Трехлетняя саша глотнула жидкость для чистки газовых плит и получила тяжелейший ожог пищевода

0:00 — 18 лютого 2000 eye 10044

Моющие, чистящие, отбеливающие средства в яркой упаковке и с приятными запахами вызывают у малышей интерес и желание попробовать их на вкус. Такая дегустация обычно заканчивается трагедией

-- Пузик хочет кушать, -- говорит Саша, когда проголодается. Мама заправляет 100-граммовый пластмассовый шприц овощным пюре. Саша поднимает майку, из-под которой видна пластмассовая трубочка -- гастростома, которая стоит в желудке. Вот уже несколько месяцев Сашу кормят через нее. Конечно нелегко смотреть, как сосед по палате уплетает банан или яблоко, но девочка держится героически, знает, что в ее животе рана. Саша попробовала на вкус чистящее средство «Ерш». В считанные секунды концентрированный щелочной раствор буквально разъел стенки пищевода.

-- Из-за того, что у Саши ткани пищевода были глубоко поражены, его стенка разорвалась,-- говорит врач отделения торако-абдоминальной хирургии Украинской детской специализированной больницы N 14 «Охматдет», ассистент кафедры детской хирургии Национального медуниверситета, доктор медицинских наук Александр Дубровин. -- Несмотря на ушивание пищевода, образовался свищ, и пока он не затянется, девочку придется кормит через трубочку. Но это лишь первый этап выздоровления. Обожженные ткани постоянно рубцуются, поэтому необходимо следить, чтобы не зарастал пищевод. Лечить такие травмы приходится очень долго. В нашем отделении разработаны и применяются новые методики лечения ожогов пищевода, которые позволяют избежать пластической операции и инвалидности. К сожалению, такие больные у нас есть всегда. 3-летняя Инна во дворе съела песок, пропитанный серной кислотой, 2-летний Саша проглотил порошок для прочистки труб «Крот», 2-летняя Марина попробовала «Мистер Мускул», 10-летний Миша, пока его родители готовили краску, выпил растворитель.

-- Внучка глотнула «Ерш» буквально у меня на глазах, -- рассказывает Сашина бабушка Антонина Александровна. -- Она танцевала передо мной, а через секунду, когда я отвернулась, встала на цыпочки, достала на кухонном столе бутылочку с чистящим средством, поднесла ее ко рту и закричала: «Бабуля, бабуля, помоги!» Изо рта шла пена. Я тут же бросилась промывать ей рот водой. В тот момент по счастливой случайности к нам зашел в гости знакомый фельдшер. Он промыл Саше желудок, потом заставил ее выпить сырое яйцо и активированный уголь. «Скорая» отвезла Сашу в Кировоградскую областную больницу. Но там подобные ситуации -- редкость. И нас направили в Киев, в «Охматдет». Здесь мы находимся уже две недели.

Завтрак, обед и ужин превратились в медицинскую процедуру

-- Мамы всегда стараются приготовить для своего ребенка что-нибудь вкусненькое. Но сейчас, когда Саша не чувствует вкуса еды, процесс кормления, наверное, упрощается?

-- С одной стороны, так можно накормить ребенка всем необходимым, не прибегая к всевозможным хитростям, -- рассказывает Надежда, Сашина мама. -- Но с другой, еда для Саши перестала быть удовольствием. И хотя я все равно стараюсь, чтобы пища была вкусной и казалась привлекательной (добавляю зелень, чтобы оживить вид пюре), кормление превратилось в медицинскую процедуру и постоянно напоминает о случившемся.

-- В тот день Саша гостила у бабушки, -- продолжает Надежда. -- Когда я, узнав о беде, приехала в больницу, меня к ребенку в реанимацию не пустили. Я не очень понимала, что произошло. И честно говоря, в первую неделю не осознавала всю серьезность ситуации. Даже когда врачи говорили, что нам надо набраться терпения, я и представить не могла, сколько придется пережить. В реанимации Сашу, видимо, воспитывали, так как после она рассказывала, что «Ерш» пить нельзя, и она больше никогда не станет этого делать. Саша мне показалась очень бледной, но больше никаких признаков болезни не было. Поэтому, когда через две недели выяснилось, что у нее ожог пищевода тяжелой степени и там образовываются рубцы, я была просто шокирована.

Дети с ожоговыми травмами пищевода лечатся около года

Это было не последнее потрясение. Чтобы пищевод не зарастал, в стенке желудка делают отверстие, через которое вводят силиконовую трубку для лечебных процедур. Пищевод необходимо расширять, растягивая рубцы с помощью эластичного цилиндра -- бужировать. Но во время одной из таких процедур стенка пищевода разорвалась, и его содержимое попало в средостение, Девочка начала задыхаться. Ей немедленно сделали операцию -- ушили рану.

-- Подобную операцию нашим местным кировоградским врачам довелось делать впервые, ведь обычно с такими осложнениями детей отправляют в Киев, -- говорит Надежда. -- Но в этом случае Саша могла просто не вынести дороги. Врачи консультировались с киевскими специалистами по телефону. А когда Саша пошла на поправку, мы поехали долечиваться в «Охматдет».

-- Разрыв пищевода -- самое опасное осложнение, которое возникает при лечении химических ожогов, и в 40% случаев дети погибают, -- говорит Александр Дубровин. -- Самые глубокие ожоги оставляют щелочные растворы. Щелочь разрыхляет ткани и проникает в стенку пораженного органа. Кислота же обладает более сильным токсическим действием. Поскольку средства бытовой химии часто бывают кислотно-щелочными, то больные нередко попадают сначала в токсикологические отделения, а если у них развиваются осложнения, долечиваются у нас. Определить степень ожога можно только через две--три недели, ведь на начальном этапе изменения в тканях одинаковы. Ожоги легкой и средней степени проходят практически бесследно. Но при тяжелых ожогах пораженные ткани рубцуются, и поэтому необходимо специальное лечение, которое может длиться около года.

Наше отделение занимается ожоговыми травмами пищевода уже более двадцати лет, к нам поступают больные со всей Украины. За последние годы мы пролечили более 170 детей, используя новые методики. Словом, делаем все, что помогает вылечить ребенка.

Городские малыши чаще пробуют моющие средства, а сельские -- аккумуляторную жидкость

-- Сейчас в отделении лечатся шестеро деток, -- продолжает Александр Глебович. -- Самому младшему год и семь месяцев, он выпил аккумуляторную жидкость, старшему -- семь лет, он проглотил такой же «напиток», который нашел в гараже отца в бутылке из-под лимонада. Хочу еще раз напомнить взрослым, что держать химические вещества надо в таких местах, куда ребенок даже не догадается заглянуть. Никогда не переливайте их в емкости из-под пищевых продуктов. Такая невнимательность может стоить ребенку жизни. Несколько лет назад к нам поступила двухлетняя девочка, которая выпила серную кислоту. Спасти ребенка не удалось. Кислота обожгла не только пищевод, но и желудок. Тяжелейшими последствиями чревата уксусная 70% эссенция: оказываясь в организме, она не только вызывает ожог пищевода, но и поражает печень и почки. Кристаллы марганцовки, попадая на слизистую гортани, глотки и пищевода, глубоко прожигают ткани, пока полностью не растворятся.

После травмы многие дети страдают хроническим бронхитом, пневмонией, поскольку из-за нарушения глотания в дыхательные пути может попадать пища. Из-за того, что во время лечения они не могут полноценно питаться, принимают большое количество антибиотиков, у них развиваются дисбактериоз, гастрит, колит, снижается иммунитет. Если же дело доходит до пластической операции и приходится формировать пищевод из участка кишечника, то ребенок рискует остаться инвалидом.

Чаще всего беда случается с детьми в возрасте полутора--трех лет, когда они знакомятся с окружающим миром, пробуя все на вкус. Дети в городских квартирах в основном пьют моющие средства -- «Ерш», «Крот», «Мистер Мускул», «Белизну», в частных домах -- аккумуляторную, тормозную жидкость. Часто эти вещества не имеют запаха, а импортные моющие средства даже приятно пахнут, поэтому дети не чувствуют опасности.

Все будет хорошо…

-- Когда я мыла плиту и «Ерш» попадал мне на руки, то разъедал кожу. А представьте, выпить эту гадость, -- качает головой бабушка.

-- Это я виновата, что разрешала Саше пить сладкую воду прямо из бутылочек, а не из чашки, -- продолжает Надя. -- Но тот флакон грязно-желтого цвета, совершенно неприглядный на вид. Не знаю, как она могла им заинтересоваться?

Сейчас Сашу интенсивно лечат. Через полгода будет видно, нужна ли операция, а через год станет ясно, удалось ли спасти пищевод и не потребуется ли заменить его искусственным. Надя надеется, что все обойдется:

-- Знаете, мы впервые столкнулись с больницами. И, наверное, нам везет, потому что, вопреки расхожему мнению, мы встречали только замечательных врачей, у которых золотые руки. Думая об этом, я чувствую, что все будет хорошо.

-- В этом отделении у врачей действительно огромный опыт, -- говорит руководитель хирургической клиники Украинской детской специализированной больницы «Охматдет», заведующий кафедрой детской хирургии Национального медуниверситета, профессор Даниил Кривченя. -- Здесь не только успешно лечат ожоги пищевода, но и сложные заболевания, пороки развития легких, средостения, диафрагмы, селезенки, желчных путей, тонкой и толстой кишки. Мы разработали свои подходы в лечении этих заболеваний, впервые в мире сделали операции на легких, усовершенствовали операции по реконструкции желчных путей у детей до трех месяцев, по удалению кист печени, селезенки, оперируем больных с портальной гипертензией. Наши достижения в лечении пороков развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем в этом году выдвинуты на соискание Государственной премии. Некоторые из перечисленных заболеваний у детей встречаются очень редко. Но о том, что мы можем помочь, должны знать все педиатры, поскольку их задача -- диагностировать или заподозрить болезнь и вовремя направить ребенка к нам. Связаться с нами можно по телефонам: (044) 274-50-40, 274-22-54.