Події

Замуж за смертельно больного друга катя вышла, чтобы он не догадался, что обречен

0:00 — 6 січня 2000 eye 1005

Одни назвали это подвигом, другие -- игрой в благородство

Женя выбрал Катю в невесты, когда обоим было лет по пять. Он привел ее домой, познакомил с мамой, показал комнату, где они будут жить. Родители посмеялись, но в отношения малышей вмешиваться не стали. Держась за ручки, Катя с Женей ходили в детский сад, а потом и в школу. Повзрослев, Катя поняла, что любит Женю только как брата. Но видно сама судьба готовила девушку ему в жены.

Узнав, что из армии Женя вернулся инвалидом, Катя не посмела отказать ему в своей руке.

Десять лет за одной партой -- это не шутка. Одноклассники были уверены, что не успеет отзвенеть для Кати с Женей последний школьный звонок, как они поженятся. Катя же вдруг поняла, что любит Женю только как брата. Она следила, чтобы Женя не забывал тетради, а в холода не выскакивал на улицу раздетым. Но замуж за него она выходить не хотела! Объясняться с другом на этот счет Катя, однако, не решалась. Положилась на жизнь: она, мол, сама все расставит по местам. Та и расставила. Екатерина поступила в медучилище, а Евгений ушел в армию. Вернулся бы он здоровым, Катя бы ему и призналась в своих сестринских чувствах. Но судьба распорядилась иначе.

Женя служил в Припяти, и когда взорвалась Чернобыльская станция, оказался в эпицентре беды. Полгода на работах по ликвидации последствий катастрофы сделали его инвалидом. Женю и других «дембелей» привлекали к захоронению каких-то зараженных материалов -- и все эти ребята были серьезно больны. На мать Евгения страшно было смотреть. Она возила сына на обследования, а Катя не знала, каким богам молиться: «Только бы все обошлось!» Не обошлось. Жить Жене, сказали медики, не больше пяти лет -- даже при самом лучшем уходе!

Однажды встретив Катю на улице, Женина мама сказала, что ей в дом лучше не приходить: «Устраивай свою жизнь, детка, а сыну я как-нибудь объясню. » Это был приговор. И Жене. И ей, Кате. Ведь понятно, что уйти ей нельзя. Она должна остаться с ним! Остаться и ждать его смерти? За ночь Катя не сомкнула глаз. А наутро собрала вещи и отправилась к Жене. «Я переезжаю к вам,» -- сказала она будущей свекрови таким тоном, что та не решилась возразить.

Шесть лет спаялись в неразрывное целое. Работа и дом, дом и работа -- больше ничего не существовало для Кати. А Женя, в юности бывший душой компании, становился все мрачнее и раздражительнее. Для мужчины невыносимо понимать, что он становится обузой. Но что же делать, если нет сил достать книжку из шкафа, а из холодильника -- кастрюлю с супом? Но и у Кати их становилось все меньше. Все чаще она закрывалась в ванной и плакала, включив воду, чтобы не было слышно всхлипов. Все чаще задумывалась, не сделала ли ошибку, взвалив на себя такой тяжелый крест?

Мысленно Катя возвращалась в тот день, когда переступила порог Жениного дома. Ведь у нее был выбор: Женина мать чуть ли не гнала ее прочь! Но в ее голосе -- она это хорошо помнит -- угадывалась надежда, что Катя не оставит Женю. Впрочем, если бы даже будущая свекровь гнала ее всерьез, бросить Женю Катерина все равно бы не смогла. Даже близкие подруги подозревали ее в том, что, она играла в благородство. Но какая игра, когда на тебя смотрит близкий, почти родной человек, чья жизнь вот-вот оборвется? Неосторожное слово, неосторожное движение -- и он потеряет стимул к жизни. Потому что его стимул -- это ты. Твой голос, твоя улыбка. Вот когда Катя поняла, что значит быть в ответе за тех, кого мы приручаем. И -- не смогла поступить иначе. А если бы смогла, то, наверное, это была бы уже не она.

Влюбившись в другого Катя почувствовала себя предательницей.

Влюбилась Катя неожиданно. И тут же почувствовала себя преступницей. Не описать, как казнилась, угадав в Андрее того, кто может дать ей счастье. Но отказаться от него не хватало сил. Никогда не забудет, как летела на первое свидание! И как с него возвращалась: щеки пылали, а тело не слушалось. Она с ужасом представляла, как переступит порог дома. Казалось: Женя все поймет. Но муж привычно чмокнул ее в щеку и принялся с увлечением пересказывать сюжет какого-то сериала. У Катерины на минуту отлегло от сердца, но тут же накатила волна жгучего стыда. Женщина решила завтра же объясниться с любимым. Но Андрей встретил ее цветами, которые подал краснея как школьник -- и она сникла. А потом, наврав про подруг, которые якобы пригласили ее в гости, уехала с любимым в Карпаты.

Две недели в тихой горной гостинице показались райскими после череды серых будней. Только теперь Катя поняла, что значит быть женщиной, что значит быть любимой. На склонах Карпат полыхала осень. Томился в тумане приютивший влюбленных городок. Казалось, он готов был спрятать Катю от всех жизненных невзгод. Но она не готова была с ними расстаться.

О том, что происходит с невесткой, конечно же, догадалась свекровь: женщину не обманешь. Но смела ли она упрекнуть человека, продлевавшего дни ее сыну? И она покорно принимала неуклюжие Катины объяснения отлучек, ставших регулярными. Два года Катя любила и боялась. Даже не знала, что страшнее: быть разоблаченной или разлюбленной. Все оборвалось, когда Андрей предложил: «Женимся или расстаемся». «Я же говорила, что никогда не оставлю мужа!» -- ответила она ему. Но это только подлило масла в огонь: «Тебе уже 29! -- кричал Андрей. -- Когда ребенка рожать будешь?» У Катерины сердце упало: она-то считала Андрея благородным человеком! Неужели тот, кем так восхищалась, готов отнять последнюю надежду у умирающего? Больше Катя с Андреем не встречалась.

Жалеют Катю только те, кто ей… завидует?

Забота жены и матери подарила Жене 11 лет жизни. Когда же он умер, Катины подруги запричитали: дескать, четвертый десяток покатил, а ни детей, ни любви. Доигралась… Но по мнению психолога Татьяны Островой, пожалеть нужно не Катю, а ее подруг:

-- У Катерины редкая душа, -- говорит Татьяна Андреевна. -- И ее подруги наверняка ей просто завидуют! А я просто преклоняюсь перед этой женщиной! Ей оказалось по силам нечто большее, чем обычное продолжение рода. Пожертвовать чем-то ради любимого нетрудно -- ты делаешь это не замечая. Для друга жертвовать гораздо сложнее. А Женя для Кати был не просто друг. То, что он делал в Чернобыле, нужно было всем нам! Неужели он не достоин был счастья? И Катя ему его подарила. За это мы все должны ей в ноги поклониться. Только очень примитивные люди могут считать ее жизнь бесцветной. Я же вижу ее иной. В ней была истинная дружба. И любовь тоже была. Впрочем, почему была? Кате ведь нет и 35-ти. Так что, все у нее впереди.


«Facty i kommentarii «. 6 января 2000. Человек и общество