Культура та мистецтво

«товарищ дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы песню о товарище сталине никто не пел»

0:00 — 2 лютого 2000 eye 4766

Так «вождь народов» мрачно пошутил по поводу «Песни о Сталине». 30 января исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых известных композиторов советской эпохи

Его называли «советским Моцартом», «запевалой сталинской эпохи», «придворным композитором». У него на самом деле был талант от Бога. Он был обаятельным, очень добрым, отзывчивым и порядочным человеком. Несмотря на фантастическую популярность, его общественное положение было неустойчивым, а семейное -- неустроенным.

«Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Сердце», «Песня о Каховке», «Марш энтузиастов», «Лунный вальс», «Моя Москва», «Летите, голуби», «Школьный вальс», «Каким ты был»… Известный поэт Михаил Матусовский когда-то сказал, что если бы можно было у Дунаевского отобрать все слабые и неудачные его произведения и отдать другому малоизвестному композитору, их хватило бы ему для огромной славы. И нам, гражданам Украины, отрадно сознавать, что этот гений -- наш соотечественник.

12 интересных фактов из жизни Исаака Осиповича Дунаевского

1. Будущий музыкальный гений родился в небольшом городке Лохвице под Полтавой в семье кассира «Общества взаимного кредита» Цали Соломоновича Дунаевского. Мальчику дали имя Исаак Беру Иосиф Бецалев. Если отец Исаака к музыке никакого отношения не имел, то мать Розалия Исааковна неплохо пела и играла на нескольких музыкальных инструментах, как и дядя Самуил, брат отца, живший в их семье и бывший владельцем единственного в Лохвице граммофона.

В семье Дунаевских было семеро детей, один ребенок в раннем возрасте погиб, единственная дочь стала учителем, а пятеро братьев -- музыкантами. Из них, кроме Исаака, известными стали: Зиновий, заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель ансамбля «Донбасс», автор знаменитого «Шахтерского вальса», и Семен, народный артист России, художественный руководитель детского железнодорожного ансамбля.

2. В 6 лет Исаак самостоятельно научился играть на фортепиано и овладел нотной грамотой, а в 7 начал концертировать со старшим братом Борисом в домах знакомых матери и отца, в 9 стал сочинять свои первые музыкальные опусы, среди которых был и вокальный -- романс «Звезды ясные, звезды прекрасные».

3. В 1919 году Дунаевский закончил Харьковскую консерваторию. К этому времени он был уже не Исаак Цалиевич, а Иосифович (от клички отца -- Йося), а затем Осипович. Тогда же к нему прочно пристало имя Дуня -- так до конца жизни его звали родственники, многочисленные друзья и коллеги.

4. Настоящая слава пришла к Дунаевскому после фильма «Веселые ребята». Правда, не обошлось без небольшого скандала.

С конца 1934 года картина «Веселые ребята» шла с триумфом по всей стране, песни из нее были у всех на слуху. Но вот в середине 1935 года на I Международном фестивале в Москве был показан американский фильм «Вива, Вилья» (»Капитан армии свободы»), и зрители обратили внимание, что мелодия песни мексиканских повстанцев очень похожа на… «Марш веселых ребят». Мнения разделились: одни упрекали в плагиате американцев, другие -- Дунаевского. Исаак Осипович заявил во всеуслышание, что в «Марше веселых ребят» он использовал мелодии американских блюзов.

5. Дунаевский написал музыку к 27 художественным и мультипликационным фильмам. Наиболее урожайным для него был 1936 год. Тогда было создано семь фильмов: «Вратарь», «Девушка спешит на свидание», «Дети капитана Гранта», «Дочь Родины», «Искатели счастья», «Концерт Бетховена» и «Цирк». Именно в «Цирке» впервые прозвучала одна из лучших песен Дунаевского -- «Песня о Родине», исполненная режиссером фильма Григорием Александровым. Дунаевский создал 36 вариантов этой песни и сам же их отвергал. Лишь 37-й вариант его удовлетворил. Много лет первые такты мелодии «Песни о Родине» были позывными Всесоюзного радио.

6. Дунаевский отличался колоссальной работоспособностью. Он мог одновременно работать над несколькими кинофильмами, опереттой, песнями, другими музыкальными произведениями. Чаще всего он работал в ночное время, так как днем участвовал в различных творческих и общественных мероприятиях: он был депутатом Верховного Совета РСФСР, руководителем нескольких общественных организаций и художественным руководителем нескольких музыкальных ансамблей, причем, если какое-либо его произведением записывалось на пластинку, то, как правило, он сам становился за дирижерский пульт.

7. В 1939 году именем Дунаевского был назван пароход. До этого такой чести были удостоены лишь Любовь Орлова и Валерий Чкалов.

8. У Дунаевского было немало недругов и завистников среди композиторов и музыкантов. Во время войны его пытались обвинить в трусости и творческом застое. «Иссяк Осипович!» -- злорадствовали они. Но в действительности почти всю войну Дунаевский колесил с возглавляемыми им железнодорожным ансамблем песни и пляски по Сибири и Дальнему Востоку, давая концерты на заводах, фабриках, в воинских частях. И там прозвучало немало новых произведений композитора на военную тему. Просто тогда у него не было возможности записать их на пластинки или выступить с ними по Всесоюзному радио. Достаточно вспомнить песню «Моя Москва» -- одну из лучших песен военных лет, тактами мелодии которой сегодня открывает свои передачи Московское радио.

9. Дунаевский был невыездным. И лишь в 1947 году со съемочной группой фильма «Весна» он оказался в Праге. Эта поездка за границу, по выражению самого Дунаевского, стала «началом падения его «официального положения». Там он допустил две непростительные ошибки: дал интервью журналисту не лояльной к советскому режиму газеты и не согласовал это со своим посольством. Вскоре Дунаевского стали выводить из состава различных комитетов и организаций. Сталин вычеркнул его из списка на присуждение премии за музыку к оперетте «Вольный ветер», а режиссер Григорий Александров, с которым они сделали самые лучшие свои фильмы, заказал музыку к картине «Встреча на Эльбе» не ему, а Шостаковичу. Это была первая большая творческая и личная трагедия великого маэстро.

10. Особая тема -- отношения Сталина и Дунаевского. До сих пор некоторые музыковеды называют Дунаевского «придворным композитором» или «запевалой сталинской эпохи», говоря, что он, как никто другой, был обласкан вождем. Однако эти суждения далеки от истины. Дунаевский, как ни странно, ни разу не встречался со Сталиным и никогда не участвовал, как многие его коллеги, в знаменитых ночных кремлевских застольях. К тому же, Дунаевский всю жизнь был беспартийным. Сталин, конечно же, внимательно следил за творчеством Дунаевского и отдавал должное его таланту, несмотря на неприязнь, возникшую у него в 1937 году, когда он прослушал пластинку с записью «Песни о Сталине» Дунаевского на текст Михаила Инюшкина и сказал: «Да, товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел». И ее, действительно, никто не пел. Тем не менее, Дунаевский был одним из самых высокооплачиваемых композиторов.

В начале 1941 года Дунаевский одним из первых среди композиторов стал лауреатом Сталинской премии за музыку к фильмам «Цирк» и «Волга-Волга».

Как и многие деятели культуры 30-х--50-х годов, Дунаевский не связывал репрессии тех лет с именем Сталина. Он наивно полагал, что арест кого-либо из его знакомых -- недоразумение, и скоро все выяснится. Возможно, это была политическая слепота, но когда к нему обратились с просьбой подписать письмо, осуждающее «врачей-вредителей», он проявил гражданское мужество, которое могло стоить ему жизни, и отказался.

11. Дунаевский был довольно любвеобильным. Но ни одна женщина не была счастлива с ним. Естественно, и он не был счастлив с ними. Как сказал один из его биографов Д. Минченок: «Его многочисленные романы -- не следствие непорядочности, это результат губительной веры в женскую красоту».

Первая любовь у него была в 13 лет -- детская, вторая, юношеская -- в 16, а настоящая, взрослая -- в 20, к актрисе Вере Юреневой, о которой он через много лет писал: «Это была любовь, по силе неповторимая. Мне и теперь кажется, что она забрала мою жизнь в мои 20 лет и дала мне другую». Другую жизнь он вскоре решил посвятить красивой студентке Харьковского университета Марине, когда временно работал секретарем-корреспондентом Наркомвнешторга УССР. Она стала его первой официальной женой, но брак этот был следствием отчаяния, неостывшей страсти к Юреневой и вскоре распался.

В 1925 году в его жизнь вошла балерина Зинаида Судейкина, ставшая его второй официальной женой. Она мужественно терпела и прощала мужу многочисленные любовные связи. В 1932 году Зинаида Сергеевна родила Дунаевскому сына Евгения, которого почему-то все называли Генрихом и который через 19 лет, хоть и не по своей вине, укоротил жизнь отца (в ночь на 7 ноября 1951 года его друзья на даче Дунаевских во Внуково в отсутствие хозяев без спросу взяли машину и по пьянке попали в автомобильную катастрофу, в результате которой погибла молодая девушка. Этим воспользовались недруги Дунаевского).

Еще до войны Исаак Осипович пережил бурный роман с восходящей звездой советского кино Лидией Смирновой, которой он предлагал стать его женой, хотя был официально женат, но получил отказ.

В 1944 году у Дунаевского во время поездки по Сибири и Дальнему Востоку возник роман с красивой 20-летней танцовщицей из руководимого им ансамбля Зоей Пашковой, которая 15 января 1945 года родила ему сына Максима, в будущем тоже известного композитора.

Исаак Осипович искренне любил двух своих жен (Зоя Ивановна Пашкова считалась гражданской) и обоих сыновей. Днем он находился рядом с Зинаидой Сергеевной, вечером появлялся в светском обществе с Зоей Ивановной, которая представлялась не иначе, как «жена Дунаевского», ночи же посвящал творчеству, ответам на письма поклонникам его таланта (преимущественно это были женщины) и одной из жен.

30 января 1991 года (в день рождения Исаака Осиповича) Зоя Ивановна вечером переходила дорогу на Ленинградском проспекте в Москве со своим вторым мужем. Выскочившая из-за поворота машина сбила ее, и она тут же скончалась. Это была какая-то мистическая смерть. Нет, не были счастливы женщины, любившие Дунаевского!

12. 25 июля 1955 года Исаак Осипович Дунаевский скоропостижно скончался. Смерть прервала его работу над 13-й опереттой -- «Белой акацией», которую закончил композитор Кирилл Молчанов, отец известного ныне российского телеведущего Владимира Молчанова. Похоронен был Исаак Осипович с надлежащими почестями на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы своего друга Михаила Булгакова.