Культура та мистецтво

Продюсер «идиота» ярослава бабенчук: «жолдак -- это одно большое препятствие»

0:00 — 10 лютого 2000 eye 424

Продюсер -- профессия манящая, но непостижимая. Театральный продюсер -- непостижимая вдвойне. Во-первых, потому, что на искусстве еще мало кому удавалось заработать, а во-вторых, какой дурак сегодня в Украине вкладывает в него (искусство) деньги? Но наш постсоветский человек находит выход из любой ситуации, и слово «продюсер» означает не только деньги, но и организационно-хозяйственное обеспечение. В общем, выкрутились.

Продюсер нового спектакля режиссера Андрея Жолдака Ярослава Бабенчук в своем деле не новичок. Пройдя «закалку» на всемирно известном и почитаемом Авиньонском театральном фестивале и, что еще сложнее, на санкт-петербургском фестивале «Балтийский дом», теперь она очень умело и совсем не по-женски справляется с Андреем Жолдаком. А это, знаете ли, не шутка.

Ярослава Бабенчук свято верит, что театральным искусством можно управлять. Получив диплом магистра в области культуры, она готовится к защите докторской диссертации в Англии. Работу с Жолдаком считает одним из самых интересных и полезных опытов в своей жизни.

«Мы умудряемся три раза в день поругаться»

-- Я встретилась с ним на фестивале «Балтийский дом» как раз тогда, когда поняла, что начинаю испытывать ностальгию по дому (Ярослава родом из Ивано-Франковской области. -- Т. Б. ). Мне надоело вести кочевую жизнь, захотелось поговорить на родном языке. И тут появился Андрей со своей идеей постановки «Идиота». Я согласилась, тем более, что пока не вижу в Украине человека, кроме Андрея, с которым могла бы работать на таком высоком профессиональном уровне, какой нужен мне. И потом, это должна быть достаточно сильная личность. Мы с Жолдаком умудряемся три раза в день поругаться, но до разрыва отношений дело не доходит.

-- Вы что, не согласны с его методами работы на репетициях?

-- Я совершенно не лезу в творческие проблемы. Они меня не касаются. Просто долгое время Андрей работал без продюсера и все организационные вопросы привык решать сам. А мне приходится ему все время напоминать, что какую-то их часть он безболезненно может скинуть на меня. В любом случае, такие отношения нормальные люди просто не вынесли бы.

-- Вы помните свое первое впечатление от Андрея Жолдака?

-- Конечно! Это было в Румынии, на театральном фестивале. Я представляла Авиньонский фестиваль, а Андрей приехал с «Кармен». Помню, шел дождь, я подошла к Жолдаку, представилась, он поднялся, его зонтик упал, а я не ожидала, что он окажется таким огромным и… очень колоритным. Тогда я увидела его спектакль «Кармен», который меня приятно поразил. Но еще больше поразила реакция зрителей. Спектакль технически сложный, поэтому для смены декораций между первым и вторым актом пришлось делать часовой перерыв. И никто не ушел! Это меня потрясло.

«О постановке «Идиота» в Киеве на Западе ходят невероятные слухи»

-- Постановки Жолдака выпадают из западной театральной стилистики так же, как в Украине?

-- Я бы этого не сказала. Да и потом, на Западе только теперь стали узнавать Андрея. Ведь долгие годы он жил в закрытой стране, не общаясь с коллегами. Только теперь он становится известен в театральной среде, о нем ходит масса слухов. Например, о том, что Жолдак ставит «Идиота», в западной театральной тусовке уже знают. И это очень важно. Я настаивала, чтобы Андрей не ставил «Идиота» на большой сцене. Для гастролей нужен мобильный спектакль, фестивальный. А для амбиций Жолдака это принципиально. Его спектакль должны увидеть многие.

-- Неужели вы решили связать свою творческую судьбу с Жолдаком?

-- Это слишком рискованно -- договариваться надолго. Вот пройдет премьера «Идиота», тогда и решим, что делать дальше. Но, безусловно, Жолдак -- единственный человек, которому я могу простить неудобства, которые, как человек дезорганизованный, он мне доставляет. В конце концов, он делает качественный продукт. А уж сам процесс я обеспечу. Потом, мне всегда хотелось узнать театральную кухню изнутри, организовать творческих людей, которые то и дело пытаются все разрушить своим сумасшествием.

-- Поэтому вы выбрали самого сумасшедшего из них?

-- Наверное. Чтобы себя реализовать, мне нужно создавать препятствия. А Жолдак -- это одно большое препятствие.

-- Представляю, сколько людей сейчас с радостью бы с вами согласились.

-- Увы, да. Если говорить об украинском театре в целом, то сейчас я вижу только тотальную профессиональную депрессию. Никто не хочет понять, что время, когда кто-то что-то давал, кануло в Лету. А быть независимыми гораздо труднее. И один Жолдак революции не сделает. Конечно, он будет ставить спектакли, но пока не соберется группа единомышленников, дело не стронется с места. Андрей -- песчинка среди огромных каменюк, ему одному не выбраться. А может, и не надо. Жолдак становится популярным на Западе, а значит, шансов раскрутиться там у него гораздо больше. Только легче ли будет от этого нам?

Премьера нового спектакля Андрея Жолдака «Идиот» состоится 25, 26, 27 февраля в Театре на Подоле.