Події

Призрак «красной ртути» объявился на красной могиле

0:00 — 9 лютого 2000 eye 1150

Обнаруженная луганскими таможенниками необычная контрабанда заставляет вспомнить события начала 90-х, когда на Запад пробирались курьеры с баснословно дорогим стратегическим веществом

Что задержали таможенники?

Продолжается расследование обстоятельств сорванной луганскими таможенниками попытки контрабандной доставки в Ашгабат пробной партии (240 граммов) двуйодистой ртути -- очень токсичного вещества (см. «ФАКТЫ» от 3. 02 с. г. ). В сопроводительных документах, обнаруженных у курьера, донецкого безработного, это вещество фигурировало под интригующим названием «двуокись красной ртути». По версии задержанного, которую он изложил сотрудникам СБУ, некий пакистанец предложил ему за 300 долларов отвезти этот опасный груз в столицу Туркменистана. А конечный пункт доставки -- якобы Пакистан.

Предстоит установить, действительно ли изъятое вещество может использоваться как компонент (точнее -- как катализатор) ракетного топлива. В зависимости от ответа будет ясно, принадлежит ли двуйодистая ртуть к списку материалов, подпадающих под действие международного Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Эта мера направлена на то, чтобы так называемые «проблемные» государства не могли создавать собственные средства доставки оружия массового поражения.

Упоминание «красной ртути» в обнаруженных документах дает повод вернуться к событиям недавнего прошлого, когда это название мелькало на страницах газет не реже, чем сейчас сообщается о случаях ртутного саботажа в школах.

Килограмм чего может стоит 350 тысяч долларов?

В начале 90-х на этом таинственном веществе, впервые появившемся якобы в недрах советского военно-промышленного комплекса (по одной из версий, «красной ртутью» был назван изотоп ртути, который используется для обогащения урана), пытались заработать не только контрабандисты, но и государственные предприятия и НИИ. Поскольку официальная наука в СССР отрицала существование такого вещества, а значит, и торговли им быть не могло, то расцвел черный рынок без всяких правил. И что интересно: не было во всех этих операциях ни производителей «красной ртути», ни ее конечных потребителей. Были лишь посредники, много посредников. А для них, известно, тем больше доход, чем выше цена. И она была действительно фантастической -- 150--350 тысяч долларов за килограмм! Удалось ли кому-то продать хоть грамм по такой цене? Пусть отзовутся те, кто «поднялся» на этих операциях. Они достойны попасть в энциклопедию отечественного бизнеса.

Тем не менее, переполох на Западе курьеры с «красной ртутью» вызывали нешуточный. Ведь слухов было больше, чем достоверных данных, ибо сфера применения этого вещества устрашала -- от начинки сверхкомпактных ядерных бомб нового поколения (не оттуда ли растут ноги у «ядерных бомб в чемоданчиках»?) до «взрывателя к бомбам». Но десятки экспертиз изъятых проб «красной ртути» выявляли грубые подделки: толченый красный кирпич подсыпался в обычную ртуть, свинцовая болванка, залитая ею, создавала иллюзию жидкости с очень высокой плотностью -- якобы основной отличительной чертой «красной ртути»… Здравые суждения ученых о том, что вещества с заявляемыми свойствами нет в природе, лишь разогревали ажиотаж. В свое время пришлось обратиться за консультацией к известному в Украине специалисту по ртутьсодержащим веществам академику Исааку Трахтенбергу. Его ответ: «Может быть, речь идет о сплаве сурьмы и ртути, который вольно нарекли «красной ртутью». Но под таким названием нет ни химического вещества (есть красная окись ртути), ни ртутьсодержащего химического соединения. А сплавы -- это лишь сплавы, в состав которых могут входить различные металлы».

Российский специалист в области химии металлов академик Николай Лаверов, всесторонне изучавший проблему, также пришел к выводу, что нет такого вещества. «Непонятно, на кого работают наши академики, другие не менее квалифицированные люди из спецслужб, которые утверждают: «красной ртути» нет и не может быть! -- с иронией восклицал в своем выступлении в 1993 году с трибуны тогда еще Верховного Совета РФ вице-президент Российской Федерации Александр Руцкой. -- Это чистейшей воды афера, направленная на то, чтобы под прикрытием обещанных миллиардных сделок осуществить международные махинации, связанные с потребностью иностранных компаний в огромных рублевых средствах накануне приватизации предприятий в РФ. Почему монопольное право на реализацию «красной ртути» получил концерн «Промэкология» из Екатеринбурга (15 человек, уставной капитал 30 тысяч рублей)?.. »

После этого выступления в Московский городской суд был подан иск против А. Руцкого. Президент «Промэкологии» Олег Садыков утверждал, что он обладает уникальной секретной технологией производства «красной ртути», что 17 марта 1993 года был подписан контракт на сумму 24,2 млрд. (!) долларов на поставку потребителям на Западе 84 тонн «красной ртути», производство трех модификаций которой налажено по распоряжению российского руководства. А результат заявлений Руцкого, по мнению г-на Садыкова, -- запрет концерну не только продавать «красную ртуть» за рубеж, но и производить ее.

Нужно ли ядерным боеголовкам антирадарное покрытие?

После развала Союза украинские предприятия и научные центры еще оставались очень тесно интегрированы в единую сеть с российскими. Поэтому краснортутный бум не обошел тогда и нашу страну. Ученый-химик Поль Янушевский, русский по происхождению, по его собственному признанию французской газете «Либерасьон», являлся представителем во Франции двух украинских научных центров, которые занимались производством «красной ртути». Он предлагал ее клиентам по цене 350--500 тысяч долларов за килограмм, из которых лично получал всего 20 тысяч. «Русские сопровождают каждую партию образцом где-то 5 граммов, -- рассказал г-н Янушевский. -- Покупатели имеют возможность проверить качество в лабораториях. Обман исключен».

С курьером одной из партий «красной ртути» автору этих строк пришлось в свое время повстречаться. Ему было предложено найти покупателя, и для этого в руках у курьера оказался пробник. «Это -- запаянная ампула с бурым веществом, -- объяснил парень, -- которое при нагревании должно превращаться в желеобразную массу. » Судя по прилагаемому сертификату, это был материал АРП-04-327, или антирадарное покрытие. Из сертификата следовало, что в ампуле находится смесь изотопов ртути, сурьмы, цезия и бария. Этот материал предназначен для поглощения электромагнитного излучения. Впрочем, радиофизики исключают даже возможность его применения для создания «невидимых» самолетов -- из-за токсичности. Назначение вещества было якобы таким: как губка, оно «впитывает» излучение ядерных боеголовок, делая их незаметными. Правда, через несколько недель его приходится заменять, так как в немалую проблему превращается его собственная радиоактивность. Но и с этой версией категорически не согласны теперь уже физики-ядерщики: излучение ядерных боеголовок не столь сильное, чтобы была необходимость их замазывать каким-то «желе».

Ушел в прошлое ажиотаж начала 90-х, когда, пользуясь неразберихой в законодательстве в области экспортного лицензирования, из страны вывозились редкие и редкоземельные материалы, «электронный лом», содержащий драгоценные металлы (этим бизнесом тогда активно занимались люди с Кавказа, подчистившие закрома наших многочисленных приборостроительных предприятий на сотни килограммов золота). Ныне поставлены более-менее надежные заслоны контрабанде и теневой торговле продуктами высоких технологий, стратегическими материалами. Недавно были сорваны контрабандные операции по вывозу из страны германия и редкоземельных элементов. Материализация усилиями грамотных луганских таможенников призрака «красной ртути» на Красной Могиле -- еще один пример из того же ряда.