Події

Промучившись с мужем-пьяницей четверть века, простая сельская женщина однажды в исступлении сломала ему обе ноги

0:00 — 3 лютого 2000 eye 494

Он умер от болевого шока, а супруга, ожидая суда, мечтает, чтобы ей разрешили взглянуть на могилку мужа

Возможно, это преступление не годится для того, чтобы стать сюжетом запутанного и интересного детектива. Да и сама Ирина Анатольевна мало похожа на героиню крутого криминального романа -- эта простая сельская тетка в платке и турецкой вязаной кофте до сих пор не может понять, как она оказалась в камере следственного изолятора вместе с воровками и мошенницами. «Мне кажется, что я сплю и вижу плохой сон», -- сказала она нам в комнате для допросов.

К сожалению, в любой милицейской сводке можно найти массу историй, подобных этой: престарелый муж, допоздна ожидавший прихода молодой жены домой, ударил ее ножом, а потом попытался покончить с собой… Рассвирепевшие сыновья забили до смерти опустившегося от пьянства родителя… Когда просматриваешь короткие строчки милицейских сводок, весь ужас произошедшего не доходит до сознания. Однако за каждой такой историей стоит глубокая личная трагедия.

«Мой сын -- проклят»

Ирина влюбилась в Сергея, когда тот только пришел из армии. «Первый парень на деревне» был тогда красавцем и не пропускал ни одной смазливой барышни.

Когда они с Ирой решили сыграть свадьбу, она была уже на втором месяце беременности. Перед свадьбой Ирина пришла в дом к Сергею знакомиться с родителями жениха. И тогда ее поразили слова будущей свекрови: «Знай, девочка, хоть он и мой сын, он -- проклят».

-- Я удивилась этим словам и даже обиделась, -- рассказывает Ирина Анатольевна. -- Думала, они просто не хотят брать меня в свою семью. А куда мне было деваться в интересном положении?

Едва сняв фату, Ирина ощутила на себе крутой нрав мужа. На третий день после свадьбы Сергей, напившись, избил ее и выбросил в окно, следом полетел свадебный каравай. «Бери свои вещи и убегай, пока не поздно», -- говорили Ире родные сестры. Она же надеялась, что со временем все сладится. Но не сладилось.

-- С первой дочерью я до года сидела в декрете, а он уже тогда запивал, гулял. Но надо было на что-то жить. И я выходила на работу, оставляя ребенка то на маму, то на брата-пенсионера, потому что иногда не было денег даже на молоко ребенку.

Несмотря на это, когда дочери исполнилось девять лет, Ирина родила Сергею вторую девочку.

-- Муж, в принципе, мог хорошо зарабатывать, он отличный сварщик. Несколько раз Сергей ездил на заработки на север. Но денег домой не довозил, успевал все прогулять. Потом я узнала, что он там завел себе женщину. Обидно было, но что я могла сделать?..

«Муж как-то напился и выбил мне все зубы»

Выросла и вышла замуж старшая дочь, младшая заканчивала школу. Но чем старше становились Сергей с Ириной, тем больше их жизнь шла наперекосяк.

-- Он и раньше выпивал, но в последние несколько лет это был настоящий ужас. В 1986 году муж некоторое время работал в Чернобыле, поэтому получал чернобыльскую пенсию. Но домой ее не доносил. Рядом с сельсоветом, где выдавали деньги, -- забегаловка. А там «друзья»… Раньше он хоть и напивался, домой все-таки доползал, и какие-то деньги приносил. А в последнее время… Люди приходят и говорят дочери: «Возле сельсовета батька твой валяется пьянючий, обмочился, штаны спущены». Дочь плачет -- он же ее позорит перед другими детьми! Просит: «Мама, забери папу!» Ну я возьму тачку, в которой навоз вожу на огород, иду искать Сергея. Нахожу совершенно пьяного, хлопцев прошу погрузить его. Потом везу домой, а он лежит в тачке и песни орет. Потом извиняется, а на следующий день опять напивается и валяется под забегаловкой.

-- Если вам так плохо жилось, почему же вы не развелись с мужем?

-- А куда бы я пошла с двумя детьми? Родительский дом давно снесли, сестра на том месте новый построила. Она бы приняла меня, если бы я ушла от мужа. Сестра вообще мне очень помогала -- то деньгами, то продуктами, то вещи какие-то даст. Но уйти к ней я не могла, не хотела быть в тягость -- зачем ей такая обуза?

-- Но были же в вашей совместной жизни какие-то хорошие моменты?

-- Мы двадцать шесть лет прожили вместе. Сейчас вспоминаю это время, и думаю, что из двадцати шести лет, в общей сложности может набраться лет пять хороших… Когда муж заболевал и я за ним ухаживала, он говорил мне: «Ты у меня одна родная душа на этом свете». А потом выздоравливал, и все начиналось снова. Однажды муж деньги мне дал, чтобы я вставила себе золотые зубы. Потом как-то напился, выбил мне эти зубы и пропил их… Крестик и кольцо обручальное тоже продал.

-- А вы любили выпить?

-- Раньше я вообще не пила, только он. А в последнее время случалось -- от горя. Хотя на то, чтобы сильно пить, у меня денег не хватало.

«Я буду просить суд, чтобы мне разрешили взглянуть на Сережину могилку»

Последний семейный скандал, который закончился трагедией, разгорелся не вдруг.

-- Мужу должны были выплатить «чернобыльские», но он пришел домой и сказал: «Я вам денег больше не дам -- хоть посдыхайте с дочкой с голода. Ты мне со своим щенком не нужна», -- продолжает Ирина Анатольевна. -- Сказал это и уехал в Киев. Потом вернулся, привез дрожжи и сахар на самогонку, поставил брагу. Я стала ругаться -- в доме и так ни газа, ни света нет, поотключали за долги.

Прошла неделя. Сергей поехал в райцентр, чтобы оформить пенсию. Но для этого он склеил листы в трудовой книжке -- с последнего места работы его уволили по статье за пьянство. В собесе его обман быстро раскрыли и отправили восвояси. Взбешенный мужчина приехал домой и… швырнул трудовую книжку в лицо жене: «Это ты меня заложила, сука!»

Скандал продолжался два дня. Когда на второй день муж, вспоминая старые обиды, схватил Ирину за волосы и ударил об стенку, она взялась за кочергу. Потом в ход пошли стулья, тарелки… Младшая дочь хотела уехать в соседнее село к сестре, но опоздала на автобус. Она-то и стала невольным свидетелем последней драки между родителями.

Догнав мужа в коридоре, Ирина Анатольевна избила его до полусмерти. Потом бросила стонущего супруга и ушла спать.

-- Я слышала, как он ночью стонал, а потом утих, -- пряча глаза, вспоминает она. -- Но к нему не подходила -- уж больно он меня разозлил. Наутро вышла в коридор и увидела его лежащим. «Что, еще не проспался, пьяная сволочь?» -- сказала я и нагнулась, чтобы его растормошить. А он уже холодный…

Вызвав милицию, Ирина Анатольевна наивно и неловко попыталась скрыть следы преступления -- перетащила тело так, чтобы казалось, будто муж упал и расшибся, и даже… вставила в рот покойнику окурок.

Эксперты, осматривавшие тело, поразились -- у погибшего были полностью раздроблены кости ног. Причиной смерти стал болевой шок. Ни о какой сигарете и речи быть не могло. Вполне возможно, младшая дочь помогала матери инсценировать несчастный случай. Сейчас девочка носит маме передачи в следственный изолятор и страдает, наверное, больше всех…

А сама Ирина Анатольевна очень переживает оттого, что ее… не пустили на похороны мужа. «Я буду просить суд, чтобы мне хоть одним глазком разрешили взглянуть на Сережину могилку. Все-таки родной человек… »

«Ей повезет, если в местах заключения окажется хороший психолог»

За комментариями мы обратились на кафедру юридической психологии Национальной академии внутренних дел Украины.

-- То, что происходило с героиней этой истории, довольно типично. -- говорит преподаватель кафедры Денис Александров. -- Причин, приводящих к бытовым преступлениям, может быть множество. Для этого случая наиболее вероятной представляется такая схема: жена терпела-терпела, думала, стерпится -- слюбится, А потом произошел срыв. Механизм прост -- это так называемый процесс накопления аффекта. В состоянии аффекта у человека снижается самоконтроль, и он начинает действовать скорее инстинктивно, нежели осознанно. В данном случае озлобленность выливалась в агрессию. Люди с подвижной нервной системой (допустим, холерики) склонны быстро реагировать на обиды. А есть и другие… Они все проглатывают, но сами-то обиды никуда не деваются. Агрессия рано или поздно должна найти выход. Состояние аффекта накапливается от нескольких дней до… нескольких лет. А потом даже незначительный повод может стать катализатором, который спровоцирует агрессию, даже вскользь брошенное слово, которое в любое другое время человек пропустил бы мимо ушей.

-- Предположим, ее осудят. Но Ирина Анатольевна вовсе не отпетая уголовница, как она переживет суд и зону?

-- По опыту личных научных исследований могу судить, что типична следующая ситуация. Возможно, после пережитого шока ее сознание попытается отстраниться от того, что произошло. Она находится сейчас в состоянии транса, старается вообще не думать о произошедшем. В зоне первые три-четыре месяца до нее будет постепенно доходить, что она сделала и где находится. Может наступить депрессия. В колонии психика женщин значительно сильнее травмируется, чем у мужчин. То, что она выйдет оттуда с еще более расшатанной нервной системой -- это точно. К счастью, дома ее ждут дети, и, может быть, ей повезет, если в колонии, куда ее направят, окажется хороший психолог. Если нет -- она выйдет раздавленным человеком, который будет просто доживать свои дни…

В прошлом году от рук друзей и родных только в Киевской области погибли 75 человек

Статистика -- вещь упрямая. И именно она свидетельствует, что из ста преступлений девяносто пять совершаются на бытовой почве. В Управлении оперативной информации ГУ МВД Украины в Киевской области нам рассказали, что за прошедший год только в Киевской области жертвами семейных разборок стали 217 человек. 75 из них погибли. Вдумайтесь в эту цифру -- итогом семейных скандалов стало 75 похорон!

Лидирует в этой печальной статистике Белоцерковский район, за ним следует Фастовский. Вышгородский район, где произошла эта трагедия, занимает третье место. Достаточно малонаселенный, после чернобыльской трагедии он и вовсе пришел в запустение -- масса людей осталась не у дел, прекратили работу заводы и колхозы. Многие местные жители не видели зарплаты по нескольку лет…

-- Когда мы разбирали случаи семейного насилия на территории района, то, естественно, одной из причин, почему нельзя было предотвратить трагедю, была плохая профилактика правонарушений на местах, -- рассказывает недавно назначенный на должность начальник Вышгородского горотдела внутренних дел подполковник милиции Александр Гришко. -- Но дело в том, что большинство участковых, к сожалению, обслуживают сразу несколько населенных пунктов. Представьте себе ситуацию -- участковый, который живет, к примеру, в Вышгороде, является, по сути, единственным представителем закона в селах, находящихся от города за несколько десятков километров. Случись в одном из этих сел ЧП, свидетели трагедии должны вызвонить его в городе (и это при том, что зачастую в глухом селе телефон есть только в сельсовете). Затем участковый должен отыскать машину (порой среди ночи) и мчаться на место происшествия. Да, за это время преступник может наворотить много бед…


«Facty i kommentarii «. 3 февраля 2000. Право