Культура та мистецтво

Сценарист юрий рогоза: «мне удаются женские образы благодаря большому личному опыту»

0:00 — 4 лютого 2000 eye 842

Скоро на канале «1+1» состоится премьера первого украинско-российского сериала «День рождения Буржуя»

На канале «1+1» создано творческое объединение «Живое кино». Согласитесь, в наше время подобная заявка звучит, как вызов. Люди, бросившие его, -- генеральный продюсер «1+1» Александр Роднянский и писатель Юрий Рогоза. По мнению последнего, через пару лет украинский зритель будет толпиться у входа в кинотеатры. Понятно, не без участия «Живого кино». В планах объединения -- съемки одного телесериала в год. Начало уже положено. Сериал «День рождения Буржуя» (премьера которого состоится 21 февраля одновременно на канале «1+1» и НТВ), хоть и не был снят в этом объединении, но с полным основанием может считаться предвестником «Живого кино». А его сценарист Юрий Рогоза -- прародителем. Рогоза -- личность странная, почти мистическая. Одним словом, писатель.

«Мне говорят, что я похож на «бригадного»

-- Вас никогда ни с кем не путали?

-- Что вы имеете в виду?

-- Ну, знаете, цепочка толстая золотая на груди, не тоньше цепочка на запястье, серьга в ухе, коротко стриженые волосы…

-- А-а-а, это. Мой товарищ говорил, что я похож на «бригадного». А еще сказал, что писатели так не «плавают». Во всяком случае, так быстро и грамотно, как я. Но, с другой стороны, Хемингуэй и Лимонов тоже похожи на кого угодно, только не на писателей. Хотя я обожаю Лимонова и считаю его одним из лучших ныне живущих литераторов.

-- И вас не смущает его имидж?

-- К сожалению, ему действительно мало быть хорошим писателем. Зато его все знают в лицо. Меня, к сожалению, не все, и это не радует. Как ни крути, слава -- приятная штука.

-- В жизни вообще много приятных вещей…

-- Это правда. Например, я счастлив, что могу зарабатывать на жизнь писательством. Иногда называю себя даже Счастливчиком Джонни. Хотя не могу сказать, что мне все давалось легко. Жизнь -- это постоянная война. А бороться я привык с молодости. Был ярым антисоветчиком. Я и в комсомол-то поступил за десять дней до окончания школы. И то только потому, что мама сказала: иначе тебя не примут в институт.

-- Сейчас это расценивается, как доблестный поступок.

-- Но тогда-то я об этом не думал. И в общем-то всю жизнь доказывал себе, что я тот, кем хочу себя считать. На самом деле, отрицательных черт у меня гораздо больше, чем положительных. Хотя у мужчин некоторые отрицательные черты довольно привлекательны для женщин. «Бутербродные» мальчики никогда не нравились девочкам.

-- Могу подтвердить. Конечно, гораздо интереснее свободные молодые люди с серьгой в ухе…

-- Серьга -- знак моей доблести. Я начал носить ее, когда это считалось социальным вызовом или признаком гомосексуализма. Тот, кто посмел намекнуть мне на последнее, отвечал за это по мужским законам. Я постоянно отстаивал право быть самим собой.

«Я сделал из актрисы Иры Шведовой певицу»

-- Дорогое удовольствие, особенно для человека творческого, которому приходится зарабатывать на жизнь исключительно фантазией.

-- Заметьте, не самой плохой. В течение ряда лет в советское время я жил тем, что продавал песни. Ходил по худсоветам, давал взятки. И в общем-то безбедно жил. За текст песни платили 50--60 рублей. А поскольку худсоветов в неделю было три-четыре и на каждом принималось по одной песне, зарплата у меня была довольно приличная.

-- Ну и писали бы себе песни, раскручивая звезд. Благо есть опыт с Ириной Шведовой.

-- К сожалению, в Москве она распорядилась собой не совсем удачно. Хотя заявка была сделана многообещающая. Ира была женой моего друга Игоря Демарина. Она драматическая актриса, а не певица. Случилось так, что я написал два запрограммированных хита (бывает и такое) «Белый вальс» и «Америка-разлучница». Так Ира стала певицей. Но жизнь в Москве имеет свои законы, к которым нужно приспособиться. Вот Саше Цекало это удалось, но он прошел через жуткие испытания. Что же до продолжения моей песенной деятельности… Сейчас молодые ребята пишут для себя настолько современные, замечательные композиции, что мне незачем с ними состязаться. Слава Богу, я вовремя это понял и занялся другим.

-- Например, производством «мыльной» продукции?

-- Прошу не путать «мыло» с телесериалами. По правде говоря, я даже не знаю, «сядет» ли на «мыло» украинский зритель. Не уверен. Все-таки он воспитан на серьезном киноматериале.

-- И при этом проливает слезы над «Просто Марией» и «Дикой Розой»?

-- Но человек, живущий напряженной жизнью, не может смотреть такой «кисель», как «Роза»! Один раз я пытался это сделать, попал на сцену обеда. Она длилась пять минут. Варьировалось несколько фраз: «Педро, подай мне перечницу. Спасибо, Педро. А ты не хочешь перца? Нет, мне не надо подавать перечницу… » и так далее. Я не смог это смотреть.

-- А чем, по сути, у вас лучше? Ну разве что вместо Педро -- русский или украинский Иван.

-- Наши сериалы -- совершенно другое дело. У нас нет всех атрибутов латиноамериканского «мыла» -- амнезии, инцестов и прочего. Кроме того, требования к уровню материала, использованного в «мыле», очень занижены. Сравните хотя бы с тем же блестящим сериалом «Скорая помощь». А «Никита», «Горец»… По качеству съемок они резко отличаются от «мыла».

«Пришлось поскандалить с дочкой самого Чухрая»

-- Говорят, вы победили в конкурсе сценаристов на сериал для канала РТР.

-- Мне позвонил генеральный продюсер РТР Александр Акопов и сказал: «Юра, напиши хит, но чтобы в нем не было мистики, детектива, трупов, кражи и насилия». Я спросил, чем же я буду держать зрителя? А он мне в ответ: «Я же недаром тебя приглашаю, а не московских сценаристов». И я написал сценарий ровно за два месяца. Этот сериал уже неделю как запущен в работу. Называется он «Офис, каких много». Это 12 пятидесятиминутных серий. Сериал о жизни современного офиса, которых у нас, к сожалению, не так много. В главных ролях снимаются Игорь Костолевский, Наталья Гундарева, Евгений Миронов.

-- После «Буржуя» вы продолжаете сотрудничать с россиянами, несмотря на то, что на съемках, говорят, доходило до скандала?

-- Ну, я бы не назвал это скандалом. Просто в какой-то момент я понял, что не могу работать с одним из редакторов «Буржуя» Еленой Чухрай. Она оказалась очень трудным человеком, в ней бушевали эмоции, а не прагматизм. Я никак не мог понять причину.

-- Может, все очень банально?..

-- Вы думаете, секс? Нет, я ничего подобного не заметил, хотя я человек в этом плане чуткий. Лена мне показалась очень озлобленной. Потом я узнал, что в жизни у нее все в порядке -- муж, ребенок, именитый папа, собака. Но, слава Богу, продюсеры пошли мне навстречу, и позже я работал уже с другим редактором.

-- Вы довольны «Днем рождения Буржуя»?

-- Конечно, в любой работе есть недостатки. В Голливуде говорят, что если замысел осуществлен на 70% -- это уже удача. Может, в «Буржуе» до 70% мы не дотянули, но обвинять я никого не буду. По крайней мере, сейчас мы со страхом ждем премьеры на «1+1» и НТВ. И, по большому счету, надеемся, что сериал станет хитом.

-- Если там нет Педро с перечницей, а есть большая любовь русской девушки Маши, на это рассчитывать можно…

-- Давайте поговорим об этом после. А что до девушки… С женскими образами я никогда не промахивался, мои знакомые меня часто спрашивали: «Откуда ты это знаешь?»

-- Богатый личный опыт?

-- Не знаю, понравится ли это моей жене, наверное, да. Кроме того, если бы я писал только о том, что хорошо знаю, таких вещей было бы совсем немного. Значит, что-то я чувствую интуитивно и порой не знаю, что откуда берется.