубы, поредели волосы, ожоговыми шрамами от кислотных испарений покрылись щеки. Сегодня же, после создания банковской символики, Косыгин активно занимается возрождением геральдической традиции, и некоторые семьи в Украине уже получили от художника выполненные в технике эмали первые фамильные гербы.

… В 60-х годах на одной из первомайских демонстраций вся Одесса кричала «Слава!» молодому и еще не известному художнику-ювелиру. А дело было так: для шествия на демонстрации колоны от Одесской ювелирной фабрики требовались флаги, лозунги, и, разумеется, транспарант со светлым ликом Ильича размером два на два метра. Выполнить портрет Ленина в предельно короткий срок -- за ночь -- поручили новому главному художнику фабрики Лене Косыгину. Вот и пришлось ему стать перед зеркалом, набросать кистью на холсте свой автопортрет, добавить ему могучую лысину, подправить бородку и усы. В общем, этот гибрид Ленина-Косыгина пронесли сквозь бурные возгласы и овации одесситов от вокзала до Дерибасовской. И лишь впоследствии коллеги-ювелиры узнали в добрых глазах вождя мирового пролетариата хитрый косыгинский взгляд. Как оказалось, зря Одесса авансом человека восхвалять не будет…