Події

В свои 60 лет парашютистка валентина закорецкая собирается на северный полюс в составе первого украинского десанта

0:00 — 8 лютого 2000 eye 428

25 апреля сорок украинских мастеров парашютного спорта (в том числе пятнадцать женщин) должны десантироваться на Северном полюсе, где они установят национальный флаг и проведут футбольный матч. Такие игры стали традицией на «шапке планеты». Здесь экспедиция проведет около 12 часов, а затем предстоит самое сложное -- доставка парашютистов и многочисленной группы сопровождения на «большую землю».

Этот десант станет первым подобным в истории независимой Украины. Организует его украинское казачество. Всю необходимую сумму -- порядка 300 тысяч долларов -- предоставили отечественные предприятия-спонсоры.

-- Парашютные десанты на Северный полюс уже проводились. Но наш будет отличаться от предыдущих -- вывозить людей с «шапки планеты» мы будем на достаточно крупном самолете Ан-28. Сложность в том, что ему придется садиться и взлетать с льдины. Попробуй найди на ней протяженную и ровную полосу, -- рассказывает председатель оргкомитета Первой национальной экспедиции на Северный полюс, народный депутат Украины Иван Билас. -- Но для Ан-28 достаточно и стометровой полосы. Сейчас на АНТК «Антонов» готовят для нас такой самолет -- переставляют его на лыжи. Впрочем, Ан-28 будет недостаточно -- всего-то на полюсе окажется около 80 человек. Поэтому задействуем еще и два вертолета Ми-8.

Кстати, в группу сопровождения, которая по численности будет такой же, как команда парашютистов, намерен войти мэр Киева Александр Омельченко (столичная мэрия также взяла патронат над нашей экспедицией). Группе сопровождения предстоит выполнить сложные задачи -- с воздуха выбрать на полюсе подходящую льдину, высадиться на нее, подготовить площадку для парашютистов и полосу для Ан-28, разбить лагерь.

-- Конец апреля выбран не случайно -- именно в это время на полюсе обычно стоит наиболее благоприятная погода, к тому же солнце будет светить практически круглые сутки, -- рассказывает директор Центрального аэроклуба им. Антонова Владимир Грибанов. -- Однако получить обморожение можно будет запросто -- температура в апреле около 35--40 градусов мороза, а ветер -- 15--20 метров в секунду. В воздухе условия будут еще более жесткими -- часть парашютистов выпрыгнет с трех с половиной тысяч метров, где температура под минус пятьдесят. Обычные парашюты на таком морозе могут и не раскрыться, поэтому возьмем специальные, в том числе для прыжков парами. И тогда вместе с мастерами получат шанс прыгнуть и новички -- любой, кто пожелает. Но для этого ему придется заплатить сумму, эквивалентную шести тысячам долларов, и получить «добро» врачей.

-- Замечу, что среди отобранных в экспедицию мастеров-парашютистов пятнадцать женщин, -- продолжает Иван Билас. -- Одной из них, асу парашютного спорта Вере Закорецкой, уже за шестьдесят. Она будет прыгать на полюсе вместе со своей дочерью. Тренировки команды проходят на аэродроме «Чайка» под Киевом, но пока на Ан-2. Вскоре экспедиция начнет прыгать с военно-транспортного Ил-76 -- с этого «воздушного грузовика», предоставленного Минобороны Украины, мы и десантируемся на полюс. Прыгать с Ила сложно -- скорость у него около 500 километров в час, а у Ан-2 -- каких-то 140.

Специально для экспедиции будет подготовлен полярный аэродром Хатанга. Он эксплуатируется лишь время от времени, поэтому за каждые вылет и посадку с него нашим придется заплатить по 7,5 тысяч долларов (но львиная доля расходов придется на закупку топлива). Отсюда начнется перелет на полюс. По пути предстоит промежуточная посадка на одном из островов. 12 часов на полюсе будут заняты не только футболом -- Украинская федерация воздухоплавания должна поднять здесь воздушные шары, а киевские дельтапланеристы покружат над «шапкой планеты» на дельтапланах.

-- Экспедиция задумана не только ради спортивного интереса, -- вступает в разговор народный депутат Украины Сергей Кириченко. -- С ее помощью мы рассчитываем внести свой вклад в укрепление авторитета нашей страны.

Экспедиция займет дней десять. А затем начнется подготовка к покорению южной «шапки планеты». «Генеральный конструктор АНТК «Антонов» Петр Васильевич Балабуев мне прямо заявил: готовьтесь к полету в Антарктиду, -- поясняет Иван Билас. -- Американцы-де слетали недавно на Южный полюс на своем Си-130. Наши решили тоже показать, что и мы не лыком шиты. Полетим туда на супергрузовике «Руслан».