Події

Официанты-индусы в арабском порту джебель али подкармливали наших моряков буфетными объедками

0:00 — 19 лютого 2000 eye 528

Суд принял решение освободить из-под ареста теплоход «Петр Первый», арестованный за долги Черноморского морского пароходства

Вопреки распространенному мнению, что устроившиеся на работу за рубежом гребут деньги лопатой и купаются в роскоши, некоторые наши соотечественники, волею судьбы заброшенные в разные уголки мира, мечтают о возвращении. Однако есть среди них такие, кто лишен такой возможности.

… Пятый год на приколе в порту Джебель Али (Объединенные Арабские Эмираты) стоит теплоход «Петр Первый», в свое время задержанный за долги Государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство». Одно время скандалы, связанные с арестами наших суден, были у всех на слуху. Но прошло время, и о них, казалось бы, подзабыли. Как забыли и о наших соотечественниках -- простых моряках, оказавшихся втянутыми в денежные разборки.

«Стыдно просить еду на иностранных судах»

Последние три года теплоход вместе с украинским экипажем был практически брошен на произвол судьбы своим владельцем -- компанией «Sovereign Maritime Inc. ». Заработной платы моряки «Петра Первого» не видели с 1 марта 1998 года. Те, кто смог выложить из своего кармана определенную сумму денег, вернулись домой еще в прошлом году, а кто не смог -- остались на борту. Таких всего 14 человек. Двенадцать мужчин и две женщины.

«ФАКТАМ» удалось связаться с одной из них -- буфетчицей Татьяной Косминой. Вот ее письмо в редакцию, которое я привожу практически без изменений…

«Вы просили подробней описать наш быт. Пожалуйста! Начну с весенне-летних месяцев 1999 года, когда на судне уже совсем не было топлива, воды и продуктов, а жара подступала неумолимо. Металлическая коробка теплохода накалялась до такой степени, что в дневное время находиться на нем физически было невозможно. Экипаж, кроме несущих вахту, уходил в Клуб моряков, находящийся неподалеку, к бассейну -- солнце палит, но хотя бы вода рядом. Да и доброжелательные официанты-индусы, зная наше положение, выносили нам остатки еды после обеда: кусочек хлеба, немного картошки, иногда даже мясо случалось. Это и был наш дневной рацион. Правда, в сильную жару и есть не особенно хотелось.

Часто подходили люди и с недоумением спрашивали: «Вы что, самоубийцы? Во всех газетах предупреждения о том, что солнце в этом году очень нехорошее, а вы целыми днями под солнцем!». Они просто представить себе не могли, как при температуре +58 градусов (в тени!) можно находиться на судне без кондиционера.

У матроса Самойленко уже полгода не проходит жуткая постоянно кровоточащая экзема на спине от этих солнечных ванн. У половины экипажа тропический лишай -- белые пятна на смуглой коже, которые так и не загорают. Зрелище не из приятных. Лечить все это нечем и не за что. Ночи облегчения не приносили. Спать все выходили на открытые палубы, так как в каютах жутко душно. У каждого свой матрац, но при температуре +38 не сильно разоспишься. Благо, на причале рядом с судном находятся фонарные столбы с сильными лампами -- в жизни так много не читала, как теми ночами! К утру приходила прохлада в компании с густым туманом, так что рассвет все встречали на мокрых простынях и подушках: романтично, но у меня от этой прелести цистит в запущенной форме. Для справки: самая дешевая консультация в самом дешевом госпитале стоит порядка 15 долларов. А я за отработанные 22 месяца не получила пока ни копейки!

В общем, возможность спать хотя бы шесть часов в сутки у нас появилась только глубокой осенью, когда спала жара. Теперь мы спим как белые люди, на нормальных кроватях в каютах. Только как не белые, не даже черные, ходим с пластиковыми бутылками за полтора километра на пожарную станцию за питьевой водой. Тем же путем на тележке привозим в бочке воду для других нужд. Мыться ходим в тот же Клуб моряков. Это всего в паре километров от нас. С приходом осени появилась и рыба в прибрежных водах, стали кормиться за счет рыбалки. Большое счастье, когда в порт заходят наши суда. Правда, это нечасто случается. Там хоть унижаться не надо, достаточно просто объяснить ситуацию и моряки делятся, чем могут. Очень стыдно просить еду на чужеземных судах. Я сама в таких «подвигах» не участвовала, но со стороны наблюдала -- позор неописуемый! Конечно, наши проститутки, заполнившие Дубаи, и опять-таки наши нищие попрошайки-моряки создают отчизне чудный имидж!»

Экипаж существует за счет Христианской миссии для моряков

«Большую помощь нам оказывает капеллан Христианской миссии для моряков г-н Тревор, -- продолжает в письме Татьяна Космина. -- На новогодние праздники деньжат нам подкинул на праздничный стол и подарки к Рождеству. Мелочь, но в наших условиях это просто праздник. Капеллан очень долго не мог понять, зачем к нам прислали отца Василия от нашей церкви, без денег и связей. Мы сами так и не поняли, зачем он на целый месяц приезжал в Эмираты. При этом панически подсчитывали, сколько штук яиц и сосисок ему нужно «отстегнуть» от пайка, выделенного капелланом, -- его же целый месяц кормить чем-то надо было!

Отец Василий собирал нас на какую-то литургию, но, извините меня, это выглядело насмешкой: голодные моряки, далекие от церкви, и поп с кадилом! Правда, перед отъездом выяснилась цель его приезда, когда он начал собирать подписи под письмом в нашу епархию, им же и написанное. Суть письма состоит в том, что мы очень благодарны нашей украинской церкви за возможность «лицезрения» на судне отца Василия, считаем необходимым дать возможность каждому судну иметь на борту своего судового священника и т. д. Маразм! Люди ведь на работе. А кому необходимо и душа требует, те в церковь на берегу сходить могут. А тут товарищ просто трудоустроиться решил. И таки устроился: недавно в одесской газете была заметка о том, что бороздит наш отец Василий морские просторы на пассажирском теплоходе по Средиземному морю. Почему-то не попал на грузовое судно, а ведь там морякам гораздо тяжелее.

Обращались мы в посольство Украины в Абу-Даби. Реальной помощи, кроме слов сострадания, не получили. А два дня назад я с острой болью поехала в госпиталь, и выяснилось, что у меня образовались четыре камня в почках. Врач сказал, что нужно срочно оперироваться, так как один из камней перекрыл мочеточник. Это, видать, я водичку с пожарной станции эти два года с «пользой» для здоровья попила. Денег на операцию нет, а мне ведь еще и тридцати лет нет! Капитан обратился за помощью в посольство, просил денег на операцию. Денег не дали, предложили помочь с отправкой домой. А мне, нищей, извините, что здесь, что на Украине -- помирать одинаково. Правда, секретарь посольства привез с собой женщину--врача на судно. Она всех осмотрела, даже некоторые медикаменты выдала, и на том спасибо. Мы домой вернемся не только психически неуравновешенными, но и физически изуродованными. И самое обидное, что никто не несет никакой ответственности ни за наше здоровье, ни за годы, проведенные вдали от дома, ни за наших детей, лишенных своих родителей и материальной поддержки, ни за разрушенные семьи…

Моей дочери скоро десять лет, а расстались мы, когда ей было восемь! Это уму непостижимо. У меня даже тело без нее болит. Она в письме просит меня прислать фотографию, т. к. стала забывать, как выглядит мое лицо. Кто ответит за наши искалеченные души!? Я же ее могу просто потерять. И это равно относится ко всем морякам, находящимся на борту теплохода.

Некоторые члены экипажа уже несколько месяцев не знают, где находятся и чем живут их жены и дети. На письма им не отвечают, место жительства их неизвестно. И я не могу осудить этих женщин, когда муж-кормилец два года ни копейки в дом не дает, в воспитании детей участия не принимает, его просто нет. А тот непростой факт, что мужики уже больше двух лет не имели физической близости с женщинами!? Вы можете представить их моральное состояние? Нас на борту две женщины и 12 мужчин, находимся в замкнутом пространстве, говорить друг с другом уже не о чем. Мы уже даже стараемся друг друга избегать, так все надоели!

Наши «новые украинские», по-моему, кроме как воровать и взятки давать, ничему больше не научились. Здоровым бизнесом в нашем случае и не пахнет. Как можно доверять неизвестно кому жизни людей! Почему не контролируется работа и судьба бывшей государственной собственности? Почему не отбирают у таких горе-коммерсантов то, чем они не вправе владеть? Куда вообще смотрит власть Украины? Пока наш теплоход являлся государственной собственностью, он приносил прибыль, и мы нормально работали. Почему бы не вернуть его обратно в собственность государства? И последний вопрос: когда, наконец, наше государство будет защищать своих граждан и отстаивать их права? Искренне хочется верить, что этому беспределу наступит конец!

С уважением, буфетчица теплохода «Петр Первый» Татьяна Космина».

Суд принял решение освободить теплоход

Еще 3 июля 1999 года Кабмин утвердил постановление N 1180 «О продлении срока действия постановления Кабинета министров от 19 октября 1998 года N1587», предусматривающее выделение суммы, эквивалентной 1 млрд. 423 млн. долларов США для финансирования затрат по погашению задолженностей по зарплате экипажам арестованных суден ГСК «ЧМП» за счет резервного фонда правительства. Однако о судьбе этих денег не удалось получить информацию ни в одном из «заинтересованных» судьбой «Петра Первого» и других суден.

Когда этот материал готовился к печати, старший помощник капитана Максим Мельников сообщил нам, что 8 февраля суд города Дубаи принял решение об освобождении теплохода из-под ареста. Позже этот факт подтвердили и в нашем МИДе.

По решению суда, теплоходу дано разрешение покинуть порт либо остаться там -- по желанию судовладельца, который, похоже, в течение последнего времени просто забыл о своей собственности. Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе МИДа со ссылкой на информацию, полученную из нашего посольства в ОАЭ, при содействии дипломатов «экипаж получил средства для первоочередного обеспечения жизнедеятельности судна. » Дай-то Бог!


«Facty i kommentarii «. 19 февраля 2000. Жизнь